Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 1 - В. Д. Янченко 2016
Повторение изученного в V - VI классах
Лексика и фразеология
9. Найдите и выпишите крылатое выражение. Подберите синонимы к выделенным словам.
Рассказывают, что великий математик и механик Древней Греции Архимед Сиракузский, установив закон рычага, гордо произнёс: «Дайте мне рычаг и точку опоры, и я сдвину землю!»
(В. Иванов, Г. Панов, З. Потиха)
10. Восстановите пословицы по данному началу.
1. На ловца …
2. Не ошибается тот, кто ничего …
3. Не срывай яблока, пока зелено: …
4. Одной рукой собирай, а другой …
5. Рыба ищет, где глубже, а человек —…
6. Семь пятниц …
7. Свой сухарь лучше …
8. Шила в мешке …
Ответ: 1. На ловца и зверь бежит. 2. Не ошибается тот, кто ничего не делает. 3. Не срывай яблока, пока зелено: созреет и само упадёт. 4. Одной рукой собирай, а другой раздавай. 5. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. 6. Семь пятниц на неделе. 7. Свой сухарь лучше чужих пирогов. 8. Шила в мешке не утаишь.
11. Подберите к данным словам антонимы.
Старый — …
тьма — …
печалиться — …
высоко — …
чужой — …
поражение — …
сила — …
холод — …
Составьте с 3 — 4 парами слов предложения.
12. Узнайте фразеологический оборот по его значению или, наоборот, определите значение фразеологизма.
Ждать у моря погоды — … .
Биться как рыба об лёд — … .
… — дремать.
… — надоедать, досаждать своим постоянным присутствием.
Пускать пыль в глаза — ... .
… — быть главным в каком-либо деле.
Одного поля ягода — ... .
Ответ:
Ждать у моря погоды — надеяться на что-либо, не предпринимая ничего. Биться как рыба об лёд — безрезультатно. Клевать носом — дремать. Мозолить глаза — надоедать, досаждать своим постоянным присутствием. Пускать пыль в глаза — создавать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя лучше, чем на самом деле. Играть первую скрипку — быть главным в каком-либо деле. Одного поля ягода — похожи друг на друга, один другого не лучше.
13. Выпишите из предложений фразеологические обороты, объясните их значение.
1) Я чувствую себя на седьмом небе.4 (А. Чехов) 2) Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. (А. Пушкин) 3) Мне хочется непременно вывести на чистую воду это мошенничество. (Н. Гоголь) 4) Никто ничего не промолвил, точно все в рот воды набрали. (И. Тургенев) 5) Он бежал сломя голову, размахивая руками, как бегают мальчишки. (К. Федин)
14. Отгадайте шутки-загадки. Восстановите фразеологические обороты.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или его дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Ответ: Нос, уши, язык.
15. Замените фразеологизмы синонимичными устойчивыми выражениями.
Утереть нос, за тридевять земель, переливать из пустого в порожнее, ни рыба ни мясо, срывать маску, со дня на день, сгущать краски, сломя голову, только и видели, до кончиков пальцев, за уши не оттащишь.
Ответ:
Утереть нос — заткнуть за пояс; за тридевять земель — на краю света; переливать из пустого в порожнее — толочь воду в ступе; ни рыба ни мясо — ни то ни сё, середина на половину; срывать маску — выводить на чистую воду; со дня на день — с часу на час; сгущать краски — делать из мухи слона; сломя голову — во весь дух, что есть духу; только и видели — и след простыл, и был таков; до кончиков пальцев — до корней волос, до мозга костей; за уши не оттащишь — пальчики оближешь.
16. Объясните значение данных математических терминов. Составьте словосочетания, доказывающие многозначность этих слов.
Луч, частное, произведение, сумма, фигура.
Ответ:
Солнечный луч, луч как часть прямой; частное явление, частное как результат деления; результат умножения чисел; сумма денег, сумма при сложении чисел; шахматная фигура, геометрическая фигура.