Тренажёр по русскому языку 9 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Аксенова Л. А. 2020

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

1. В сложных предложениях с разными видами связи объясните графически наличие или отсутствие запятой при стечении сочи­нительного и подчинительного союзов.

1. 1) Занятия в школе закончились поздно, и, когда мы вышли на улицу, было уже совсем темно. 2) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает. 3) Лиза обгоняла его, и когда они встречались глазами, то на лице её появлялась странная скован­ная серьёзность. 4) Девушка овладела собой, и когда она заговорила, то го­лос её звучал беспечно и шутливо. 5) Мой старший брат учится в МГУ, и так как я на каникулах решил поехать в Москву, то он настаивал, чтобы мы вместе схо­дили в театр. 6) На улице пасмурно, но, хотя ветер гнал по небу тучи, дождя не было. 7) Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю.

2. 1) Мороз усилился, и, когда Сашка проходил в светлом круге, который образовался от зажжённого фонаря, он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки. 2) Иван остался у ворот, и, пока шли переговоры, он наблюдал интересную картину. 3) Уже наступил вечер, но, так как было очень тепло, никто не хотел идти домой. 4) Мы взяли корзинки и собрались идти на луг за ягодами, но так как стал накрапывать дождик, то поход наш мы решили отложить. 5) С моря отрывисто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лёг на сверкавшие искрами волны, всё опять стихло. 6) Был девятый час утра, и, хотя жители уже давно встали, людей на улице было немного. 7) Шаги на той стороне реки стихли, но, когда мы подошли к броду, на тёмной реке послышалось шлёпанье и появились какие-то силуэты.

3. 1) На урок мы снова опоздали, и хотя Санька попросил извинения, но учитель, устав от наших постоянных опозданий, отправил меня и Саньку в ка­бинет директора. 2) Откуда-то из-за Волги нашли тучи, и, прежде чем мальчики успели сесть в открытую коляску, загрохотал гром и застучали крупные капли дождя. 3) Высокий худощавый парень, поравнявшись с нами, неожиданно вы­хватил из рук Маши сумочку, и, прежде чем мы опомнились, он, не обращая внимания на свисток милиционера, скрылся за углом многоэтажного дома. 4) Петька взял букварь, и когда прочитал с выражением целых три строки, то мы искренне его похвалили. 5) Мороз замечтался о далёкой тропической стра­не, и, пока занимался узорами, тёплая вода убежала под землю. 6) Оформляя на почте перевод, Игорь задержался, и когда вышел на улицу, то велосипеда, оставленного у входа, он не увидел. 7) Я с некоторым участием следил за на­шей речушкой, и, как только поезд, прогудев в тёмной трубе туннеля, вырвался на волю и перед моими глазами раскинулась новая равнина, я опять пошёл на светлую полоску воды.

4. 1) Мы вышли на опушку, и когда остановились, то нам послышалось, что кто-то шуршит в кустах малины. 2) Наступило утро, и, хотя был ещё ранний час, в доме уже все проснулись. 3) С Митькой мы были в ссоре, но когда на­ступил мой день рождения, то он пришёл мириться и принёс подарок. 4) Гри­горьев поступил в академию, и так как я отправился в Петербург, то он просил меня непременно побывать у его друга. 5) Было уже десять часов утра, но, так как вчера легли поздно, все ещё спали. 6) Близился вечер, и, хотя было ещё светло, маяк зажёг свой красный огонь. 7) Мы спустились к реке, но, хотя вода была тёплая, никто из нас купаться не решился, потому что местность была нам незнакомая.

5. 1) Они вышли из дома, и, чтобы не тревожить любопытных соседей, Ти­мур предложил идти к месту их тайной явки огородами. 2) Снег засыпал сле­ды, и если снегопад не прекратится к ночи, то следов можно будет не опасать­ся. 3) Щенок спрятался в будку, но когда я принёс ему аппетитную косточку, то он, забыв всякую осторожность, вылез и подбежал ко мне. 4) Нина сидела грустная, и, как мы ни старались, развеселить её в этот вечер нам так и не уда­лось. 5) Прекрасна жизнь, и мир ничуть не страшен, и, если надо только, вновь и вновь мы отдадим всю молодость за нашу республику, работу и любовь. (О. Берггольц) 6) Такие страну и планету изменят, доделают тысячи наших дел, и если задумаешься о смене, то я бы, пожалуй, иной не хотел! (С. Щипачёв) 7) С вёсел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

