Тесты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - Е. П. Черногрудова 2019

Сложные предложения с различными видами связи
Итоговые тесты по теме Сложное предложение

Тест 24

Вариант 1

1. Выберите верную характеристику предложения:

Спустя час мы вернулись и убедились, что птица, хотя и лежала в другом положении, выглядела по-прежнему безжизненной.

1) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

2) сложноподчинённое предложение с двумя придаточными — изъяснительным и уступительным

3) сложноподчинённое предложение с двумя придаточными — определительным и цели

4) сложносочинённое предложение

Ответ: 2

2. В каком варианте ответа содержится правильное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении?

В пьесе «Сослуживцы.» рассказывается о забитом, затюканном жизнью экономисте Новосельцеве, пустившемся в рискованную авантюру: желая стать начальником отдела и получить прибавку к жалованью, он начинает ухаживать за немолодой и некрасивой начальницей.

1) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части

2) вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части

3) первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части

4) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части

Ответ: 4

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Сюжеты и образы древних мифов оказались поистине бессмертными ( ) и неисчислимое количество раз воссоздавали их в своих произведениях писатели.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

3) сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

Ответ: 3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении?

Он весь дрожал (1) и (2) чтобы согреться (3) начал махать руками (4) как будто призывал кого-то.

1) 1, 3

2) 2, 4

3) 1, 2, 3

4) 2, 3, 4

Ответ: 4

5. Какое из предложений является сложным с различными видами связи?

1) Она упала с высоты по крайней мере пяти метров, и я очень беспокоилась, не сильно ли она ушиблась.

2) Импала, казалось, понимала, что Джордж и я стараемся помочь ей, и не боялась нас.

3) Многие часы, когда львята играли или спали, я проводила вместе с ними и настолько хорошо изучила их повадки, что вскоре могла распознать малейшее изменение их настроения.

4) Мы старались, чтобы больная антилопа находилась в сидячем положении, и каждый день давали ей лекарство.

Ответ: 1

Задания 6 — 10 выполняются на основе текста.

(1)При рождении слон весит от 90 до 100 килограммов. (2)Слон не считается взрослым, пока не достигнет двадцати лет, а жить он может до восьмидесяти лет. (3)Первые зубы у слона прорезаются в течение второго месяца. (4)Когда их поверхности стираются, они постепенно заменяются последующими. (5)Клыков нет, а резцы образуют бивни.

(6)Из соображений чистоплотности слонам необходимо ежедневное купание, чтобы сохранить кожу влажной и здоровой. (7)Как только Пампо доказал, что он здоров, мы стали устраивать для него два раза в день грязевые ванны. (8)Но так как воды не хватало и её приходилось везти за пять километров, мы пошли на компромисс и окатывали его водой из ведра, хотя это ему не очень нравилось. (9)После такого душа мы разрешали ему валяться в тёплом песке, что он и делал, визжа от восторга. (10)Прежде чем опуститься на землю, Пампо долго искал для своего тяжёлого тела необходимое положение. (11)С большой осторожностью он, бывало, становился на колени, потом остальная часть его тела опускалась на землю. (12)Но часто ему не очень нравилось найденное им положение. (13)Тогда он пытался подняться, выпрямляя передние ноги, и, когда находил подходящее место, где бы он мог валяться, эта процедура, требующая от него больших усилий, повторялась. (14)Ему нравилось, когда я втирала песок в его кожу и таким способом избавляла его от накожных паразитов. (15)3атем он засыпал довольный, лёжа на боку.

(16)Существуют разногласия по поводу того, в каком положении слоны спят. (17)Обычно мы видели, как они стоят в тени дерева в полуденную жару, часто опираясь о ствол дерева, и только в редких случаях вытягиваются на земле. (18)Каждый раз меня поражало, как быстро могут подниматься эти огромные животные, несмотря на свой шеститонный вес. (19)Пампо подтвердил версию о том, что слон часто использует термитник в качестве подушки. (20)Удобно устроившись, он, бывало, сладко похрапывал.

(По Дж. Адамсон)

6. Среди предложений 6 — 11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным соподчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.

Ответ: 8

7. Какое из предложений 10 — 15 является сложным бессоюзным? Запишите номер этого предложения.

Ответ: 11

8. Сколько предикативных частей содержится в предложении 7?

Ответ: 3

9. Какое из предложений 12 — 18 является сложным с различными видами связи? Запишите номер этого предложения.

Ответ: 13

10. Какое из предложений 1 — 5 является сложносочинённым с противительным союзом? Запишите номер этого предложения.

Ответ: 5

Вариант 2

1. Выберите верную характеристику предложения:

Когда мы исследовали коралловые рифы Индийского океана, я была настолько очарована фантастической формой и расцветкой коралловых рыб, что наброски с них делала прямо на рифе.

1) сложное предложение с сочинением и подчинением

2) сложноподчинённое предложение с двумя придаточными — времени и придаточным меры и степени

3) простое осложнённое предложение

4) сложноподчинённое предложение с двумя придаточными — условным и изъяснительным

Ответ: 2

2. В каком варианте ответа содержится правильное объяснение постановки тире в бессоюзном сложном предложении?

