Рабочая тетрадь - Скорая помощь по русскому языку 7 класс Часть 2 - В. Д. Янченко 2016

Повторение и систематизация изученного в V - VII классах

213. Разгадайте шарады. В первых трёх зашифрованы два слова с общей концовкой, а в четвёртой — с общим началом.

1. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

ОЕЗАРФЛОГИЯМОРФО

2. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.

ТЕНОФИКАМОРФЕМ

3. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка. Раздел науки о языке, в котором изучаются способы обозначения звуков языка на письме.

ИСКЕЛКАГРАФИ

4. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения. Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов.

ЯИПЭОРФОЯИФАРГ

Ответ:

1) Фразеология. Морфология. 2) Фонетика. Морфемика. 3) Лексика. Графика. 4) Орфоэпия. Орфография.

214. Прочитайте и озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и обведите нужные в скобках. Найдите и подчеркните фразеологизм. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

...

    В моём табеле по рисованию имелась уже в первой четверт_ тройка, а во второй нам_чалась. Родители меня жёстко пр_дупредили, что если тройка и в самом деле окаж_тся в табеле, то на к_никулах на экскурсию в Киев с классом я не поеду, и н_какие слёзы при этом мне не помогут. Вот почему, когда наш учитель по рисованию Эдмунд Антонович об_явил, что на следу_щем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бе(з, с)поворотно: Киева мне как ушей своих не видать. Эдмунд Антонович пришёл к нам в класс только в этом году и только на этот год. У него на уроке все зан_мались чем попало: галдели, стучали, плевали из трубочки просом, стр_ляли бумажными скобками из рогаток... а он в это время что-то усердно и вд_хновенно себе рисовал и показывал у доски, абсолютно не обр_щая вн_мания на этот весь тарарам. Но другого учителя, видимо, не было. Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно пр_дирчиво, и я у него из-за этого не выл_зал из троек, а от пр_дстоящей кла(с, сс)ной работы завис_ло для меня всё буквально. Наконец наступил этот трижды прокл_тый день, ожида_мый мною с ужасом! Эдмунд Антонович, сияя как в праз_ник, вошёл в класс и об_явил, что сегодня сост_ится-таки ч_твертная кла(с, сс)ная работа, на которой мы должны будем делать рисунок на тему «Первый снег».

(По А. Крамеру)

215. Прочитайте продолжение истории. Вставьте пропущенные буквы, обведите нужную букву в скобках. Найдите и подчеркните междометие.

Я н_сколько раз пр_лежно нач_нал рисовать и сразу почти бр_сал, потому что рисунки мои выгл_дели так страшно, что мне даже в голову не пришло бы _давать

их, — всё равно была бы верная двойка. Катастрофа! И тогда я от полной без_сходности, подталкивающей к безра(с, сс)удству, р_шился на дикий п_ступок. Я открыл в тетрад_ для рисования чистый лист и всеми цветными к_рандашами, имеющ_мися в моей коробке, вместо рисунка, написал на нём крупными печатными буквами:

Картина «Первый снег»

Утро. Ночью был снег_пад. Это был первый снег в этом году. Снег шёл долго, и теперь красная чер_пица на крышах маленьких домиков под снегом почти не видна. Одни только красные трубы т_рчат. Из труб высоко подн_маются к небу хвосты белого неподвижного дыма. Снег на деревьях, на крышах, на дорогах. Он искрится под утре(н, нн)_м со_нцем, слепя глаза. На улицу выб_гают дети в разн_цветных куртках и шапочках. В руках у них лыжи и санки. Дети кричат, см_ются, катают огромные снежные шары, леп_т из них весёлых снег_виков. А с высокой горы перед домиками спускаются к детям клоуны, неся в руках зам_чательных в_здушных змеев и цв_тные шары.

(По А. Крамеру)

216. Прочитайте окончание истории. Вставьте пропущенные буквы. Объясните графически написание частиц не и ни.

Урок рисования был один раз в неделю, и я просто н_ знаю, как дожил до следующего урока. Помню, что н_ ел, н_ пил и н_ спал. Даже любимые свои книжки н_

мог читать н_ минуты, потому что н_ понимал н_ слова. На уроках тоже прису_ствовал только физически, а все мои мысли были заняты тем, что я натв_рил, и тем, что после этого будет. Поэтому, когда на следующем уроке рисования Эдмунд Антонович раздал нам наши альбомы, я чуть н___________ лишился с_знания, пока с ужас_ным

предчу_ствием открывал свой проклятый «рисунок». И вдруг... Ян_ верил своим глазам: на злополучном листе стояла огромная красная пятёрка, которую держал в руках маленький рыжий клоун, а потом пятёрка появилась и в классном журнале.

(По А. Крамеру)

217. Перечитайте полностью текст (см. упр. 214 — 216) и охарактеризуйте его.

    Стиль: ...

    Тип речи: ...

    Тема: ...

    Основная мысль: ...

Составьте развёрнутый план текста, по которому его легко можно будет пересказать.

    План: ...

218. Напишите сочинение-рассуждение. Понравилось ли вам то, как мальчик вышел из создавшейся ситуации? Каким способом рисования он воспользовался? Согласны ли вы с оценкой учителя или считаете, что он просто пожалел ученика? Выполните задание на отдельном листке бумаги.

219. Объясните значение данных слов. Проверьте себя по толковому словарю.

    Табель — ...

    Черепица — ...

    Рогатка — ...

    Просо — ...

220. Найдите в части текста (описание картины «Первый снег», см. упр. 215) антонимы к данным словам.

    Большие — ...,

    быстро — ...,

    низко — ...,

    вечернее — ...,

    однотонный — ...,

    плачут — ... .

    221. Дополните каждый ряд синонимами из текста (см. упр. 216).

