Русский язык 9 класс - Рабочая тетрадь 1 часть УМК Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др. - О. В. Загоровская 2017

Введение
Русский язык как развивающееся явление

1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Лексика — наиболее подвижная изменчивая часть языка. 2. Она чутко откл..кается на все изменения во внешней, (не)языковой действительности в материальной и культурной жизни общества в социальном укладе в отношениях между людьми. 3. Но значит ли это что словарь текуч(?) неустойчив что темп изменений в нём параллелен темпу обществен..ых перемен? 4. Если бы это было так, то мы бы (не) понимали не только Пушкина и Гоголя но и Чехова, и даже Горького. 5. А ведь Пушкин писал более полутора столетий назад. 6. Тем не менее «нам внятно всё», о чём и как он ск..зал в своём творчестве.

7. Больше того: если нам попадётся в руки какой(либо) текст восем(?)надцатого века или даже более ранн..го врем..ни, мы способны (кое)что понять из этого текста. 8. Правда это понимание иногда обманч..во иллюзорно: ведь некоторые слова изменили значение — (не)сколько веков назад смысл их был иным. 9. Так например «красным» называли то, что сейчас мы обозначаем словами «красивый», «прекрасный». 10. Это значение сохранилось в былинах пословицах и народных песнях: «красная девица», «не красна изба углами, а красна пирогами» — и в топонимических наименованиях: «Красное село» — это красивое село, а не село красного цвета; «Красная площадь» значило «красивая площадь».

(Из «Энциклопедического словаря юного филолога»)

1) Определите стиль и тип речи текста. Устно обоснуйте своё мнение.

2) Подчеркните в тексте ключевые слова. Сформулируйте и запишите тему текста.

3) Сформулируйте главную мысль текста.

4) Составьте схему 2-го предложения.

5) Выпишите номера предложений с вводными словами.

6) Выпишите из 2-го предложения словосочетание со связью примыкание.

7) Выпишите из 3-го предложения словосочетание со связью согласование.

8) Подчеркните грамматические основы 8-го предложения, определите тип сказуемых в них.

9) Укажите используемое средство языковой выразительности в выражении словарь текуч.

а) олицетворение

б) гипербола

в) метафора

г) эпитет

Ответ

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.

1. Историзмы слова и словосочетания которые обозначали существовавшие когда(то) предметы и явления реальной жизни. 2. Например: крепос..ной, смерд*, юнкер** и другие. 3. Ушли в прошлое предметы — вышли из употребления слова.

4. Изменения в общественной жизни выводят из активного словарного запаса множество слов но они вспоминаются тут же как только мы заглядываем в прошлое. 5. (По)этому без историзмов не обойтись в трудах по истории: далеко не всё в прошлом может быть назван..о сегодняшними словами. 6. Так, бояре как сословие ушли в историю, и в этой самой истории их можно назвать только этим словом.

7. Вспоминаются историзмы естественно и в художественной литературе когда она обращается к истории. 8. Заменять их современными словами просто безграмотно. 9. Так, стрельца сегодня мы не назовём солдатом, оброк — налогом, квартального — участковым.

10. Историзмы, в отличие от архаизмов, не имеют синонимов. 11. У архаизмов же всегда есть вполне современно звучащие синонимы: ветрило — парус, ланиты — щёки. 12. Архаизмы являясь синонимами общеупотребительных слов выр..жают как это характерно для синонимов разнообразные дополнительные оттенки. 13. Они служат для создания колорита эпохи для характеристики персонажа используются как стилистическое средство в публицистике.

(По П. Клубкову)

* Смерд (устар.) — в Древней Руси крестьянин-земледелец, находившийся в крепостной зависимости.

** Ю́нкер (устар.) — 1. В русской армии до 60-х гг. XIX в.: унтер-офицер из дворян, поступивший в армию после получения среднего или высшего образования. Он мог, прослужив определённый срок и выдержав экзамен, стать офицером. 2. Воспитанник специального военного училища, готовившего офицеров.

1) Сформулируйте и запишите главную мысль текста.

2) Найдите в тексте аргументы, которые приводятся для обоснования главной мысли текста. Подчеркните соответствующие фрагменты текста. Используя главную мысль как тезис, составьте и запишите небольшое сочинение-рассуждение по плану: тезис — аргументация — вывод.

3) Укажите ошибочное суждение.

а) В 6-м предложении иллюстрируется то утверждение, которое содержится в 5-м предложении.

б) В 1 — 5-м предложениях представлено рассуждение.

