Знаки препинания в сложносочинённых предложениях 5 — 9 классы - Е. Э. Грибанская 2016
Предисловие
Русская пунктуация, как заметила филолог, профессор Н. С. Валгина, «имеет чёткое назначение — передать читающему смысл написанного таким, каким он воспроизводится пишущим».
Откройте любую книгу. Прочитайте несколько строк. Всё понятно? Что вам помогло быстро понять часть текста? Не только слова, словосочетания, предложения... Вам помогла... пунктуация. Мы настолько привыкли к знакам препинания, что порой не замечаем их, а когда замечаем — сердимся: мешают! Но попробуйте убрать знаки, и смысл самого простого текста станет не так просто постичь. Раньше писали, не разделяя текст на слова и предложения. Попробуем и мы так написать что-нибудь. Например, строки из стихотворения Булата Окуджавы:
Вселенскийопытговоритчтопогибаютцарстванеоттогочтотяжекбытилистрашнымытарстваапогибаютоттогоитембольнейчемдолыиечтолюдицарствасвоегонеуважаютбольше.
А вот тот же текст, но со знаками препинания, в привычной нам форме:
Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.
Есть разница, правда? Так вот, пунктуация — это тоже царство, заслуживающее уважения. И изучения. Тщательного, вдумчивого, кропотливого.
Тем, что сегодня существует стройная система правил пунктуации, мы обязаны русским учёным, внесшим свой вклад в развитие пунктуационной системы русского языка.
В частности, М. В. Ломоносов сформулировал основной принцип использования «строчных знаков», первым обратив внимание на смысл речи и структуру предложения. Он писал: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам». Н. Г. Курганов, А. А. Барсов, Н. И. Греч, А. Х. Востоков, Ф. И. Буслаев, Я. К. Грот, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба внесли огромный вклад в развитие русской пунктуации.
Современная система пунктуационных правил является результатом труда многих учёных, которые пытались осмыслить «ритмомелодию» (А. М. Пешковский) нашей речи, искали компромиссное решение в постановке знаков препинания. Современная пунктуация строится с учётом языковых норм и отличается такими качествами, как стабильность и общепринятость. Правильное применение правил пунктуации, анализ предложения с точки зрения его структуры позволяют передать смысл текста, отразить структуру предложения, а при чтении правильно построить интонационный рисунок.
Современная русская пунктуация — это очень сложная, но чёткая, стройная, логичная система. При творческом использовании знаков можно превратить её в сильное средство для передачи мысли, оттенков чувств, настроений.
Твёрдость и стабильность русской пунктуации определяются её структурным принципом, а возможности передавать богатство и разнообразие смысловых оттенков и эмоций — смысловым и интонационным принципами.
Как возникает пунктуационное правило? Точно не по прихоти кого бы то ни было. Правила формируются в результате длительных наблюдений над практикой печатной речи. Анализ того, что происходит в печатной речи, и становится отправной точкой для формулирования правила.
И в заключение одно небольшое пожелание: откажитесь от взгляда на пунктуационные правила как на собрание норм, мешающих вам жить и выражать себя в слове. Знаки препинания не мертвы, не бесстрастны, они живут своей жизнью, они помогают вам понять смысл текста, понять другого человека, с которым вы ведёте диалог при чтении. Помните, правила пунктуации нельзя просто выучить (толку будет немного!), их надо понять, проникнуть в их логику. И наше пособие вам в этом поможет.
Известно, что синтаксис напрямую связан с пунктуацией, следовательно, чтобы понимать пунктуационные правила, необходимо знать синтаксис (в переводе с греческого «построение») как раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Именно синтаксис способствует развитию речи, поскольку даёт знания о том, как правильно строить предложения, какие бывают предложения. Пунктуационные правила определяются строением предложения и тем смыслом, который мы хотим передать.
Пособие построено исходя из логики разделов «Синтаксис» и «Пунктуация», их взаимосвязей. Пособием удобно пользоваться. Сначала наши читатели получают необходимые теоретические сведения, которые нужны для того, чтобы пользоваться правилами. Затем идут сами правила, сопровождаемые этюдами из истории пунктуации и о современных её особенностях.
Практическая часть представлена тренировочными упражнениями на основе предложений и текстов.
Наконец, свой уровень освоения материала можно проконтролировать, выполняя предложенные тесты. И упражнения, и тесты имеют ключи, по которым можно сверить правильность своих ответов.