Контрольные и проверочные работы по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой и др. - Е. П. Черногрудова 2017

Сложное предложение. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Синтаксис - Словосочетание

1. Оцените приведенные высказывания как истинные (+) или ложные (—).

Вариант 1

1) Словосочетание состоит минимум из двух любых слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2) Словосочетание состоит минимум из двух самостоятельных слов.

3) Словосочетание состоит из двух или более самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

4) Словосочетание может состоять из любого количества любых слов.

Вариант 2

1) Компоненты словосочетания могут являться одним членом предложения.

2) Словосочетанием не являются фразеологизмы, грамматические основы предложения, сочетания слов, соединенных сочинительной связью.

3) Любое сочетание слов — это словосочетание.

4) Предложение может состоять из одного словосочетания.

2. Разделите данные сочетания на два столбика: словосочетания и сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями.

Вариант 1

Весенним месяцем, однажды летом, в начале апреля, дома и на работе, засучив рукава, подсказал решение, интересная книга, случайно услышал, исключительно просто, лектор объяснил, звонким голосом, в темном помещении, находился рядом с домом, быть рядом, заказанный заранее.

Вариант 2

Доехал на машине, добрался поездом, собираясь в дорогу, объехал кругом, строительную бригаду, сильно сутулится, сидевший за столом, пришли друзья, решил зайти, угостить шоколадом, простить друга, стакан молока, присматривать за малышом, перед экзаменом, посмотрел да ушел.

3. Соедините линиями словосочетания и названия соответствующих им способов связи.

4. Выпишите из приведенных предложений словосочетания со связью согласование. Поставьте вопрос от главного к зависимому слову, определите у обоих слов род число, падеж. Выделите окончания у слов, входящих в словосочетания.

Вариант 1

1) Однако ж во вторую весну моего затворничества разнесся слух, что графиня с мужем приедет на лето в свою деревню. (А. П.) 2) Я слушал его неподвижно; странные, противуположные чувства волновали меня. (А. П.)

Вариант 2

1) Мы бросились к саблям; дамы попадали в обморок; нас растащили, и в ту же ночь поехали мы драться. (А. П.) 2) Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился. (А. П.)

5. Распределите порядковые номера данных частей речи по указанным группам.

Согласуется с другими словами в составе словосочетания

Управляет другими словами в составе словосочетания

Примыкает к другим словам в составе словосочетания




Вариант 1

1) глагол в спрягаемой личной форме, 2) прилагательное в начальной форме, 3) наречие, 4) причастие в форме косвенного падежа, 5) личное местоимение в форме косвенного падежа, 6) собирательное числительное в начальной форме, 7) существительное в форме косвенного падежа, 8) возвратное местоимение.

Вариант 2

1) глагол в начальной форме, 2) деепричастие, 3) указательное местоимение в форме косвенного падежа, 4) причастие в начальной форме, 5) количественное числительное в начальной форме, 6) существительное в начальной форме, 7) порядковое числительное в форме косвенного падежа, 8) прилагательное в сравнительной степени.

6. Выпишите все словосочетания из данных предложений. Определите тип связи их компонентов.

Вариант 1

1) С тех пор виделся я с ним только при товарищах, и прежние откровенные разговоры наши прекратились. 2) Он довольствовался очень легким объяснением и помирился. 3) Сильвио не дрался. 4) Мы не сомневались в последствиях и полагали нового товарища уже убитым. 5) Нечаянный случай всех нас удивил.

(Из произведений А. С. Пушкина)

Вариант 2

1) Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. 2) Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. 3) Никто не знал ни его состояния, ни его доходов, и никто не осмеливался о том его спрашивать. 4) Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета. 5) Граф замолчал.

(Из произведений А. С. Пушкина)

7. Распределите словосочетания на три группы в соответствии со способом связи.

Вариант 1

Показался вдали, гордиться собой, уверенно говорит, яркая вспышка, с красивой музыкой, с мыслью о будущем, в разговоре со знакомым, в большом городе, утренняя роса, успешный в делах, вдвоем с товарищем, каждый из нас, капризный ребенок, восторженно смотрел.