в) В 6 — 8-м предложениях содержится повествование.

г) В 10 — 13-м предложениях содержится рассуждение.

4) Подчеркните грамматические основы в 3-м предложении.

5) Выпишите номера предложений с вводными словами.

6) Из 1-го предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

7) Из 8-го предложения выпишите 2 словосочетания со связью управление.

8) Из 13-го предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

Ответ

Диагностирующий тест

Повторение пройденного в 8 классе

Вам предстоит ответить на вопросы теста, который содержит 12 заданий. У каждого задания есть варианты ответа, помеченные цифрами. Сначала все задания выполните простым карандашом, затем выберите из предложенных ответов верный и обведите кружком. (Помните, что в заданиях у вас может быть только один правильный ответ!) Проверив тест, верные ответы обведите ручкой и номер ответа внесите в итоговую таблицу. Будьте внимательны!

I вариант

Задание № 1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Парус белый из тумана начинает выплывать.

2) Не болит голова у дятла.

3) Росы напился соловей с кленового куста.

4) Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.

Ответ

Задание № 2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.

2) Ему велели уходить.

3) Была равнина снежная бела.

4) В осеннем солнечном лесу человек становится чище.

Ответ

Задание № 3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

1) Молодость бескорыстна и великодушна.

2) Простота есть необходимое условие прекрасного.

3) Глаза как ночь.

4) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

Ответ

Задание № 4. Найдите двусоставное предложение.

1) Вновь зарёю восток озарило.

2) Легки облака на рассвете.

3) С крыши сбросили снег.

4) От пряного запаха трав кружит голову.

Ответ

Задание № 5. Определите вид простого предложения Люблю читать приключенческую литературу.

1) определённо-личное

2) неопределённо-личное

3) безличное

4) двусоставное

Ответ

Задание № 6. Найдите определённо-личное предложение.

1) Вновь к черёмухе душистой пчёлы ранние летят.

2) Из полей тянуло гречишным мёдом.

3) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.

4) Золотым лучом деревню облило.

Ответ

Задание № 7. Найдите безличное предложение.

1) Для него жить — значит работать.

2) Добро на худо не меняют.

3) Пора возвращаться домой.

4) К приезду друзей всё было подготовлено.

Ответ

Задание № 8. В каком предложении перед как ставится запятая?

1) Дождь лил как из ведра.

2) У тебя брошка как пчёлка.

3) Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.

4) Молодость как песня жаворонка на заре.

Задание № 9. Укажите, чем осложнено предложение Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем всё усиливающийся.

1) обособленным определением, выраженным причастным оборотом

2) вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом

3) вводным словом и однородными обособленными определениями

4) однородными обособленными определениями

Задание № 10. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Мир этот предстаёт перед Жуковским как мир крушения личных надежд.

2) Ночью, особенно в грозу, спать ребятам в шалаше страшновато.

3) Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях и начерпав воды в сапоги, Алексей поднялся на берег.

4) В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших несмотря на возраст, своей страсти.

Задание № 11. На месте каких цифр нужны запятые?

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.

1) 1, 4, 5

2) 2, 3, 4, 5

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4, 5

Ответ

Задание № 12. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?

1) Л. Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве — чувство меры».

2) Л. Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве — чувство меры».

3) По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».

4) Л. Толстой говорил, что: «Слово — выражение мысли».

II вариант

Задание № 1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределённой формой глагола (инфинитивом).

1) Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.

2) Отправиться в путешествие он не решался.

3) Для меня жить — значит работать.

4) Теперь уже некогда было думать.

Ответ

Задание № 2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Ум не замещает знания.

2) Всё у нас с тобой по-прежнему.

3) Сбегутся песню слушать колосья на ветру.

4) От родимой земли журавли оторваться никак не могли.

Задание № 3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.

1) На завтрак подали яйцо всмятку.

2) Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.

3) Печальная песня доносилась издалека.

4) День сегодня тихий, безветренный.

Ответ

Задание № 4. Найдите предложение, в котором неопределённая форма глагола (инфинитив) является дополнением.

1) Сирень начинала отцветать.

2) Мать велела мне поставить чайник.

3) Дом будут строить каменщики.

4) У него была мечта отправиться на Байкал.

Ответ

Задание № 5. Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире.

1) Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.

2) Охранять природу значит охранять родной край.

3) Лёд как сахар.

4) Капли мёда точно жемчуг.

Ответ

Задание № 6. Найдите двусоставное предложение.