6. 1) Мы вернулись поздно, и, чтобы никого не разбудить, Иван предло­жил пройти на кухню. 2) Две школьные подлизы услужливо кинулись в кори­дор звать дядьку закрывать окна, и когда они отворили дверь, то сквозняк поднял и понёс со всех парт промокашки из тетради. 3) Всем уже надоел затянувшийся осенний дождь, и когда тучи наконец-то рассеялись и выгляну­ло солнышко, то все очень обрадовались. 4) Дерзай, мой юный друг, и, если вдруг постучатся в твою дверь усталость или лень, ты встряхнись и покажи им всю силу своего могучего человеческого духа. 5) Собирайте книги, и если от книг становится тесно и некуда поставить кровать, то лучше заменить кровать раскладушкой. 6) Любящий сын всегда будет беречь покой и радость матери, и, как бы ни сложилась его жизнь, он всегда найдёт доброе слово для самого родного человека на свете, не выскажет своей боли и своих неудач. 7) Мы вы­растаем и уезжаем из родительского дома, но, куда бы судьба нас ни забро­сила, наш святой долг — каждый день звонить матери и почаще приезжать к ней.

7. 1) Из страшной глубины пропасти карабкались ввысь буковые и сосно­вые леса, и если вековые деревья не срывались поминутно с отвесных круч, то, должно быть, потому, что густой и мудрый плющ, вцепившись одной рукой в скалы, другой держал их за ветки и скалы. 2) Фёдор Иванович всюду видел поэзию, и, какой бы скромной на вид она ни была, он умел незаметно втяги­вать людей в круг поэтических ощущений и в мир богатого своего воображе­ния, которым он щедро делился с окружающими. 3) Молодость ушла безвоз­вратно, и, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила, было немного грустно. 4) Дождь закончился, и когда мы вышли на улицу, то увидели в небе семицветную радугу. 5) В любой роли талантливый актёр чувствует себя сво­бодно и естественно, и когда выражает на сцене характер своего героя, то он обычно доходит до полного ощущения, что он и есть тот самый герой. 6) Ноги женщины были обожжены и босы, и когда она говорила, то рукой подгребала тёплую пыль к воспалённым ступням, словно пробуя этим утешить боль. 7) По­том Глечик отнял от ушей руки, и, хотя в небе уже никого не было, ему всё ещё слышался исполненный отчаяния журавлиный крик.

8. 1) Дедушка любил природу, и, чтобы быть к ней поближе, он продал свою квартиру в центре города и купил небольшой домик в деревне. 2) Надви­галась гроза, и когда тучи заволокли всё небо, то стало темно, как в сумерки. 3) Наконец мы вышли к небольшой речушке, но когда хотели расположиться на её берегу, то Сергей заметил неподалёку наших соперников. 4) В поле ре­шили выйти рано, до рассвета, и если не будет дождя, то картошку к вечеру всю уберём. 5) Человек такое дивное существо, что никогда не можно исчис­лить вдруг его достоинств, и чем более всматриваешься в него, тем более объявляется новых особенностей, и описание их было бы бесконечно. 6) Игорёк мало знал его внуков, и, хотя его очень привлекали неведомый Звенигород и возможность пожить на прекрасной даче дяди Пети, было грустно уезжать от привычного Серебряного Бора. 7) По ночам к реке подвозили лес, и, когда белый туман закутывал берега, все восемь рот настилали доски на обломки мостов.

9. 1) Чем дальше уезжал Оленин от центра России, тем дальше казались от него его воспоминания, и чем ближе подъезжал он к Кавказу, тем отраднее становилось у него на душе. 2) Это место казалось ему наилучшим выраже­нием русской природы, и, как ни старались его отсюда увести, он решил рас­положиться на отдых именно здесь. 3) Почти каждый день небо заволакива­ли тяжёлые тучи, и когда из них косо летел и барабанил по крышам быстрый холодный дождь, то на душе было тоскливо, пасмурно. 4) Захар предложил заночевать в лесной сторожке, и, если погода наладится, завтра можно будет отправиться в путь. 5) Марина очень серьёзно готовилась к первому в своей жизни экзамену, и, когда она оказалась в аудитории перед преподавателями, ей стало радостно оттого, что появилась возможность блеснуть своими знани­ями. 6) Мы долго готовились к этим соревнованиям, и если победим, то наша команда будет защищать честь России на международном конкурсе, который будет проходит в Греции. 7) Жизнь непроста, но, как бы ни было порой слож­но, человек никогда не должен падать духом.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте, где необходимо, знаки препинания. Аргументируйте графически наличие или отсутствие запятой при стечении сочинительного и подчинительного союзов.

