Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 1 - В. Д. Янченко 2016

Повторение изученного в V - VI классах
Синтаксис. Синтаксический разбор

3. Прочитайте текст. Определите тип и стиль текста. Вставьте, где надо, пропущенные буквы, обведите нужную букву в скобках. Выпишите словосочетания типа Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

Ноч_ю с_бака подкралась к заснувшей дач_ и бе(з, с)шумно ул_глась на своё место под те(р, рр)а(с, сс)ой. Пахло людьми, и в открытые окна прин_сились тихие звуки к_роткого дыхания.4 Люди спали, были бе(з, с)помощны и не страшны, и с_бака р_вниво ст_р_жила их: сп_ла одним глазом и при каждом ш_р_хе вытягивала гол_ву с двумя неп_движными ог_ньками ф_сфорически св_тящихся глаз. А тр_вожных звуков было много в чу_кой в_сенней ночи: в тр_ве шуршало что-то невидимое, маленькое и подб_ралось к самому л_снящемуся носу с_баки; хрустела прошл_годняя ветка под заснувшей птицей, и на бли_ком шо(с, сс)е гр_хотала т_лега и скр_пели нагруженные в_зы. И д_леко окрест* в неп_движном воздух_ ра(с, сст_лался зап_х душистого, свежего дёгтя и м_нил в св_тлеющую даль.

(Л. Андреев)

*Окрест (устар.) — вокруг.

4. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, обведите нужную букву в скобках. Выполните синтаксический разбор второго предложения, постройте его схему. Разберите указанные слова по составу.

Сняв мокрую, к_сматую2 шапку, отпутав шаль и (з, с)дёрнув ш_нель, прое_жий2 явился м_л_дым, стройным гусаром с ч_рными ус_ками. Он ра(з, с)пол_жился2 у см_трителя2, начал вес_ло разг_варивать2 с ним и с его доч_рью. Подали ужинать. Между тем лош_ди пришли, и см_тритель прик_зал2, чтоб тотчас, не к_рмя, запр_гали2 их в кибитку* прое_жего; но, возвр_тясь, нашёл он м_л_дого чел_века почти без пам_ти л_жащего на ла_ке: ему (з, с)делалось2 дурно, г_л_ва разб_лелась2, нев_зможно было ехать.

(А. Пушкин)

*Кибитка (устар.) — крытая повозка.

5. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Вставьте, где надо, пропущенные буквы, в скобки — знак / для соединения, знак | для разделения не, ни и следующего слова. Объясните графически орфограммы. Подчеркните подлежащие, сказуемые и дополнения.

Мягкий знак

Мягкий Знак давно и бе(з, с)надёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней как тень, из слова в слово, — но всё напрасно. Буква Ш т_рпеть не( )может букв, от которых н_когда н_ ()добьёш_ся н_ звука.4

А Мягкий Знак робок и застенчив, не( )пытает_ся выделит_ся, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в к_нтрольных д_ктантах забывают о нём.

Другим буквам, которым пр_ходит_ся встречат_ся с Мягким Знаком, нравятся эти его качества.4 Многие из них даже сами смягчают_ся от его соседства.

Н_()смягчает_ся только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак буквально теряет самообл_дание. Но он н_чего н_ может с собой поделать и всякий раз снова становит_ся с буквой Ш — в глаголе второго лица или в существительном женского рода. Когда это конч_т_ся — трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер.

(Ф. Кривин)