Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 1 - В. Д. Янченко 2016
Морфология и орфография. Культура речи
Деепричастие
Деепричастия совершенного вида
98. Прочитайте шутливое стихотворение Н. Ивановой. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните деепричастные обороты; определите вид деепричастий. Объясните написание заглавной буквы в каждом случае. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделите суффиксы.
Вместе с прадедом живёт
Пят_летний Мишенька.
Старич_к его зовёт
Яг_дкой и Виш_нкой.
Дед п_дходит, не спеша,
Опершись на палочку,
Нежно глад_т малыша:
— Что за щ_чка! Яблочко!
И ответил Миша вдруг,
Вспомнив полдник в садик_:
— Ты, дедуля, Сух_фрукт —
Сух_нький и слад_нький!
99. Используя лексику упр. 207 учебника, слова в рамке на стр. 87, опишите основные и добавочные действия вратаря и болельщиков на картине С. Григорьева «Вратарь» (см. вклейку).
100. Прочитайте текст. Определите его тип и стиль. Кто такие протоптёры? Вставьте пропущенные буквы, обведите нужную букву в скобках. Расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите деепричастия, выделите суффиксы.
На Земле много уд_вительных рыб. Например, в Африке на рыбалку часто ходят с л_патами выискивая протоптёров — чуть ли не самых древних рыб на Земле. У них кроме жабр, как у всех рыб, есть ещё и лёгкие, как у животных.
Когда водоём начинает высыхать, протоптёр пряч_тся выр_в глубокую норку. В норке он пр_крыв глаза хв_стом складыва_тся поп_лам. Кожа протоптёра реагируя на изменившиеся условия выделя_т спец_альную смазку. Он как бы поте_т. Стенки норки пр_питываются этой смазкой а выс_хнув образуют своеобразный футляр. Ок_завшись в капсуле в надёжном, крепком футляре из з_сохшего ила и глины, рыба может пр_жить, вернее, пр_спать, до четырёх лет. Буд_т ждать, когда снова пойдёт дождь и водоём наполн_тся.
Рыбаки пр_красно зная эту особе(н, нн)ость необыкнове(н, нн)ых рыб просто выкапывают их из земли. Иногда дно водоёма так засыха_т что протоптёров пр_ходится вырубать с помощью мол_тка и зубила.
В Судане (в Африке) ищут эту рыбу с помощью спец_ального б_рабана. Рыбаки ходят по дну пер_сохшего озера стуча в барабан. Его звук нап_минает шум дождя. Рыба-протоптёр в своей норке приняв такие звуки за дождь издаёт громкий квакающий звук. Услышав в каком-то месте квакающие звуки рыбаки там и начинают к_пать.
Мы к_паем к_ртошку, а они — рыбу.
(По А. Клиентову)
Составьте развёрнутый план текста.
План: ...
Работайте в паре, предложите однокласснику пересказать текст по вашему плану. Оцените его ответ.