Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Сложное предложение. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Морфология - Имя прилагательное

1. Выполните полный морфологический анализ всех имен прилагательных.

Вариант 1

Весь этот день был днем постепенного разочарования для Обломова. Он провел его с Ольгиной теткой, женщиной очень умной, приличной, одетой всегда прекрасно, всегда в новом шелковом платье, которое сидит на ней отлично, всегда в изящных кружевных воротничках.

(И. Гончаров)

Вариант 2

1) Момент символических намеков и сиреневых веток прошел невозвратно. Любовь делалась взыскательнее. 2) Он был нем и не мог даже пошевелиться. 3) Нянины сказки, ее неспешный голос успокаивали и убаюкивали его.

(И. Гончаров)

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте синтаксическую роль всех имен прилагательных в данных предложениях.

Вариант 1

1) Л..цо у него не грубое, не красн..ватое, а белое, нежное; руки не п..хожи на руки братца — не тр..сутся, не красные, а белые, небо..льшие. 2) П..том он нач..нал задумываться все глубже. 3) На другой день милая б..лтовня и ласк..вая Ольгина ш..ловлив..сть не м..гли разв..с..лить его. 4) На ее настойч..вые в..просы он долже.. был от..зваться г..ловною болью и т..рп..ливо п..зволил вылить одеколону с..бе на гол..ву. 5) Как только случайно загляд..вал в эту светлую, детскую душу — будь он мрач..н, зол, — он уже не мог отк..зать ему во вз..имности или хоть в добр..й и прочн..й пам..ти.

(И. Гончаров)

Вариант 2

1) Многие зап..наются на добр..м слове и смел.., громко пр..износят л..гк..мысл..нное слово, не под..зр..вая, что оно тоже не пр..падает дар..м, ост..вляя длинный след зла, иногда неистр..бимого. 2) Они стали чутки и ост..рожны. 3) Д..ревья и кусты см..шались в мрачную массу; в двух ш..гах нич..го не было видно; только бел..ватой п..л..сой зм..ились п..счаные д..рожки. 4) Св..дания, разговоры — все это был один свет, ко..орый го..ел ярко, и только пр..ломлялись и др..бились лучи его на роз..вые, на з..леные, на пал..вые и тр..п..тали в окружавш..й их атм..сфере. 5) В осн..вании натуры Обломова л..жало чистое и доброе н..чало, исполне..ое глубок..й с..мпатии ко вс..му, что х..р..шо и что только откл..калось на зов этого пр..стого и вечно д..верчивого сер..ца.

(И. Гончаров)

3. Спишите. Определите лексико-грамматческий разряд всех имен прилагательных. Подчеркните буквы, которые обозначают два звука, одной чертой, а те, которые не обозначают звук, — двумя.

Вариант 1

1) Потом примется за книги — дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяновых корешках. 2) Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены этого незамысловатого жилища. 3) Все его называли хозяйским сыном. 4) Из-за закрытых дверей послышался старушечий голос. 5) С ним можно было толковать о посеве, об урожае, о крестьянском быте. 6) Тут стояла кровать с заячьим одеялом. 7) А теперь весь сухой, лысый, но с прежним орлиным взглядом, он возлежал на кровати. 8) Река катила темно-синие волны; воздух густел, отягченный ночной влагой. 9) Молния, несмотря на зимнее время, бороздила небо по всем направлениям. 10) Обе половины представляли ряд светлых, уютных комнат с блестящими полами и свеженькими обоями.

(И. Гончаров)

Вариант 2

1) Он был нем и не мог даже пошевелиться, только влажные от умиления глаза неотразимо были устремлены на нее. 2) Часто случается заснуть летом в тихий, безоблачный вечер, с мерцающими звездами, и думать, как завтра будет хорошо поле при утренних светлых красках! 3) Пока между нами любовь появилась в виде легкого, улыбающегося видения, пока она носилась в запахе сиреневой ветки, в стыдливом взгляде, я не доверял ей, принимая ее за игру воображения и шепот самолюбия. 4) Но осенние вечера в городе не походили на длинные, светлые дни и вечера в парке и роще. 5) Вот что значит свидания наедине, поэзия утренних и вечерних зорь, страстные взгляды и обаятельное пение! 6) Между всеми этими заботами рисовалось ему прекрасное Ольгино лицо, ее пушистые, говорящие брови и эти умные серо-голубые глаза. 7) Плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений к чему-то. 8) Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины! 9) Соловьев тоже не слыхать в том краю, может быть оттого, что не водилось там тенистых приютов и роз. 10) Звонко и далеко раздается человеческий голос в абсолютной пустоте; наступил час всеобщего послеобеденного сна, и в доме воцарилась мертвая тишина.

(И. Гончаров)