1) В посёлке говорили о нём разное.

2) В воздухе запахло гарью.

3) Буду слушать музыку падающей листвы.

4) Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.

Ответ

Задание № 7. Укажите односоставное предложение.

1) В лесу держался запах прелой листвы.

2) Поэзия не профессия.

3) Вижу горы и долины.

4) Подул с заречья ветерок.

Ответ

Задание № 8. Определите вид простого предложения Снегом замело все улицы.

1) определённо-личное

2) неопределённо-личное

3) безличное

4) двусоставное

Ответ

Задание № 9. Найдите неопределённо-личное предложение.

1) По этой дороге идти очень трудно.

2) Вокруг никого не было.

3) К утру всё смолкло.

4) Дома с ним теперь не разговаривали.

Ответ

Задание № 10. Укажите, чем осложнено предложение Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо.

1) однородными членами предложения

2) обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными членами одновременно

3) обособленным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и однородными членами предложения

4) обособленным приложением и однородными членами предложения одновременно

Ответ

Задание № 11. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонёк.

2) Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетёных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.

3) Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.

4) Так и не заснув, хозяин разбудил нас ни свет ни заря, со вторыми петухами.

Ответ

Задание № 12. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?

1) В. Даль отмечал, что «язык народа — сокровищница нашего языка».

2) По мнению А. П. Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».

3) Л. Н. Толстой писал, что: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

4) «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит мудрая русская пословица.

Ответ

III вариант

Задание № 1. Отметьте вариант с обособленным определением. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Душный и жаркий день сменился вечерней прохладой.

2) Обожжённая солнцем трава тихо шелестела под ногами.

3) Солнце встающее из-за горизонта осветило долину.

4) Мы вышли на залитую солнцем поляну.

Ответ

Задание № 2. Отметьте вариант с обособленным приложением. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Иван Иванович местный лесник показал нам дорогу.

2) Сгущаясь тучи заполонили небо.

3) Утомлённые дети быстро уснули.

4) Кроме нас в квартире никого не было.

Ответ

Задание № 3. Отметьте вариант с обособленным уточняющим членом предложения. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Радуясь солнышку пели птицы.

2) Несмотря на дождь мы продолжали идти по маршруту.

3) Зимой в первых числах января выпало рекордное количество снега.

4) Вечером тёплым и душным мы сидели в саду.

Ответ

Задание № 4. Отметьте вариант с обособленным дополнением. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Несмотря на большие трудности они справились с заданием.

2) Спустя три недели у нас начались дожди.

3) Читая книги вы повышаете свою грамотность.

4) Ломоносов великий русский учёный многого добился в разных областях науки.

Задание № 5. Отметьте вариант с обособленным обстоятельством. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Равнина залитая солнцем была прекрасна.

2) Холмы поросшие колючим кустарником тянулись на многие километры.

3) Мелькал белея парус в морской дали.

4) Хороший чтец он всегда выступал на концертах.

Ответ

Задание № 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обгоняя нас (1) бежали (2) шурша по мостовой (3) высохшие за лето (4) листья клёна.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3

3) 1, 4

4) 1, 2, 3, 4

Ответ

Задание № 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытия Галилея (3) и завершившаяся работами Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1) 1

2) 2, 4

3) 1, 3

4) 1, 4

Ответ

Задание № 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не зажигая огня (1) я сел у открытого окна (2) выходящего в давно (3) заросший (4) сад.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2, 3

3) 1, 2

4) 1, 2, 4

Ответ

Задание № 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Под солнцем (1) ярко светились (2) соперничая с ним (3) необыкновенно высокие (4) и крупноцветные купальницы (5) похожие на жёлтые розы.

1) 1, 2, 3, 4, 5

2) 1, 2, 3, 4

3) 2, 3, 5

4) 1, 3, 5

Ответ

Задание № 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Один за другим (1) к костру (2) медленно угасающему (3) в ночи (4) подходили кони и останавливались (5) глядя на нас умными глазами.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 4, 5

3) 2, 3, 5

4) 2, 3, 4

Ответ

Задание № 11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Топонимические словари (1) содержащие информацию (2) о географических названиях (3) дают много ценного для историков языка (4) помогая им находить корни (5) давно утраченных живой речью (6) слов.

1) 1, 3, 4

2) 1, 2, 5

3) 1, 3, 4, 5, 6

4) 1, 2, 3, 4

Ответ

Задание № 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Молодые мастера живописи (1) руководимые И. Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе (4) на получение золотой медали.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3

Ответ