Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Сложное предложение. Культура речи
Сложноподчиненные предложения
Контрольные работы

I

Диктант

• Напишите диктант. Выполните задания.

Был конец августа; в малорусском городе, где я жил, стояло знойное затишье. И когда однажды в субботу я вышел после работы, на улицах было так пусто, что, не заходя домой, я побрел куда глаза глядят за город. Шел я по тротуарам мимо закрытых магазинов и старых торговых рядов; в соборе звонили к вечерне, от домов ложились длинные тени, но было еще так жарко, как бывает в южных городах в конце августа, когда даже в садах, жарившихся на солнце целое лето, все покрыто пылью.

На пыльной площади, у водопровода стояла красивая большая хохлушка в расшитой белой сорочке и черной плахте, плотно обтягивавшей ее бедра, в башмаках с подковками на босу ногу. Было в ней что-то общее с Венерой Милосской, если только можно вообразить себе Венеру загорелой, с карими веселыми глазами и с такой ясностью чела, которая бывает, кажется, только у хохлушек и полек. Наполнив ведра, она положила коромысло на плечо и пошла прямо навстречу мне... И помню, как почтительно я посторонился, давая ей дорогу, и как долго смотрел за нею! А в улицу, которая шла с площади под гору, видна была огромная, мягко синеющая долина реки, луга, леса, смуглые золотистые пески за ними и даль, нежная южная даль...

На окраине, там, где голубые и белые мазанки стояли уже на леваде, мелькали на токах цепы. Но в затишье долины было жарко так же, как в городе, и я поспешил выйти в открытую, ровную степь.

Тихо, покойно и просторно было там. Вся степь, насколько хватало глаз, была золотая от густого и высокого жнивья. На широком, бесконечном шляхе лежала глубокая пыль: казалось, что идешь в бархатных башмаках. И все вокруг сияло от низкого вечернего солнца.

(И. А. Бунин. «В августе»)

Задания.

1) Составьте схему, определите тип придаточных и вид подчинения придаточных в следующих предложениях: второе предложение первого абзаца (для 1-го варианта); второе предложение второго абзаца (для 2-го варианта).

2) Среди предложений 2 — 4-го абзацев найдите СПП с однородным подчинением придаточных, аргументируйте свой выбор.

3) Назовите типы придаточных в последнем предложении первого абзаца.

4) Графически поясните постановку знаков препинания в последнем предложении второго абзаца.

II

Диктант

• Напишите диктант. Выполните задания.

От света, от блеска песков и неба я был пьян всю дорогу до Каира. Разливы спелых хлебов дремали полуденной дремотой. Полуденным сном и солнцем был отягчен зоологический парк. Жутко и пышно было в нем в этот час! Я остановил коляску и вошел.

До земли висели ветви мимоз. Высоко возносились в пламенный воздух, в пыльно-серебристое небо пальмы. На горячих дорожках млели, цепенели огромные, сказочно разноцветные бабочки сказочно богатых рисунков. В загоне под какими-то высокими зонтичными деревьями стоял покатый жираф, древнеегипетские изображения которого считались когда-то баснословной смесью всех животных, и, поводя змеиной шеей, тянулся рогатой головкой к листьям макушек. В других загонах лежали палевые газели и антилопы. На одной ноге, как на блестящей трости, стояли в теплой воде прудов розовые фламинго, надутые пеликаны, хохлатые тонкие цапли. Неподвижно, бронзово-зелеными маслянистыми бревнами, лежали среди плавучих островов допотопные крокодилы, до половины высунувшись на горячую илистую отмель. «Ночные» змеи так втирались в песок, что лишь случайно наталкивался я на их неподвижно-стеклянные глаза с вертикально-хищными зрачками. Восторженно и неожиданно вскрикивали в мертвой тишине разноцветные горбоносые попугаи. И тогда сад казался Эдемом, заповедным приютом блаженства и «незнания».

(По рассказу ИЛ. Бунина «Свет Зодиака»)

Задания.

1) Составьте схемы всех СПП текста, определите типы придаточных и виды соподчинения в них.

2) Графически поясните постановку знаков препинания в одном из СПП текста.

3) В первом абзаце найдите односоставное предложение, определите его тип.