1. 1) Часто скромность принимается за слабость и нер_шительность но когда опыт докажет людям что они ошибались то скромность прид_ёт новую прелесть силу и ув_жение х_рактеру. 2) Исти(н,нн)ое мужество не­многоречиво ему так мало стоит пок_зать себя что самоё г_ройство оно считает за долг не за подвиг. 3) Познай где свет поймёшь где тьма. 4) Никто из нас ещё (не) родился бессмертным и если бы это с кем (нибудь) случилось он (не) был бы счастлив как это кажется многим. 5) И в этом несомненно та выс­шая и божественная мудрость глубоко понять и изучить дела человеческие (не) уд_вляться (ни) чему что случилось и (ни) что (не) считать невозмож­ным до того как оно произойдёт. 6) Умн _жай т_рпение и спокойствие духа и обида как бы горька ни была (не) к_снётся тебя.

2. 1) Соб_райте книги и если от книг ст_новится тесно и некуда по­ставить кровать то лучше зам нить кровать раскл_душкой. 2) Жизнь это большая школа и нужно жить так чтобы ни один её урок не прох_дил даром. 3) Усердным трудом всё добуд_шь а ленит_ся буд_шь всё пот_ряешь. 4) Сегодня вечером мы соб_раемся пойти на рыбалку но если вдруг пойдёт дождь мы перен_сём наш поход на следующий вечер. 5) Прав_льный путь таков усвой то что (с,з)делали твои предшественники и иди дальше. 6) Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору ост_новились и огл_ нулись на ней в_село серое обл_ко и его холодное дыхание грозило близкой бу­рею. (М. Лермонтов)

3. 1) Глупый пренебр_гает наст_влением отца своего а кто вн_мает обл_чениям тот бл_горазумен. 2) Я загл_нул в эту душу тайный гнёт да­вил её постоянно тр_вожно путалось и билось неопытное самолюбие но всё существо её стр_милось к правде. (И. Тургенев) 3) Чуть окрас_тся небо полоской огня и сквозь стёкла рассвет забеле_т воркотнёю своей они [голу­би] буд т меня посмотри мол как зорька але_т. (И. Никитин) 4) Жизнен­ная правда проста сурова иной раз непривл_кательна но если овладеть ею то с нею и красота пр_чнее. 5) Ш_повник наверное с весны ещё пробрал­ся внутрь по стволу к молодой осинке и вот теперь когда время пришло осин­ке спр_влять свои именины вся она вспыхнула красными благоухающ_ми дикими розами. 6) По весне д_лина Рановы едва зазел_нев белела то цвела душ_стая сирень в парках то расцветал извес_ный на много вёрст вокруг яблоневый и сливовый рай.

4. 1) Истина только (в) начале встречает сильное сопрот_вление но чем более вы_вляется тем более ст_новится фактом тем большее чис­ло пр_обретает себе друзей и поборников. 2) Когда творишь вычёрк_вай каждое второе слово — стиль от этой операц_и только выиграет. 3) А те­перь в конце июня в лесу было особенно хорошо трава красиво п стре­ла распустившимися цветами в воздухе стоял чудный аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнышко обливавш_е ярким светом

и лес и траву и журчавш_ю в осоке речку и д_лёкие горы. 4) Если я знаю что моё утв_рждение спр_____ _ведливо я преследую его до последней край­ности и если я не собьюсь с дороги то я чес_ный человек. 5) Хв_стливые речи первый признак слабости а те кто способен на большие дела держ_ т язык за зубами. 6) Многие любуются природой но не многие её прин_мают к сердцу и даже тем кто к сердцу прин_мает не часто уд_ётся так сойтись с природой чтобы почу_ствовать в ней собственную душу.

