Русский язык 9 класс - Практикум по орфографии и пунктуации Готовимся к ГИА - С. В. Драбкина 2018

Второй раздел
Сочинительные союзы
Придаточные времени

Упражнение № 39

Дополните текст необходимой информацией:

Придаточные ВРЕМЕНИ отвечают на вопросы ...

Присоединяются к главному предложению при помощи следующих союзов: ...

Упражнение № 40

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, обозначьте союзы, присоединяющие придаточное предложение к главному, запишите вопрос, задаваемый к придаточному предложению, и укажите вид придаточного.

1) Однажды в студё...ый зимний вечер (...) когда метель зан...сила глаза и ветер нам...тал сугробы король увидел на дороге замерзающею нищего. (...) 2) Идём сказал он ему поднимая его на ноги в моей стране найдет...ся и для тебя любящее сердце. 3) Так пр...является совесть в человеческой душе. 4) А слова и мысли просыпают...ся в нас лишь позже (...) когда мы пытаемся описать и объяснить совершившийся поступок. (...) 5) Когда совесть овладевает нашей душой она научает (...) человека забывать о себе и делает его поступки самоотверже...ыми. (...) 6) Скорби заботы опасения все трудности личной судьбы не связывают человека (...) когда отходят на задний план. (...)

7) А когда мы лишь изредк... слушаемся голос совести то внутре...яя раздвое...ость лишает (...) нас цельности души и не дает нам великой радости. (...)

8) Исти...ое исц...ление души происходит в тот миг (...) когда мы пр...даёмся божестве...ому зову совести. (...) 9) Не следует так (же) спрашивать о том (...) что было бы “полезнее” всего или “целее...бразнее” всего тем более не следует задавать вопрос о “приятном” “удобном” “выгодном” “умном” и т. п. всё это не имеет никакого отношения к совестному акту. (...) 10) Надо “сейчас” и “здесь” внять голосу совести и совершить поступок из глубины своего сердца. (По И. А. Ильину «О совести».)

Упражнение № 41

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, обозначьте союзы и союзные слова, присоединяющие придаточное предложение к главному, запишите вопрос, задаваемый к придаточному предложению, и укажите вид придаточного.

1) Пока люди живут на земле они должны (...) ладить находить дорогу друг к другу объед... няться помогать один другому. (...) 2) Когда мы прощаем друг другу непохожесть преимущества первенство то налаживаем (...) отношения с людьми. (...) 3) Когда соревнование является внутре...ей побудительной причиной для совершенствования то это явление здоровое созидательное (...) братское. (...)

4) А когда мы завидуем то испытываем (...) чувства болезне...ые разрушительные враждебные: в завист... дремлет инстинкт убийства и разрушения. (...) 5) Когда человек завидует он обижается (...) на человека за чужое счастье его зад...вает всякий чужой успех любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце гнев лиш... вшегося на обладателя наполняет его как ярость неполноце...ого постоянно чу... ствующего свою неполноце...ость а поэтому пр...страстно отмечающего чужое превосходство. (...)

6) Когда ты не копаешься непреста...о в собстве...ой неполноце...ости когда в большом деле забывает... о себе ты поднимаешься (...) наверх! (...) (По И. А. Ильину.)

Упражнение № 42

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы предложений, обозначьте союзы и союзные слова, присоединяющие придаточное предложение к главному, запишите вопрос, задаваемый к придаточному предложению, и укажите вид придаточного. Составьте схемы к 1, 4, 7, 10 предложению.

1) Когда Онегин стал вопл...щением высших возможностей личности автора условное «я» носителя речи должно было обрисовать (...) его ни...шего двойника. (Ф. М. Достоевский.) (...) 2) Онегин совсем даже не узнал Татьяну (...) когда встретил ее в первый раз в глуши в скромном образе чистой неви...ой девушки так ор...бевшей пред ним с первого разу. (Ф. М. Достоевский.) (...) 3) Не узнал он ее и потом в Петербурге в образе знатной дамы (...) когда по его же словам в письме к Татьяне «пост...гал душой все ее совершенства». (Ф. М. Достоевский.) (...) 4) Великолепна картина Москвы особливо (...) когда светит на нее солнце когда вечерние лучи его пылают на