Антилопа была слишком слаба — уже через несколько минут она начинала дрожать и заваливаться на землю.

1) первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части

2) первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части

3) вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой

4) во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём сказано в первой части

Ответ: 3

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Несколько раз я пыталась вернуться к резьбе по дереву ( ) но большая часть моей жизни проходила в путешествиях и экспедициях, затрудняющих эту работу.

1) сложносочинённое предложение, перед союзом НО запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом НО нужна запятая

3) сложносочинённое предложение, перед союзом НО нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом НО запятая не нужна

Ответ: 3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в данном предложении?

Колобусы превосходят по красоте всех обезьян (1) и (2) когда они прыгают с дерева на дерево (3) а на их длинную чёрно-белую пелерину (4) падают солнечные лучи (5) они становятся похожими (6) скорее на неких сказочных существ (7) чем на живых созданий.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

2) 1, 2, 3, 5, 7

3) 2, 4, 5, 7

4) 2, 3, 5, 6, 7

Ответ: 2

5. Какое из данных предложений является сложным с различными видами связи?

1) В то время я ещё не знала, что глаза леопарда только тогда приобретают изумрудный цвет, когда животное находится в состоянии неистовства.

2) В одно мгновение леопард, как пуля, бросился в ярости на дверь, пытаясь вырваться наружу.

3) Пока мы занимались этим, я нашла пустую патронную гильзу, полуистлевшую в земле.

4) Медвежонку не потребовалось много времени, чтобы понять, когда именно я хочу его сфотографировать, и он старался избегать этой процедуры.

Ответ: 4

Задания 6 — 10 выполняются на основе текста.

(1)Когда я пью чай, ко мне входит моя Лиза, в шубке, в шапочке и с нотами, уже совсем готовая, чтобы идти в консерваторию. (2)Ей 22 года. (3)На вид она моложе, хороша собой и немножко похожа на мою жену в молодости. (4)Она нежно целует меня в висок и в руку и говорит:

— (5)3дравствуй, папочка. Ты здоров?

(6)В детстве она очень любила мороженое, и мне часто приходилось водить её в кондитерскую. (7)Мороженое для неё было мерилом всего прекрасного. (8)Если ей хотелось похвалить меня, то она говорила: «Ты, папа, сливочный». (9)Один пальчик назывался у неё фисташковым, другой сливочным, третий малиновым и т. д. (10)Обыкновенно, когда по утрам она приходила ко мне здороваться, я сажал её к себе на колени и, целуя ей пальчики, приговаривал:

— Сливочный... фисташковый... лимонный...

(11)И теперь, по старой памяти, я целую пальцы Лизы и бормочу: «Фисташковый... сливочный... лимонный...», но выходит у меня совсем не то. (12)Я холоден, как мороженое, и мне стыдно. (13)Когда входит ко мне дочь и касается губами моего виска, я вздрагиваю, точно в висок жалит меня пчела, напряжённо улыбаюсь и отворачиваюсь. (14)С тех пор как я страдаю бессонницей, в моём мозгу гвоздём сидит вопрос: дочь моя часто видит, как я, старик, знаменитый человек, мучительно краснею оттого, что должен лакею, и она видит, как часто забота о мелких долгах заставляет меня бросать работу и по целым часам ходить из угла в угол и думать; но отчего же она ни разу тайком от матери не пришла ко мне и не шепнула: «Отец, вот мои часы, браслеты, серёжки, платья... (15)3аложи всё это: тебе нужны деньги?..» (16)Отчего она, видя, как я и мать, поддавшись ложному чувству, стараемся скрыть от людей свою бедность, отчего она не откажется от дорогого удовольствия заниматься музыкой? (17)Я бы не принял ни часов, ни браслетов, ни жертв, храни меня бог, — мне не это нужно.

(18)Кстати, вспоминаю и про своего сына, кадрового офицера. (19)Это умный, честный и трезвый человек. (20)Но мало этого. (21)Я думаю, если бы у меня был отец-старик и если бы я знал, что у него бывают минуты, когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь другому, а сам нанялся бы в работники. (22)Подобные мысли о детях отравляют меня. (23)К чему они? (24)Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей и ждать, что они станут героями, может только узкий или озлобленный человек.

(По А. П. Чехову)

6. Среди предложений 1 — 7 найдите сложноподчинённое с неоднородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.

Ответ: 1

7. Сколько предикативных частей входит в состав предложения 21?

Ответ: 6

8. Какое из предложений 12 — 15 является сложносочинённым? Запишите номер этого предложения.

Ответ: 12

9. Какое из предложений 12 — 15 является сложным с различными видами связи? Запишите номер этого предложения.

Ответ: 14

10. Среди предложений 1 — 6 найдите сложноподчинённое, одно из придаточных в котором — придаточное времени. Запишите номер этого предложения.

Ответ: 1