5. 1) Потом начали разр_статься деревья и кусты и как редко я их ни с_жал через три года они перепутались и обр_зовали пустоту. 2) Я повт_ряю надо жить на свете чтобы учит_ся а (не) поучать. (А. Гитович) 3) Вчера покорная медлительной судьбе возмуще(н,нн)а ты вдруг как мощная стихия и чу_ствуешь что вот пришла твоя пора и ты уже не та какой была вчера моя вн_запная нежда(н,нн)ая Россия. (Ф. Сологуб) 4) Р_стение живёт и размножается под землёй и если вы увид_те стайку ландышей в лесу нужно понимать что вы вид те одно р_ стение. 5) Понятно что лю­бование природой есть следствие любви к ней а любовь к родной природе один из в_рнейших призн_ков любви к своей стране. 6) Патр_отизм живой деятельный именно и отл_чается тем что он исключает всякую меж­дународную вражду и человек одушевлённый таким патр_отизмом готов трудит_ся для всего человечества если только может быть ему полезен.

6. 1) Рану можно перев_зать и после ссоры возможно прим_рение но кто открыл тайны тот пот_рял надежду на прим_рение. 2) Многие ко­торые кажутся нашими друзьями на самом деле не суть наши друзья и наобо­рот (не) которые не кажущ_еся друзьями на самом деле друзья наши. 3) До­рог мне друг но и враг полезен быть может друг укаж_т на что я способен враг же науч_т как поступать. 4) Вечером кромешная темнота окружает дом сосны пр_ двигаются к нему (в) плотную и когда выход_шь из ярко освещ_нного холла наружу тебя охватывает ощущение полного одиночества. 5) Лев Толстой увидел слома(н,нн)ый репейник и вспыхнула молния по вил­ся замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате. 6) Взошло солнце и стра­на окруж_нная пеленой водяной пыли от водопадов вдруг вспыхнула все­ми красками какие дарит солнечный свет когда он пр_ломляется в гранё(н,нн)ых хрустальных сосудах.

7. 1) С вёсел пад_ли голубые капли и когда они пад_ли в море на месте их падения вспыхивало ненадолго то же голубое пятнышко. 2) К_залось что обл_ка не двигались и только долго вглядываясь в них я начинал зам_чать что они медленно меняли свои очертания и как бы разр_ста­лись в вышину. 3) Я писал тогда мой первый роман и меня т_нуло в какой (нибудь) маленький городок где нет ни души знакомых где можно сосредото­чит_ся и (ни) кто и (ни) что (не) помешает работать. 4) Но если п_сатель хорошо вид_т то о чём пишет то самые простые и порой даже стёртые сло­ва пр_обретают новизну действуют на читателя с разительной силой и вы­зывают у него те мысли чувства и состояния какие писатель хотел ему пере­дать. 5) Ночь нач_ налась над лесным краем долгие сумерки густели в чащах и только костёр тр_щал и разг_рался нарушая лесную тишину. 6) Круп­ные капли дождя пад_ли на пыльную дорогу и вскоре она стала похожа на лунную поверхность каждая капля ост_вляла в пыли маленький кратер.

8. 1) Наука и иску(с,сс)тво так же тесно связа(н,нн)ы между собой как лёг­кие и сердце и если один орган извращ_н то и другой не может прав_льно действовать. 2) Я вижу не только вы собрали книги но и книги собрали вас. 3) Если человек никогда не раскрывал хороших книг волновавш_х сердце и умы ми(л,лл)ионов людей не запомнил хотя бы десятка — другого строк любимого поэта или вообще такового не имеет он обреч_н на духовную нищету он живёт вполсердца лишив себя огромной доли радостей которы­ми насл_ждается человек общающ_йся с миром прекрасного. 4) Здесь всё было (по) старому и если кому (то) вдруг становилось грус _но то это лишь потому что с этим местом у всех было связа(н,нн)о много воспоминаний. 5) Человек который на вид крепок а по духу своему слаб является низким че­ловеком он словно вор вл_зающий в дом. 6) Расстались мы но твой портрет я на груди моей хр_ню как бледный призрак лучших лет он душу радует мою. (М. Лермонтов) 7) Кругом теряясь в золотом тумане утра т_снились верш_ны гор как бесчисле(н,нн)ое стадо и Эльбрус на юге вст_вал белою громадой замыкая цепь льдистых верш_н между которых уж бродили во­локнистые обл_ка наб_жавшие с востока. (М. Лермонтов)

