Тесты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - Е. П. Черногрудова 2019

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Морфология и синтаксис

Тест 27

Вариант 1

1. В каком предложении есть слово(-а) категории состояния?

1) Мне грустно, потому что весело тебе.

2) Девчонки плясали весело и задорно.

3) Лицо его было грустно и удивительно светло.

4) Эти люди умели не только веселиться, но и грустить.

Ответ: 1

2. В каком предложении есть производный предлог?

1) Весна на радость не похожа, и не от солнца жёлт песок.

2) И опять при самом сильном и шумном разлёте санок я говорю вполголоса.

3) В продолжение часа он рассказывал свою историю.

4) Кувшины с букетами, намалёванными на ставнях, видны из-за занавесок.

Ответ: 3

3. В какой строке все слова являются изменяемыми склоняемыми?

1) привычно, привычка, привыкать

2) светлый, свет, светло

3) пугает, испуг, пугая

4) городской, город, пригородный

Ответ: 4

4. В каком предложении выделенный глагол имеет форму одного наклонения, а значение другого?

1) И вижу берег очарованный и очарованную даль...

2) Полети он в тот день, ничего бы этого не случилось.

3) Проснуться бы завтра другим человеком, счастливым и удачливым.

4) Покажи всем нам пример!

Ответ: 2

5. В какой строке в обоих словосочетаниях использован один и тот же тип связи?

1) поход в лес, за следующим домом

2) иногда показывает, тёплый день

3) бокал вина, заказать в номер

4) январские праздники, праздники в январе

Ответ: 3

6. Какое предложение является односоставным безличным?

1) На террасе приятно пахнет черёмухой.

2) Вот сыростью холодной с востока повеяла осень.

3) Дует навстречу ночной полевой ветерок.

4) Отвезёте нас обратно на пристань?

Ответ: 1

7. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное образа действия?

1) Шёл Самгин осторожно, как весною ходят по хрупкому льду реки.

2) Видно было, как вода пригибает кусты в одну сторону по своему течению.

3) Как я ни спешил, но вышел на прииск уже в сумерки.

4) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчёлы напали на него.

Ответ: 1

8. Какое предложение осложнено обособленным приложением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ей нравилось лицо Наташи внимательно наблюдавшей за всеми.

2) Никто не знал содержания пакета кроме командира части.

3) И ветер нарушитель тишины шумит во мраке вдоль стены.

4) Зеленоватый лунный свет смотрит сквозь узорные во льду стёкла окна.

Ответ: 3

9. В каком предложении комбинируются последовательное подчинение и однородное соподчинение?

1) Он не видел Кити после памятного ему вечера, на котором он встретил Вронского, если не считать ту минуту, когда он увидал её на большой дороге.

2) Ему казалось, что уже очень давно была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом.

3) В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск к ручью.

4) Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь и когда вся природа замирает и прислушивается к этим тихим успокаивающим звукам.

Ответ: 2

10. В каком предложении использованы различные виды связи?

1) Между тем в городе скоро разнёсся слух, что святой человек по имени Олимп живёт в страшной Долине Смерти, и ко мне начал стекаться народ, принося больных и прося полечить их.

2) Но потом, когда я узнал, что в стране укоренился слух о смерти Гармахиса, я начал выходить на улицу, садился около входа и лечил больных, иногда даже составлял гороскоп.

3) От людей я узнал, что Антоний на некоторое время оставил Клеопатру и, так как жена его Фульвия умерла, женился на Октавии, сестре Цезаря.

4) Возвратившись в Александрию, царица прислала мне богатые дары, но я не принял их, и в то же время она просила мудреца прийти к ней во дворец.

Ответ: 1

Вариант 2

1. Определите часть речи выделенного слова в предложении:

Он шёл не спеша, поглядывая по сторонам, помахивая свёрнутой газетой.

1) глагол

2) наречие

3) деепричастие

4) причастие

Ответ: 3

2. В каком предложении есть производный предлог?

1) Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет.

2) Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада.

3) Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне.

4) Вдруг из-под стола выскочил чёрный кот с седыми подпалинами на боках и голове.

Ответ: 2

3. В какой строке все слова являются неизменяемыми?

1) бежать, бегать, бег

2) занять, заём, заняв

3) гневно, гневный, гневаться

4) вширь, расширив, расширяя

Ответ: 4

4. В каком предложении выделенный глагол имеет форму одного наклонения, а значение другого?

1) Помог бы ты наконец своей сестре закончить ремонт и восстановление родового поместья.

2) Резво ласточки реют кругом; опускаются к самой воде.

3) Срочно свяжитесь с руководителем предприятия.

4) Оказаться бы сейчас на берегу тёплого, ласкового моря.

Ответ: 1

5. В какой строке в обоих словосочетаниях использован один тип связи?

1) восход солнца, съедобный гриб

2) убегая вдаль, невероятно приятно

3) привести к победе, честно победить

4) мечты о славе, в дальнем гарнизоне

Ответ: 2

6. Какое предложение является односоставным безличным?

1) На пароме с удивлением глядели на мельника и смеялись.

2) Встало солнце и ослепило своими лучами всё на земле.

3) Уже смеркалось.

4) Удивляемся таким результатам последних соревнований.

Ответ: 3

7. В каком сложноподчинённом предложении использовано придаточное уступительное?

1) Здесь сохранилось всё так, как было прежде.

2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

3) Павлу не удалось увидеться со своими, так как городок опять был занят белополяками.

4) Всё же, как ни старался Сергей забыть обиду, нанесённую ему другом, у него это не получалось.

Ответ: 4

8. Какое предложение осложнено обособленным приложением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Он отказался от аспирантуры от спокойной работы под руководством профессора Маркова ученика отца и вызвался ехать в пустыню.

2) Свернув в переулок ребята оказались перед старым покосившимся домом с выбитыми стёклами.

3) Высокий бородатый Григорий сосредоточенно мешает кипящую краску.

4) Какой-то дед в картузе свесив на бок белые сапоги в муке вожжами изо всей силы хлестал клячу.

Ответ: 1

9. В каком предложении комбинируются последовательное подчинение и неоднородное соподчинение?

1) Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал всем, говоря, что он даже и не посмеет доложить о них графу.

2) Он всё понял только потому, что он слышал, что государь говорил об опасности, в которой находилось государство, и о надеждах, которые он возлагал на московское дворянство.

3) Ты не знаешь женского сердца, если думаешь, что оно может измениться вместе с переменой внешних форм жизни.

4) Сегодня ночью пришло известие, что, уверившись, что Антоний позорно бросил их и Клеопатра отплыла в Александрию, все войска предались Цезарю.

Ответ: 2

10. В каком предложении использованы разные типы связи?

1) Он лежит там и мечется, как безумный, и ты должен идти туда по желанию царицы полечить его от болезни, вернуть к жизни.

2) Склонив голову и хромая, подошёл я к дому брата, который получил наследство от отца.

3) Он, говорят, странный человек, но очень учёный.

4) Сделай это, Олимп, и ты получишь лучшие дары, чем ты думаешь: я царица и сумею наградить того, кто верно служит мне.

Ответ: 4