бесчисле...ых златых куполах на бесчисле...ых крестах к небу возносящихся! (По Н. М. Карамзину.) (...) 5) Ты кормила меня своею грудью и ходила за мною (...) когда я была ребёнком теперь пришла моя очередь ходить за тобою. (Н. М. Карамзин.) (...) 6) У меня всегда сердце бывает не на своем месте (...) когда ты ходишь в город. (Н. М. Карамзин.) (...) 7) Когда прижмёш... меня к своему сердцу и взглян...ш... на меня умильными своими глазами ах! тогда (...) я себя забываю забываю все кроме Эраста. (По Н. М. Карамзину.) (...) 8) Старушка в самом деле всегда радовалась (...) когда его вид...ла. (Н. М. Карамзин.) (...) 9) Тогда только облегчалось сердце (...) когда Лиза уед...няясь в густоту леса могла свободно проливать слезы и ст...нать о разлуке с милым. (По Н. М. Карамзину.) (...) 10) Когда он возвратится ко мне как я буду счастлива (...)! (Н. М. Карамзин) (...) 11) Когда лошади стали он выкинул (...) из тарантаса ногу в вое...ом сапоге с ровным г...ленищем и придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели взбежал на крыльцо избы. (И. А. Бунин.) (...) 12) Отец начинал все мягче и мягче улыбаться посматривая на ее нервное доброе личико (...) когда сидя у него на коленях она трудилась над тайной застёгнутого ж...лета или забавно напевала матро...кие песни - дикие ревостишия. (По А. Грину.) (...) 13) Когда пот...нулись в более широких местах осоковые и тростниковые заросли (...) Ассоль совсем было потеряла из вида алое сверкание парусов. (А. Грин.) (...) 14) Встав рано (...) когда беспр...да...ица удалилась на кухню он пробрался в ее комнату и засунув подарок в сундук девушки прикрыл его короткой запиской: «Бетси это твое. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд». (А. Грин.) (...)

    № 1

    № 4

    № 7

    № 10

Упражнение № 43

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы предложений, обозначьте границы главного и придаточного предложения, обозначьте союз или союзное слово, присоединяющее придаточное предложение к главному, определите вид придаточных предложений.

1) Грусть любовь и ст...снение наполняли её когда она прижимала мальчика к груди. (А. Грин.) (...) 2) Когда дух и...ледования заставил Грэя пр...никнуть в библиотеку его поразил пыльный свет. (А. Грин.) (...) 3) Он молча сносил насмешки издевательства и неизбежную брань до тех пор пока не стал в новой сфере «своим» но с этого врем...ни неизме...о отвечал боксом на всякое оскорбление. (А. Грин.) (...) 4) В то время как Летика взяв стакан обеими руками скромно шептался с ним посматривая в окно Грэй подозвал Меннерса. (А. Грин.) (...) 5) Разумеется эта история с тех пор как нищий утвердил ее бытие в том же трактире приняла оч...ртания грубой и плоской сплетни но сущность оставалась (не) тронутой. (А. Грин.) (...) 6) С тех пор так ее и зовут сказал Меннерс зовут ее «Ассоль Корабельная. (А. Грин.) (...) 7) Поле того как он увид...л глаза Ассоль ра...еялась вся кос...ность Меннерсова рассказа. (А. Грин.) (...) 8) Когда он наконец весь изошёл восторгом Грэй договорился с ним о доставке взяв на свой счет издержки уплатил по счету и ушёл провожаемый хозяином с почестями китайского короля. (А. Грин.) (...) 9) В то время как Грэй вернулся на свой корабль агент конторы уже садился на пар...ход. (А. Грин.) (...) 10) Когда смысл вопроса к...снулся наконец ее духовного слуха Ассоль встрепенулась как ветка тронутая рукой и засмеялась долгим ровным смехом тихого торжества. (А. Грин.) (...) 11) Ассоль смотрела ему (в) след пока он не скрылся за поворотом. (А. Грин.) (...) 12) Пока приезжий господин осматривал свою комнату внесе...ы были его п...житки. (Н. В. Гоголь.) (...) 13) По мере того как бричка близилась к крыльцу глаза его делались веселее и улыбка

раздвигалась более и более. (Н. В. Гоголь.) (...) Пока люди живут на земле они должны ладить находить дорогу друг к другу объединяться помогать один другому.