9. 1) Зрители замерли в ож_дании и когда занавес медле(н,нн)о под­нялся и пок_зались вел_колепные дек_рации в зале послышались восхищё(н,нн)ые возгласы. 2) Мне грус_но потому что я тебя люблю и знаю молодость цветущ_ю твою не пощадит молвы коварное гоненье. (М. Лер­монтов) 3) Но скоро ч_рствая кора с моей души сл_тела мир прекрасный моим глазам открылся не напрасно и я воскрес для жизни и добра. (М. Лер­монтов) 4) На д_лёком западном крае неба иступлённо метались белые молнии и хотя гроза не соб_ралась двигаться в нашу сторону всё же что (то) тревожное было в этом таинственном ож_дании природы. 5) Сам слушай всё но каждый раз скупись брат на слова недаром рот у нас один а уха два. 6) Тонул топор сулил а выт_щили и топорища жаль.

10. 1) Всегда трудно пр_ступать к выполнению (не) любимой работы и чтобы немного оттянуть (не) приятный момент мы часто ищем любые пред­логи которые могут хоть как (то) опр_вдать наше безволие. 2) Есть и сомне­нье и печаль у богача что скуп дать суп голодным вроде жаль (не) дать прокис­нет суп. 3) Поставь над собой сто учителей они окажутся бессильными если ты (не) сможешь сам заст _влять себя и сам требовать от себя. 4) Поэтическое восприятие жизни в_личайший дар и если человек не раст_ряет его на прот_жении долгих лет то он поэт или п_сатель разница между которыми не так уж и велика. 5) Обман_вая человек прежде всего обман_вает само­го себя ибо он думает что успешно соврал а люди поняли и из деликатности пром_лчали. 6) Людям р_шившимся действовать обыкновенно бывают удачи напротив они редко уд_ются людям которые только и зан маются тем что взвешивают и медлят.

11. Разумный человек (ни) когда (ни) на что (не) станет р_птать потому что он хорошо понимает настоящее горе наше происходит не (от) того что случается с нами а (от) того что мы (не) разумно думаем о случившемся. От­страним же эти (не) разумные мысли и прекратится то что мы считали (не) сча­стьем.

(Эпиктет)

12.

Осень

Когда сквозная п_утина

Разнос_т нити ясных дней

И под окном у селянина

Д_лёкий благовест слышней

Мы (не) грустим пугаясь снова

Дыханья близкого зимы

А голос лета прожитого

Яснее пон маем мы.

    (А. Фет)

13. Когда услыш_шь как люди говорят о порочности других людей (не) разделяй их удовольствия. Когда услыш _шь о дурных делах людей (не) дослушивай до конца и ст_ райся забыть то что услышал. Слушая же разговоры о добродетели людей запоминай и рассказывай.

Делай так и скоро ты так привыкн_шь к этому что когда услыш_шь о зле людей то это будет для тебя так же больно как если бы бр_нили тебя самого и когда сорвётся у тебя с языка злое слово о ближнем тебе будет это так же больно как если бы ты сам ударил себя.

(С восточного. Из книги Л. Толстого «Круг чтения»)

14. Когда соб_раешь книги то во многом приходится себе отказывать но и это сост_вляет прелесть соб_рательства. Существуют просто купле(н,нн)ые за большие деньги библиотеки у человека было много денег и он купил сразу много книг. Это не соб_рательство это покупка кстати исти(н,нн)ые книжники (не) ув_жают таких покупателей.

Соб_рают книги по зёрнышку много лет выискивая жемчужины и ра­дуясь находкам принося домой книгу как приобретё(н,нн)ое сокровище при этом без малейшего чу_ства собственности или стяжательства. Напротив с чу_ством удовл_творения что делаешь общее дело что твоё собрание поп_дёт когда (нибудь) в обществе(н,нн)ое хр_нилище что капля твоего мёда будет в этом улье а за пыльцой приходится д_леко летать иногда зря летать потому что она так и (не) досталась.

(По В. Лидину)

3. Обведите в кружок номера сложных предложений с разными видами связи, подчеркните в них грамматические основы; ука­жите особенности связи между простыми предложениями (под­чинительная и бессоюзная; подчинительная и сочинительная; подчинительная, сочинительная и бессоюзная; сочинительная и бессоюзная).

