БИОЛОГИЯ Том 1 - руководство по общей биологии - 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

Со времени своего первого издания в Великобритании (1984 г.) книга Biological Science (в русском переводе «Биология») остается одним из самых полных и авторитетных учебных пособий для старшеклассников, абитуриентов и студентов. Основная цель подготовки ее третьего пересмотренного издания — дополнение текста новыми данными в рамках современных школьных программ.

В последние годы содержание и объем этих программ заметно изменились. Кроме «линейных» курсов, излагающих материал последовательно по мере его усложнения, широко распространились «модульные» схемы преподавания, делающие упор на отдельные темы; кроме того, в 1993 г. в Великобритании были введены новые, а в 1997 г. уточненные экзаменационные требования по биологии. Типичная современная программа включает определенный объем фундаментальных знаний и факультативную информацию по более специальным областям. Как правило, в последнем случае речь идет о социальных, этических и прикладных аспектах биологии, подчеркивающих ее возрастающую роль в современном мире.

Пересмотр материала при подготовке третьего издания книги был проведен на гораздо более глубоком уровне, чем перед выходом ее второй версии. В текст, схемы, фотографии и таблицы внесены многие как существенные, так и более тонкие изменения. Добавлен значительный объем новой информации и убраны сведения, уже не считающиеся актуальными. Кроме того, некоторый материал из приложений перенесен в соответствующие главы.

С учетом важности и популярности некоторых тем, особенно из числа факультативных, в книгу включены три совершенно новые главы. Они содержат подробные сведения по микробиологии и биотехнологии (гл. 12), сведения, касающиеся здоровья и болезней человека (гл. 15), а также сведения по прикладной генетике (гл. 25). Кроме того, гораздо полнее изложены вопросы, касающиеся питания (гл. 8) и репродукции (гл. 21) человека. Обсуждаются, в частности, этические и социальные аспекты этих проблем. Расширена и экологическая тематика (гл. 10).

С учетом изменения учебных программ разнообразию форм живого посвящена только одна глава (гл. 2) вместо трех, причем подобраны более актуальные примеры. В нее включено новое вводное обсуждение вопросов систематики организмов и применения определительных таблиц. Другие главы по мере возможности приведены в соответствие с последними данными науки. В частности, физиологические темы по всей книге пересмотрены в свете как современных знаний, так и изменившихся учебных программ. Большее внимание уделено рассмотрению высших растений и человека, что отражает общие тенденции, наметившиеся в биологии.

Мы не только внесли в книгу перечисленные изменения, но и постарались сделать ее материал доступным для более широкого круга читателей. По мере возможности упрощено изложение, главным образом в плане терминологии. Особое внимание уделено вводной части каждой крупной темы. Некоторые разделы перепланированы и разбиты на подразделы; внутри текста тем или иным способом выделяются основные положения, важные для усвоения данного материала. Мы надеемся, что все это облегчит ее восприятие читателями.

Пересмотр материала при подготовке настоящего издания выполнен в основном Деннисом Тейлором в свободное от преподавания в колледже время. Как и во 2-м издании, главы по экологии (гл. 10 и 11) переработаны Розалиндой Тейлор из Кингстонского университета. Новую главу о здоровье и болезнях (гл. 15) написал в основном Роланд Сопер. Точность приводимых в тексте фактических данных проверена ведущими учеными. Тем не менее, излагая такой большой по объему и такой разнообразный материал, трудно избежать ошибок и погрешностей, поэтому авторы заранее благодарны за все присланные им конкретные замечания.