Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 2 - В. Д. Янченко 2016
Служебные части речи
Частица
Повторение
208. Прочитайте продолжение текста «Детство». Вставьте пропущенные буквы, а в скобки — знак соединения (/), разделения ( | ) слов или дефис (-). Объясните графически написание не и ни. Заключите частицы в треугольник, союзы в овал; охарактеризуйте их.
Я встаю, с ногами заб_раюсь и уютно укладываюсь на кресло.
— Ты опять заснёшь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шёл на верх.
— Я не( )хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и не( )ясные, но сладкие грёзы наполняют вообр_жение, здоровый де_ский сон смыка_т веки, и через минуту забуд_шься и спишь до тех пор, пока не( )разбудят. Чу_ствуешь, бывало, впросонках, что чья( )то нежная рука трогает тебя; по одному прик_сновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко пр_жмёшь её к губам.
Все уже раз_шлись; одна свеча горит в гостиной; maman сказала, что она сама разбудит меня; это она пр_села на кресло, на котором я сплю, своей чудес_ной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!
— Вставай, моя душечка: пора идти спать. Ни( )чьи равнодушные взоры не( )стесняют её: она не( )боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не()шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.
— Вставай же, мой ангел.
(Л. Толстой)
209. Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы, а в скобки — знак соединения (/) частей слова или разделения ( | ) слова и частицы. Выпишите частицы, союзы и предлоги по группам. Выполните морфологический разбор трёх служебных частей речи.
1. Куда идёт хороший товарищ, туда( )же иди и ты. 2. Была( )бы охота — заладится любая работа. 3. Друга пр_обрести трудно да( )же в течени_ года, а обид_ть
можно в один час. 4. За что ни( )возьмись, всё удаётся. 5. Если сам не( )доучился, не( )берись учить других.
210. Прочитайте и озаглавьте текст. Определите его основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, а в скобки — знак соединения (/), разделения ( | ) или дефис (-). Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните графически написание не и на. Охарактеризуйте все частицы.
Может быть, тебе случалось сов_ршить какое( )либо пл_хое, не( )справ_дливое или не( )счас_ное дело и скрыть его. И хотя ни( )кто не( )знает о твоём не( )счас_ном поступке тебе становит_ся не( )спокойно очень не( )хорошо. Что( )бы ты ни( )нач_нал делать ни( )чего не( )получает_ся: не( )хочет_ся ни( )читать ни( )играть. И сон не( )приходит вертиш_ся с боку на бок и думает_: «Как( )бы хорошо было, если( )бы всё повернуть обратно так, что( )бы ни( )чего плохо_о не( )происходило».
Говорят, этого человека муча_т совесть не( )даёт ему покоя. Совесть — одно из самых уд_вительных человеческих чу_ств. Она будто очень ясный и чистый огонёк который свет_т ровно, когда на душе у тебя и у других всё спокойно и хорошо.
Ты слышал, наверно, как говорят про кого( )нибудь: «Вот человек с чистой совестью». Такие люди — самые лучшие на земле.
(Из книги «Что такое? Кто такой?»)