Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 1 - В. Д. Янченко 2016
Повторение изученного в V - VI классах
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
20. Прочитайте стихотворение. Распределите выделенные слова по колонкам таблицы. Обозначьте состав однокоренных слов.
Снежная сказка
Проплясали по снегам
снежные метели,
Снегири снеговикам
песню просвистели.
У заснеженной реки,
в снежном переулке,
звонко носятся снежки,
режут снег снегурки.
А в завьюженных лесах —
снежные палаты.
На сверкающих кустах —
снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
в белом Снегограде,
впишут синюю строку
в снежные тетради.
А вокруг в снега одет
весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет?
Снежный-снежный-снежный!
(С. Погореловский)
Однокоренные слова |
Разные формы одного и того же слова |
21. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание сложных прилагательных. Выполните разбор указанных слов (по вариантам). Подберите синонимы к словам томат, обнаружили, возделывают.
1. Род_на т_матов — Южная Америка. В нашу страну эти р_стения прив_зены2 в 1850 году из Западной Европы, и они ш_роко распр_стр_нились2. Плод т_мата — крупная, сн_чала з_лёная, по_же (оранжево)красная ягода, она с_держит много п_лезных в_ществ.
2. «Цветком солнца» назвали в Европе пр_в_зённое из Мексики р_стение с (ярко)ж_лтым соцветием2, многие годы его выращ_вали2 как дек_р_тивное. В нашу
страну подсолнечник попал в XVIII веке тоже как дек_р_тивное р_стение. И лишь через много лет люди обн_ружили х_зяйственную2 ценность с_мян подсолнечника.
3. Пш_ница — одно из др_внейших2 культурных р_стений. Её возделывают2 более 10 тысяч лет. З_рновки пш_ницы нах_дили при раскопках первых
пос_лений2 человека и даже в п_рамидах египе_ских2 ф_раонов.
(По В. Пасечнику)
22. Вспомните правило «Буквы з и с на конце приставок». Образуйте слова с помощью приставок. Объясните графически орфограмму.
раз-: вернуть, жечь, бить — …
вз-: рыхлить, махнуть, лететь — …
из-: брать, гнать, ловить — …
с-: бежать, делать, двинуть — …
рас-: сортировать, корчевать, пилить — …
ис-: печь, пачкать, править — …
23. Вставьте пропущенные буквы, обведите нужную букву в скобках. Выпишите слова, образованные с помощью суффиксов. Выполните словообразовательный разбор 2 — 3 выписанных слов.
Мимо остр_ва в это самое время тихо проплыл гиган_ский к_рабль, такой же, как и тот, на котором пр_ехали лозищане*. Распущенный флаг пл_скался по
ветру и, к_зал_ось, стлался у ног медной женщины, которая д_ржала над ним свой факел... Матвей см_трел, как евр_пейский к_рабль тихо ра(з, с)талкивает своею грудью волны, и на глаза его пр_сились слёзы... Как недавно ещё он с такого же к_рабля гл_дел до самого ра(с, сс)вета на эту статую, пока на ней угасли огни и лучи солнца нач_нали з_лотить её голову... А Анна тихо спала, скл_няясь на свой узел...
(В. Короленко)
*Лозищане — жители села Лозищи, Лозинское; здесь: эмигранты.