Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 1 - В. Д. Янченко 2016

Повторение изученного в V - VI классах
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

20. Прочитайте стихотворение. Распределите выделенные слова по колонкам таблицы. Обозначьте состав однокоренных слов.

Снежная сказка

Проплясали по снегам

снежные метели,

Снегири снеговикам

песню просвистели.

У заснеженной реки,

в снежном переулке,

звонко носятся снежки,

режут снег снегурки.

А в завьюженных лесах —

снежные палаты.

На сверкающих кустах —

снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

в белом Снегограде,

впишут синюю строку

в снежные тетради.

А вокруг в снега одет

весь простор безбрежный.

Чем не сказка белый свет?

Снежный-снежный-снежный!

      (С. Погореловский)

Однокоренные слова

Разные формы одного и того же слова



21. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание сложных прилагательных. Выполните разбор указанных слов (по вариантам). Подберите синонимы к словам томат, обнаружили, возделывают.

1. Род_на т_матов — Южная Америка. В нашу страну эти р_стения прив_зены2 в 1850 году из Западной Европы, и они ш_роко распр_стр_нились2. Плод т_мата — крупная, сн_чала з_лёная, по_же (оранжево)красная ягода, она с_держит много п_лезных в_ществ.

2. «Цветком солнца» назвали в Европе пр_в_зённое из Мексики р_стение с (ярко)ж_лтым соцветием2, многие годы его выращ_вали2 как дек_р_тивное. В нашу

страну подсолнечник попал в XVIII веке тоже как дек_р_тивное р_стение. И лишь через много лет люди обн_ружили х_зяйственную2 ценность с_мян подсолнечника.

3. Пш_ница — одно из др_внейших2 культурных р_стений. Её возделывают2 более 10 тысяч лет. З_рновки пш_ницы нах_дили при раскопках первых

пос_лений2 человека и даже в п_рамидах египе_ских2 ф_раонов.

(По В. Пасечнику)

22. Вспомните правило «Буквы з и с на конце приставок». Образуйте слова с помощью приставок. Объясните графически орфограмму.

раз-: вернуть, жечь, бить — …

вз-: рыхлить, махнуть, лететь — …

из-: брать, гнать, ловить — …

с-: бежать, делать, двинуть — …

рас-: сортировать, корчевать, пилить — …

ис-: печь, пачкать, править — …

23. Вставьте пропущенные буквы, обведите нужную букву в скобках. Выпишите слова, образованные с помощью суффиксов. Выполните словообразовательный разбор 2 — 3 выписанных слов.

Мимо остр_ва в это самое время тихо проплыл гиган_ский к_рабль, такой же, как и тот, на котором пр_ехали лозищане*. Распущенный флаг пл_скался по

ветру и, к_зал_ось, стлался у ног медной женщины, которая д_ржала над ним свой факел... Матвей см_трел, как евр_пейский к_рабль тихо ра(з, с)талкивает своею грудью волны, и на глаза его пр_сились слёзы... Как недавно ещё он с такого же к_рабля гл_дел до самого ра(с, сс)вета на эту статую, пока на ней угасли огни и лучи солнца нач_нали з_лотить её голову... А Анна тихо спала, скл_няясь на свой узел...

(В. Короленко)

*Лозищане — жители села Лозищи, Лозинское; здесь: эмигранты.