Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 1 - В. Д. Янченко 2016

Повторение изученного в V - VI классах
Лексика и фразеология

9. Найдите и выпишите крылатое выражение. Подберите синонимы к выделенным словам.

Рассказывают, что великий математик и механик Древней Греции Архимед Сиракузский, установив закон рычага, гордо произнёс: «Дайте мне рычаг и точку опоры, и я сдвину землю!»

(В. Иванов, Г. Панов, З. Потиха)

10. Восстановите пословицы по данному началу.

1. На ловца …

2. Не ошибается тот, кто ничего …

3. Не срывай яблока, пока зелено: …

4. Одной рукой собирай, а другой …

5. Рыба ищет, где глубже, а человек —…

6. Семь пятниц …

7. Свой сухарь лучше …

8. Шила в мешке …

Ответ: 1. На ловца и зверь бежит. 2. Не ошибается тот, кто ничего не делает. 3. Не срывай яблока, пока зелено: созреет и само упадёт. 4. Одной рукой собирай, а другой раздавай. 5. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. 6. Семь пятниц на неделе. 7. Свой сухарь лучше чужих пирогов. 8. Шила в мешке не утаишь.

11. Подберите к данным словам антонимы.

    Старый — …

    тьма — …

    печалиться — …

    высоко — …

    чужой — …

    поражение — …

    сила — …

    холод — …

    Составьте с 3 — 4 парами слов предложения.

12. Узнайте фразеологический оборот по его значению или, наоборот, определите значение фразеологизма.

Ждать у моря погоды — … .

Биться как рыба об лёд — … .

… — дремать.

… — надоедать, досаждать своим постоянным присутствием.

Пускать пыль в глаза — ... .

… — быть главным в каком-либо деле.

Одного поля ягода — ... .

Ответ:

Ждать у моря погоды — надеяться на что-либо, не предпринимая ничего. Биться как рыба об лёд — безрезультатно. Клевать носом — дремать. Мозолить глаза — надоедать, досаждать своим постоянным присутствием. Пускать пыль в глаза — создавать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя лучше, чем на самом деле. Играть первую скрипку — быть главным в каком-либо деле. Одного поля ягода — похожи друг на друга, один другого не лучше.

13. Выпишите из предложений фразеологические обороты, объясните их значение.

1) Я чувствую себя на седьмом небе.4 (А. Чехов) 2) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. (А. Пушкин) 3) Мне хочется непременно вывести на чистую воду это мошенничество. (Н. Гоголь) 4) Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали. (И. Тургенев) 5) Он бежал сломя голову, размахивая руками, как бегают мальчишки. (К. Федин)

14. Отгадайте шутки-загадки. Восстановите фразеологические обороты.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или его дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

Ответ: Нос, уши, язык.

15. Замените фразеологизмы синонимичными устойчивыми выражениями.

Утереть нос, за тридевять земель, переливать из пустого в порожнее, ни рыба ни мясо, срывать маску, со дня на день, сгущать краски, сломя голову, только и видели, до кончиков пальцев, за уши не оттащишь.

    Ответ:

Утереть нос — заткнуть за пояс; за тридевять земель — на краю света; переливать из пустого в порожнее — толочь воду в ступе; ни рыба ни мясо — ни то ни сё, середина на половину; срывать маску — выводить на чистую воду; со дня на день — с часу на час; сгущать краски — делать из мухи слона; сломя голову — во весь дух, что есть духу; только и видели — и след простыл, и был таков; до кончиков пальцев — до корней волос, до мозга костей; за уши не оттащишь — пальчики оближешь.

16. Объясните значение данных математических терминов. Составьте словосочетания, доказывающие многозначность этих слов.

    Луч, частное, произведение, сумма, фигура.

    Ответ:

    Солнечный луч, луч как часть прямой; частное явление, частное как результат деления; результат умножения чисел; сумма денег, сумма при сложении чисел; шахматная фигура, геометрическая фигура.