Вариант 2

Спустился в подвал, в старинном замке, каждый из них, долго рассказывал, узнал у специалистов, прикрикнул на окружающих, раньше других, пристально смотрел, выглядел старше, первый в строю, один из многих, взять напрокат, с прочными знаниями, туфли на каблуках.

8. Выпишите парами буквы, обозначающие схемы словосочетаний, и номера предложений, в которых есть словосочетания, им соответствующие.

Вариант 1

1) Ибрагим, оставшись наедине, едва мог опомниться. 2) Надменный князь Меншиков дружески пожал ему руку. 3) С этими словами он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. 4) Путешествие не показалось ему столь ужасно, как он мог того ожидать.

(Из произведений А. С. Пушкина)

Вариант 2

1) Дома казались наскоро построены. 2) После обеда государь, по русскому обыкновению, пошел отдохнуть. 3) Между тем некоторые из особ, приближенных к государю, собирались во дворец. 4) Воображение его восторжествовало над существенностью.

(Из произведений А. С. Пушкина)

9. Укажите, сколько в каждом предложении словосочетаний со связью согласование, управление, примыкание.

Вариант 1

Завтра праздную мою серебряную свадьбу, и я прошу вас и ваших дочек отобедать у меня по-приятельски. (А. П.)

Вариант 2

Приближаясь к желтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик не чувствовал радости. (А. П.)

10. Выпишите из приведенных предложений словосочетания со связью управление. Обозначьте главное слово, поставьте вопрос к зависимому.

Вариант 1

1) На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. 2) Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась.

(Из произведений А. С. Пушкина)

Вариант 2

1) Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукой, и заслужила полное одобрение. 2) Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение.

(Из произведений А. С. Пушкина)

11. Выпишите из предложений все словосочетания и укажите способ связи их компонентов.

Вариант 1

1) Она в мыслях повторяла все обстоятельства утреннего свидания, весь разговор Акулины с молодым охотником, и совесть начинала ее мучить. 2) Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили.

(Из произведений А. С. Пушкина)

Вариант 2

Самолюбие ее было втайне подстрекаемо темной, романтическою надеждою увидеть наконец тугиловского помещика у ног дочери прилученского кузнеца. 2) Вдруг важное происшествие чуть было не переменило их взаимных отношений.

(Из произведений А. С. Пушкина)

12. Определите способ связи слов в словосочетаниях, соответствующих данным схемам.

Вариант 1

  Вариант 2

13. Выпишите только те словосочетания, которые в данных предложениях выражают один член предложения.

Вариант 1

1) Эти подробности вообще должны казаться приторными, итак, я пропущу их, сказав вкратце, что не прошло еще и двух месяцев, а мой Алексей был уже влюблен без памяти, и Лиза была не равнодушнее, хотя и молчаливее его. 2) Чтение письмовника долго было любимым моим упражнением.

(из произведений А. С. Пушкина)

Вариант 2

1) В два часа ровно коляска домашней работы, запряженная шестью лошадьми, въехала на двор и покатилась около густо-зеленого дернового круга. 2) Звание литератора всегда казалось для меня самым завидным.

(из произведений А. С. Пушкина)

14. Выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание. Обозначьте главное слово, поставьте вопрос к зависимому.

Вариант 1

1) Смел ли я надеяться попасть когда-нибудь в число писателей, когда уже пламенное желание мое встретиться с одним из них никогда не было исполнено? 2) Недолго искал я себе героя. 3) Издали услышал Владимир необыкновенный шум и говор.

(из произведений А. С. Пушкина)

Вариант 2

1) Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, — он ничего не замечал. 2) Наконец достиг он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. 3) Сильно чувствовал он свое одиночество.

(Из произведений А. С. Пушкина)

15. Составьте и запишите словосочетания, соответствующие схемам. Определите способ связи.

  Вариант 1