1. 1) Люблю бродить, не находя следа тропинок летних, и, вдохнув по­глубже, разбить ледок, прозрачный, как слюда, чтоб неба горстью зачерпнуть из лужи. (Н. Рыленков) 2) Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем обли­та, а в ней какою негой веет от каждой ветки и листа! (Ф. Тютчев) 3) Вообра­жение загорается, как огромное, нестерпимо сверкающее солнце над дымкой первоначального замысла, и внезапно открывается перед нами удивительный и неведомый мир, полный идей, событий, блеска, радости, труда, людских характеров, голосов, звуков, запахов, любви, пения птиц и полёта облаков. 4) Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. 5) Всадник, знай: любой твой промах ведом всаднику, который скачет следом. 6) Вскоре Ганнибал заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях манёвра. 7) Я заглянул в эту душу: тайный гнёт давил её постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но всё существо её стремилось к правде.

2. 1) Будет лошадёнка — найдётся, куда и съездить. 2) Храбрым помогает не только судьба, как поучает старинная поговорка, но гораздо более — раз­умное суждение. 3) Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь — не сад, в котором растут только цветы. 4) Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает её вполне по-человечески, кто смотрит на неё с этой точки зрения. 5) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их ни­когда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная их которых — это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. 6) Язык народа и богат, и точен, но есть, увы, неточные слова, они растут как сорная трава у плохо перепаханных обочин. (Н. Рыленков) 7) Чтобы полюбить музыку по-настоящему, надо стре­миться не только слушать, а вслушиваться в неё, стараясь глубже проникнуть в суть произведения, лучше понять его.

3. 1) Творенье может пережить творца: творец уйдёт, природой побеждён­ный, однако образ, им запечатлённый, веками будет согревать сердца. (М. Бу­онарроти) 2) Воспитание не только должно развить ум человека и дать ему из­вестный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою. 3) Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; толь­ко изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. 4) Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, за­мыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. (М. Лермонтов) 5) Не скоро чёрствая кора с моей души слетела, мир прекрасный моим глазам открылся не напрасно, и я воскрес для жизни и добра. (М. Лермонтов) 6) Разговор и слова нужны, но они только на­чало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слова к делу, в их согласо­вании. 7) На переправе о дружбе твердил, а на берег вышли — позабыл и имя.

4. 1) Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и не­возвратно для себя погибшим. 2) Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только буду­щее. 3) ...Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за до­бычею своей, объятья жадные раскрыв. 4) В природе всё мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости заключа­ется высшая справедливость жизни. 5) Воздух совершенно прозрачен, и про­стым глазом заметно, как он дрожит и переливается в ярком утреннем свете солнца. 6) По мере того как она шла, лицо её прояснялось, дыхание станови­лось реже и спокойнее. 7) В незапамятные времена здесь было большое боло­то, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы да обилие багульника.

5. 1) Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание моё достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счёл себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого рус­ского народа, предоставить это собрание на пользу народа. (А. Бахрушин, коллекционер, создатель единственного в России театрального музея) 2) Воз­держанность и труд — вот два истинных врача человека: труд обостряет аппе­тит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. 3) На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета, как ризой, она. 4) Лицо человека отражает его внутренний мир, и ошибочно думать, будто мысль лишена окраски. 5) Когда творишь, вычёркивай каждое второе слово — стиль от этой операции только выиграет. 6) Пока библиотеч­ный институт работает, на полки книги ставят, нас никакие бомбы не сметут, нас никакие орды не раздавят. (Б. Слуцкий) 7) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря ещё долго дотлевает над далями и туманами.

6. 1) Нет большего наслаждения, чем читать хорошие книги, нет дела важнее, чем учить доброму сыновей. 2) Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни. 3) Когда я вижу книги, мне нет дела до того, как авторы любили, играли в карты, я вижу только их из­умительные дела. 4) Крещённый не водою, а любовью, живу, чтобы любить, и твёрдо верю, что нет иного дела на земле. 5) И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы лёгкие навстречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута — и стихи свободно потекут. (А. Пушкин) 6) Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве. 7) Уже в августе розовеет листва яблоне­вых садов, сединой блестят поля, и вечерами над Волгой стоят облака, покры­тые жарким румянцем.

