Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 2 - В. Д. Янченко 2016
Служебные части речи
Самостоятельные и служебные части речи
159. Прочитайте текст. Найдите и выпишите все служебные части речи вместе с самостоятельными частями речи, к которым они относятся. С какой частью речи употребляются «три маленькие частицы»?
Служебные слова
Бы, ли, же... Три маленькие частицы. Это не просто служебные слова. Они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов. Это нужно всегда твёрдо помнить!
Каждая из них занята своим делом в предложении, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она всем стала понятной. Хотя все они — служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному. Бы — мечтает. Ли — сомневается. Же — утверждает.
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживёте! Попробуйте ни в чём не сомневаться. Попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чём не мечтать. Сможете прожить? Не сможете!
(По Ф. Кривину)
160. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, обведите нужную букву в скобках. Найдите служебные части речи и заключите их: союзы — в овал, предлоги — в прямоугольник, частицы — в треугольник. Объясните значение выделенных слов с помощью толкового словаря.
Россия — многонац_ональное г_сударство, в нём живут пре_ставители более 160 нац_ональностей. Происходит проце(с, сс) интенсивного развития разных языков и культур, связа(н, нн)ый с возр_ждением народов. Акт_визируются проце(с, сс)ы м_грации. Так, только в Москве проживает около 140 этн_сов. Всё больше детей овл_девают иностра(н, нн)ыми языками, часто не одним, в результате чего школьники пр_общаются не только к русской, родной культуре, но и к культуре других народов.
Диалог культур — не только сре_ство познания нац_ональной культуры, но и более глубокого прон_кновения в свою. Ведь ос_знание родной языковой к_ртины мира особенно ярко пр_является в соп_ставлении с к_ртиной мира другого народа. На это указывал ещё Л. В. Щерба, который писал, что знание (не)родного языка пом_гает лучше понять устройство родного языка, как бы посмотреть на пр_вычный родной язык с другой стороны, иными глазами. На фоне встреч_ культур учащиеся более глубоко ос_знают своеобразие родной культуры и то общее, что об_единяет эти культуры, нач_нают глубже чу_ствовать особе(н, нн)ости и своеобразие своего
родного языка, уже осозна(н, нн)о любить его.
Как вы понимаете словосочетание диалог культур? Обоснуйте свой ответ письменно.