Русский язык - единый государственный экзамен - готовимся к итоговой аттестации - С. В. Драбкина 2019

Расширенный разбор и алгоритмы решения заданий части 1 ЕГЭ по Русскому языку
Средства связи предложений в тексте

Формулировка задания:

  (1) Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (2) Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (3) (...) побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.

Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту вводную конструкцию.

Правильный ответ: другими словами.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: обычно в задании 2 пропущены либо вводное слово (конструкция), либо подчинительный союз, либо сочинительный соединительный союз, либо сочинительный противительный союз, либо сочинительный разделительный союз, либо частица, либо наречие, которые связывают предложение с пропуском с предыдущим и вносят определённое значение в рассуждения автора исходного текста.

Рассмотрим значения вводных слов (конструкций), союзов, частиц и наречий, часто встречающихся в задании 2.

Вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие, используемые в предложении с пропуском

Значение, которое вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения автора исходного текста

Примеры употребления вводной конструкции, вводного слова, союза, частицы или наречия в тексте для связи предложений

ИНЫМИ СЛОВАМИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Вводная конструкция «другими словами», «иными словами» применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.

Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём- либо ином, но не менее важном. Другими словами, побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.

КРОМЕ ТОГО

Вводная конструкция «кроме того» употребляется в значении «и ещё в пояснение к уже сказанному отмечу что-то новое, важное». Она обычно используется тогда, когда автор высказанной ранее мысли хочет дополнить её чем-то новым и важным.

Много знаний о Луне накоплено наукой. Например, Луна светит отражённым её поверхностью солнечным светом. Кроме того, Луна постоянно повёрнута к Земле одной своей стороной, потому что полный оборот её вокруг собственной оси и оборот вокруг Земли одинаковы по продолжительности и равны 27 земным суткам и восьми часам.

ТАКИМ ОБРАЗОМ

ИТАК

СЛЕДОВАТЕЛЬНО

Вводные слова «таким образом», «следовательно», «итак» используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.

Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий окружающей среды. И даже сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. Таким образом, под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма к изменению окружающей среды.

НАПРИМЕР

ТАК

Вводные слова «так», «например» используются тогда, когда автор хочет пояс- нить то. о чём он говорил прежде.

Много знаний о Луне накоплено наукой. Например, Луна светит отражённым её поверхностью солнечным светом.

НАОБОРОТ

Вводное слово «наоборот»

используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому.

Известно, что сегодня в разных методиках по- разному определяется место грамматики в обучении языку. В одних ей отводится главное место, требуется заучивание правил и постоянная тренировка в образовании тех или иных форм. Наоборот, в других считается, что акцент должен быть перенесён на употребление речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно лишь практиковаться в анализе образцовых текстов.

ВО-ПЕРВЫХ

С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Вводные слова «во- первых», «с одной стороны» указывают на порядок изложения аргументов.

Как же современная методика относится к данной проблеме? Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается. Во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания триединой сущности языка: язык - речь - коммуникация.

НЕСМОТРЯ НА ЭТО

ХОТЯ

ВОПРЕКИ ЭТОМУ

Союзы «несмотря на это», «хотя», «вопреки этому» вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам. которые указаны в предыдущей части текста».

Эмаль на поверхности зуба - самый прочный материал, который создан организмом человека. Но, несмотря на это, на зубах могут появиться повреждения, поскольку невидимые бактерии, живущие во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, которые разрушают зубную эмаль.

ПОТОМУ ЧТО

ТАК КАК

ПОСКОЛЬКУ

ДЕЛО В ТОМ, ЧТО

Союзы «потому что», «так как», «поскольку», «дело в том, что» автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.

Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35 - 40 миллионов лет назад. Дело в том, что деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолу.

ПОЭТОМУ

ТАК ЧТО

ОТСЮДА

Союзы «поэтому», «так что», наречие «отсюда» автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

До появления спектрального анализа, а потом и космических ракет изучение Луны сводилось по существу к визуальному наблюдению или, как теперь говорят, к мониторингу. Поэтому изобретение телескопа, безусловно, расширило возможности изучения как Луны, так и других небесных тел.

ТО ЕСТЬ

Пояснительный союз «то есть» используется для уточнения сказанного ранее.

Ценность письменности люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, то есть прежде всего жрецов и государственных чиновников. Ведь чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков - иероглифов.

ОДНАКО

ЗАТО

НО

Противительные союзы «однако», «зато», «но» используются для противопоставления смысла одного предложения другому.

Выделение ключевых фрагментов является основой для написания реферата. Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. Их следует сгруппировать по тематическому принципу вокруг нескольких больших подтем, развивающих одну главную.

ИМЕННО

ВЕДЬ

Частицы «именно», «ведь» вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.

Особое качество звука - это характерная для каждого голоса или музыкального инструмента окраска звука, которая называется тембром. Именно по тембру мы узнаём голос человека.

ДАЖЕ

Частицы «даже», «ведь» вносят значение усиления.

Поэтому воду для радиатора смешивают с антифризом - жидкостью, содержащей сахар и не позволяющей воде превратиться в лёд даже при минусовой температуре.

НЕ СЛУЧАЙНО

Сочетание слов «не случайно» имеет значение «по этой причине».

Любопытно, что характер человека и его индивидуальный почерк формируются параллельно с овладением письмом. Не случайно именно по почерку определяют характер человека.

Алгоритм выполнения задания:

Чтобы правильно определить необходимое для данного контекста слово (сочетание слов):

  1) Внимательно вчитайтесь в тест и уясните логику рассуждений автора.

2) Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:

  • указывает на причину описываемых явлений (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО);

  • является следствием рассуждений автора (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА);

  • подводит итог рассуждениям автора (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО);

  • повторяет ту же самую мысль, но понятнее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ);

  • стремится дополнить высказанную ранее мысль чем-то новым и важным (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить КРОМЕ ТОГО);

  • поясняет то, о чём говорилось прежде (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НАПРИМЕР, ТАК);

  • вносит в авторские рассуждения значение «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ);

  • уточняет сказанного ранее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ТО ЕСТЬ);

  • используется для противопоставления, подчеркивая противоречие (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ОДНАКО, ЗАТО, НО);

  • вносит значение уточнения и подчёркивает важность мысли (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИМЕННО, ВЕДЬ);

  • усиливает сказанное (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ДАЖЕ);

  • имеет значение «по этой причине» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НЕ СЛУЧАЙНО).

3) Осуществите подстановку, а затем ещё раз перечитайте получившийся вариант и убедитесь в том, что правильно установили логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует.

Образец применения алгоритма:

Тестовое задание:

  (1) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) Их можно наблюдать при помощи известного прибора - осциллографа. (3)... если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

Комментарий к выполнению задания:

  • определим, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:

Предложение № 3 поясняет то, о чём говорилось в предложении № 2: каким образом можно наблюдать несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа.

  • подставим на место пропуска вводное слово «например» и перечитаем получившийся текст:

(1) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) Их можно наблюдать при помощи известного прибора - осциллографа.

  (3) Например, если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

Вводное слово «например» используется тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. Следовательно, оно не противоречит логике текста. Это правильный ответ.

Правильный ответ: например.