7. 1) Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а труднее всего — рав­нодушие. 2) Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против неё инерция окружающей нас природы. 3) Дубровский, овладев бумагами француза, смело явился, как мы уже виде­ли, к Троекурову и поселился в его доме. 3) О дружбе поёт, а жалит, как оса. 4) Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень. 5) Жизнь человеческая замерла бы на одной точ­ке, если бы юность не мечтала, и зёрна многих великих идей созрели незримо в радужной оболочке юношеских утопий. 6) Надо пользоваться всяким случа­ем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи. 7) Листья кружатся, летят, ве­тер с шумом налетает — и гудит, волнуясь, сад, и угрюмо замирает. (И. Бунин)

8. 1) Как человек мастеровой, Филипп Петрович обратил внимание на то, что деревянный крашеный пол сбит не из продольных половиц, а из широких, плотных, коротких досок, положенных в ряд от одной поддерживающей бал­ки до другой и пригнанных встык. 2) Лодка едва подвигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зелёные бе­рега. 3) Неохватные, стрела к стреле, сосны возвышались там, как подпорки неба, и легко было догадаться, чьё жилище скрывалось за этим исполинским частоколом. 4) Как только наступает зима, дует порывистый ветер, сыплет снег. 5) В землянке царила влажная прохлада, так убаюкивающее звенели в овраге кузнечики, что, сразу почувствовав во всём теле усталость, мы решили отложить до утра разговоры и малину, за которую было принялись. 6) Сто­яла осень, и заря, как всегда в эту пору, долго не приходила. 7) Заметив, что пароход не остановился и не спустил шлюпки, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя.

9. 1) Мы дышали тёплым воздухом трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики. 2) Как вдруг он видит: кто-то в поле, как буря, мчится на коне. (А. Пушкин) 3) Зарево стояло за холмами над городом, слышались отдельные выстрелы и, как Уле показалось, крики. 4) Поставь над собой сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам требовать от себя. 5) Всё кругом дышит наливающейся силой летнего дня, и вы чувствуете эту силу, как и то, что вы ничтожная пылинка в этом грандиозном концерте природы. 6) Воздух совершенно прозрачен, и простым глазом заметно, как он дрожит и переливается в ярком утреннем свете солнца. 7) Дождик закончил­ся, и старик, дядя Михайла, как называли его ребятишки, вышел на крылечко полюбоваться омытой и обновлённой природой.

10. 1) Где-то на улице тоже горел костёр, и на нём, как сказали Алексею, калился большой валун. 2) По мере того как она шла, лицо её прояснялось, дыхание становилось реже и спокойнее. 3) Дагни почувствовала порыв воз­духа, который исходил от музыки, и заставила себя успокоиться. 4) Зависит не от нас, когда на свет родиться, вступить в открытый мир зимой или весной, но каждый может так пройти свой путь земной, чтоб и начальных троп под старость не стыдиться. (Н. Рыленков) 5) Абросим не просит, а дадут — не бросит. 6) Пушкин был старше Гоголя почти на десять лет, он заботился, неж­но относился к нему и, как говорил Гоголь, подарил ему две темы: о ревизоре и о мёртвых душах. 6) Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. 7) Как часто в тягостном безмолвии ночей, в часы томительного бденья, я вспоминал твой мрак, и музыку речей, и птиц весёлый свист, и пенье, и дни давнишние, когда свой скучный дом я по­кидал... (И. Никитин)

11. 1) Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спу­ститесь к болотцу, а потом по узенькому мосту перейдёте заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке неболь­шого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание. 2) Проносит­ся ветер над лесом — ручеёк затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетит и когда вернётся сызнова. 3) Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчании ручейка слышатся и груст­ные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о вол­шебной необходимости и зимнего отдыха перед буйством грядущей весны. 4) Создал эту рощу бывший фронтовик Фёдор Иванович Крапивин, или, как его уважительно все звали в городе, «полковник». 5) Когда мы поднялись, в воротах ещё висела алмазная сетка дождя, а сквозь прозрачные падающие капли уже сияло, переливалось лучами летнее радостное солнце. 6) Наверно, если сверху посмотреть, земля сейчас, как солнце, золотая: везде пшеница ис­крится литая и рожь густая отливает в медь. (Г. Эль-Регистан) 7) Пойма была покойно-светла, копила в своих низинах белый туманец, и он сперва стушёвы­вал, потом тихо гасил цветочную синь и желтизну ещё не кошенного луга.