    1. Не ведать, не понимать, не догадываться, ...

2. Находиться, быть, существовать в каком-то месте, ...

3. Будущий, предстоящий, очередной по счёту, ...

4. Ощущение, представление, ...

5. Несчастный, незадачливый, бедственный, ...

Ответ:

1) Не знать; 2) присутствовать физически; 3) следующий; 4) предчувствие; 5) злополучный.

222. Какими фразеологизмами можно заменить данные словосочетания и предложения? Отметьте галочкой ✔ нужный фразеологизм.

1. А он в это время что-то усердно и вдохновенно себе рисовал и показывал у доски, абсолютно не обращая внимания на этот весь тарарам.

    ни рыба ни мясо

    сам себе на уме

    птица высокого полёта

    2. Всё равно была бы верная двойка.

    ничего не попишешь

    из рук вон плохо

    ворон считать

3. И тогда я от полной безысходности, подталкивающей к безрассудству, решился на дикий поступок.

ни пуха ни пера

скрепя сердце

была не была

Ответ:

1) Сам себе на уме. 2) Ничего не попишешь. 3) Была не была.

223. Докажите, что первые слова в словосочетаниях многозначные. Составьте словосочетания или предложения, подтверждающие этот факт.

Бросать рисовать, верная двойка, полная безысходность, дикий поступок, хвосты дыма, пятёрка стояла.

224. Заполните таблицу примерами из текстов (см. упр. 214 — 216)

Способ образования

Примеры

Приставочный


Суффиксальный


Приставочно-суффиксальный


Сложение


Переход одной части речи в другую


Выполните словообразовательный разбор любых трёх слов.

225. Выберите и подчеркните нужные ответы (см. тексты упр. 214 — 216).

1) В первом абзаце текста есть несклоняемые существительные. Да. Нет.

2) Слово тройка — имя существительное. Да. Нет.

3) Существительное табель 3-го склонения. Да. Нет.

4) В словосочетании в первой четверти есть прилагательное. Да. Нет.

5) Глаголы рисовать, выглядеть, ожидать совершенного вида, II спряжения. Да. Нет.

6) Слово ожидаемый — страдательное причастие настоящего времени. Да. Нет.

7) В предложении Одни только красные трубы торчат слово только — частица. Да. Нет.

8) В предложении А с высокой горы перед домиками спускаются к детям клоуны, неся в руках замечательных воздушных змеев и цветные шары только один союз и. Да. Нет.

9) В предложении В руках у них лыжи и санки предлоги непроизводные. Да. Нет.

10) В предложении Даже любимые свои книжки не мог читать ни минуты, потому что не понимал ни слова усилительная и отрицательные частицы.

11) Предложение И тогда я от полной безысходности, подталкивающей к безрассудству, решился на дикий поступок осложнено причастным оборотом. Да. Нет.

12) В предложении Эдмунд Антонович, сияя как в праздник, вошёл в класс и объявил, что сегодня состоится-таки четвертная классная работа, на которой мы должны будем делать рисунок на тему «Первый снег» все союзы подчинительные. Да. Нет.

Ответ:

1) Нет. 2) Да. 3) Нет. 4) Нет. 5) Нет. 6) Да. 7) Да. 8) Нет. 9) Да. 10) Да. 11) Да. 12) Нет.

226. Прочитайте текст. Определите тип речи и стиль. Вставьте пропущенные буквы и обведите нужные в скобках. Объясните графически орфограммы.

Дом-музей А. П. Чехова в Москве

    Дом-музей выд_ющегося русского писателя и драм_турга Антона Павловича Чехова был открыт в 1954 году. В настоящее время он является ф_лиалом Государстве(н, нн)ого литературного музея. Дом-музей Чехова в Москве ра(з, с)положен в двух_этажном каме(н, нн)ом флиг_ле, построе(н, нн)ом в 1874 году.

Антон Павлович Чехов прожил в этом доме почти четыре года, которые были для писателя п_риодом стр_мительного творческого под_ёма. Именно (з, с)десь он написал около сотни бл_стящих произведений, ра(с, сс)казов и пьес. По описаниям и рисункам ро_ственников1 в доме практически полностью во(с, сс)тановле(н, нн)а та обстановка, в которой жил и тв_рил писатель: его спальня и к_бинет, комнаты сестры и брата, гости(н, нн)ая. В вест_бюле музея можно увидеть п_ртрет Чехова — тв_рение скульптора С. Коненкова. Здесь же размешан, нн)ы книги писателя, которые были изда(н, нн)ы на разных языках, а также фот_графии и рисунки с видами так любимой Чеховым Москвы конца XIX века.

(По материалам интернет-ресурса www.museum.ru)

227. Прочитайте текст. Вставьте (где надо) пропущенные буквы, а в скобки — знак соединения (/) или разделения ( | ) слов. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их графически (составьте схемы сложных предложений и осложнённых).

Метеорит

В музее Горного института в Петербурге хранит_ся богатая ко(л, лл)екц_я метеоритов. Многие эксп_наты из этой ко(л, лл)екц_и пр_влекают к себе своей не( )обычной су_ьбой.

Метеорит «Бердянский» извл_кли из кургана где были зах_ронены скифские воины. Наверное, он пр_надлежал одному из скифских вождей и поч_тался как тал_сман

приносящий счастье. Не( )болыной камеш_к хр_нящийся рядом упал в ра(з, с)пол_жение русских войск на( )кануне Бородинской битвы. Сохр_нился рассказ что Наполеон увид_л в этом счас_ливое предзн_менование для своей армии. Но, как извес_но, к_смический гость не( )принёс французам счастья. Скорее, в_звестил о закате побед_нос_ных войн в_ликого к_рсиканца.

(По В. Мезенцеву)