Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017
Сложное предложение. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Лексикология (лексика) и фразеология
1. Поясните значения приведенных фразеологизмов (при необходимости используйте фразеологический словарь). С тремя из них (по выбору) составьте предложения.
Вариант 1
Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, блудный сын, вавилонское столпотворение, валаамова ослица, во всю ивановскую, геркулесовы столпы, гомерический хохот, гордиев узел, дамоклов меч, кануть в Лету, козел отпущения.
Вариант 2
К шапочному разбору, демьянова уха, лошадиная фамилия, отложить в долгий ящик, переменить декорации, пуститься во все тяжкие, троянский конь, танталовы муки, сизифов труд, Содом и Гоморра, соломоново решение.
2. Составьте словосочетания, подобрав к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные из приведенных в скобках. Запишите получившиеся словосочетания.
Вариант 1
1) Вежливый, любезный, корректный, обходительный (обращение, человек, тон, вопрос); 2) преданный, надежный, верный (друг, сердце, убежище); 3) верхушка, вершина (дерево, гора, слава); 4) взрослый, совершеннолетний, зрелый (мысль, человек, животное); 5) миловидный, хорошенький (лицо, комната); 6) название, имя, кличка (город, мальчик, собака); 7) отпереть, отворить, распахнуть (шкаф, дверь, окно); 8) пища, еда, корм (дети, гости, птицы).
Вариант 2
1) Погасить, потушить, задуть, выключить (электролампа, свеча, костер); 2) посылать, отправлять, командировать (на экскурсию, в спортлагерь, в школу, на завод); 3) признак, примета, симптом (ум, гроза, грипп, непогода); 4) старый, ветхий, многолетний, старинный (книга, дом, человек, растение); 5) сторожить, охранять, беречь (имущество, граница, огород); 6) танцевать, плясать (гопак, вальс, фокстрот, казачок, танго); 7) горячий, жаркий, жгучий, знойный, раскаленный (песок, день, погода, лучи, почва, пища); 8) долгий, длительный, продолжительный, длинный (время, день, дорога, сеанс).
3. Подберите к данным словам (учитывая их многозначность) антонимы.
Вариант 1
Светлый, полный, сухой, зеленый, прямой, грубый, крепкий, золотой, легкий, мягкий, жидкий.
Вариант 2
Глубокий, бедный, большой, резкий, стальной, крутой, вредный, пустой, гладкий, короткий, мутный.
4. Выпишите из предложений устаревшие слова и с помощью этимологического словаря определите их значение.
Вариант 1
1) Лик земли вечно переменчив. 2) Огоньки камина уютно отражались в зерцалах стенных подсвечников. 3) Представь кавалергарда в каске, с длинным палашом. 4) Вокруг нее стоит грозная стража. 5) Его сухое лицо все дрожало нервическим оживлением каждого мускула.
(Н. Гоголь)
Вариант 2
1) Не люблю я бранный гром. 2) Его чело и взор омрачились тяжелой думой. 3) К лицедейству я не привык, шаркать ножкой меня тоже не обучили. 5) С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса.
(Н. Гоголь)
5. Подберите к словам как можно больше синонимов. Определите характер употребления подобранных слов (разговорное, нейтральное, официальное, книжное и др.).
Вариант 1
Аргумент, дефект, умный, глаза, конфиденциально, лозунг, сентенция, масштаб, большой.
Вариант 2
Время, фиксировать, фиаско, сильный, утрировать, аффект, эффект, гибрид, изба.
6. Подберите к фразеологизмам слова или фразеологизмы в соответствии с заданием.
Вариант 1: близкие по значению.
Образец: Лодыря гонять — бить баклуши — бездельничать.
Бить тревогу, брать в оборот, вешать голову, влезть в душу, войти в историю, между молотом и наковальней, ни за какие блага, ни под каким видом, оставлять с носом, от альфы до омеги, с глазу на глаз, стреляный воробей, хоть головой о стену бейся.
Вариант 2: противоположные по значению.
Образец: за тридевять земель — рукой подать — близко.
Гладить по шерсти, душа в душу, жить своим умом, заварить кашу, идти в гору, исчезать с горизонта, легок на подъем, надевать маску, поворачиваться лицом, птица высокого полета, с тяжелым сердцем, сбивать с толку, набрать в рот воды, держать камень за пазухой.