Русский язык - единый государственный экзамен - готовимся к итоговой аттестации - С. В. Драбкина 2019
Расширенный разбор и алгоритмы решения заданий части 1 ЕГЭ по Русскому языку
Средства связи предложений в тексте
Формулировка задания:
(1) Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (2) Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (3) (...) побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.
Самостоятельно подберите вводную конструкцию, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту вводную конструкцию.
Правильный ответ: другими словами.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: обычно в задании 2 пропущены либо вводное слово (конструкция), либо подчинительный союз, либо сочинительный соединительный союз, либо сочинительный противительный союз, либо сочинительный разделительный союз, либо частица, либо наречие, которые связывают предложение с пропуском с предыдущим и вносят определённое значение в рассуждения автора исходного текста.
Рассмотрим значения вводных слов (конструкций), союзов, частиц и наречий, часто встречающихся в задании 2.
Вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие, используемые в предложении с пропуском |
Значение, которое вводное слово, вводная конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения автора исходного текста |
Примеры употребления вводной конструкции, вводного слова, союза, частицы или наречия в тексте для связи предложений |
ИНЫМИ СЛОВАМИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ |
Вводная конструкция «другими словами», «иными словами» применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. |
Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём- либо ином, но не менее важном. Другими словами, побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет. |
КРОМЕ ТОГО |
Вводная конструкция «кроме того» употребляется в значении «и ещё в пояснение к уже сказанному отмечу что-то новое, важное». Она обычно используется тогда, когда автор высказанной ранее мысли хочет дополнить её чем-то новым и важным. |
Много знаний о Луне накоплено наукой. Например, Луна светит отражённым её поверхностью солнечным светом. Кроме того, Луна постоянно повёрнута к Земле одной своей стороной, потому что полный оборот её вокруг собственной оси и оборот вокруг Земли одинаковы по продолжительности и равны 27 земным суткам и восьми часам. |
ТАКИМ ОБРАЗОМ ИТАК СЛЕДОВАТЕЛЬНО |
Вводные слова «таким образом», «следовательно», «итак» используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. |
Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий окружающей среды. И даже сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. Таким образом, под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма к изменению окружающей среды. |
НАПРИМЕР ТАК |
Вводные слова «так», «например» используются тогда, когда автор хочет пояс- нить то. о чём он говорил прежде. |
Много знаний о Луне накоплено наукой. Например, Луна светит отражённым её поверхностью солнечным светом. |
НАОБОРОТ |
Вводное слово «наоборот» используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому. |
Известно, что сегодня в разных методиках по- разному определяется место грамматики в обучении языку. В одних ей отводится главное место, требуется заучивание правил и постоянная тренировка в образовании тех или иных форм. Наоборот, в других считается, что акцент должен быть перенесён на употребление речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно лишь практиковаться в анализе образцовых текстов. |
ВО-ПЕРВЫХ С ОДНОЙ СТОРОНЫ |
Вводные слова «во- первых», «с одной стороны» указывают на порядок изложения аргументов. |
Как же современная методика относится к данной проблеме? Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается. Во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания триединой сущности языка: язык - речь - коммуникация. |
НЕСМОТРЯ НА ЭТО ХОТЯ ВОПРЕКИ ЭТОМУ |
Союзы «несмотря на это», «хотя», «вопреки этому» вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам. которые указаны в предыдущей части текста». |
Эмаль на поверхности зуба - самый прочный материал, который создан организмом человека. Но, несмотря на это, на зубах могут появиться повреждения, поскольку невидимые бактерии, живущие во рту, разлагают застрявшие в промежутках между зубами остатки пищи, образуя кислоты, которые разрушают зубную эмаль. |
ПОТОМУ ЧТО ТАК КАК ПОСКОЛЬКУ ДЕЛО В ТОМ, ЧТО |
Союзы «потому что», «так как», «поскольку», «дело в том, что» автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. |
Янтарь возник из смолы хвойных деревьев, живших 35 - 40 миллионов лет назад. Дело в том, что деревья при глубоком повреждении коры обильно выделяют смолу. |
ПОЭТОМУ ТАК ЧТО ОТСЮДА |
Союзы «поэтому», «так что», наречие «отсюда» автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. |
До появления спектрального анализа, а потом и космических ракет изучение Луны сводилось по существу к визуальному наблюдению или, как теперь говорят, к мониторингу. Поэтому изобретение телескопа, безусловно, расширило возможности изучения как Луны, так и других небесных тел. |
ТО ЕСТЬ |
Пояснительный союз «то есть» используется для уточнения сказанного ранее. |
Ценность письменности люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, то есть прежде всего жрецов и государственных чиновников. Ведь чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков - иероглифов. |
ОДНАКО ЗАТО НО |
Противительные союзы «однако», «зато», «но» используются для противопоставления смысла одного предложения другому. |
Выделение ключевых фрагментов является основой для написания реферата. Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. Их следует сгруппировать по тематическому принципу вокруг нескольких больших подтем, развивающих одну главную. |
ИМЕННО ВЕДЬ |
Частицы «именно», «ведь» вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. |
Особое качество звука - это характерная для каждого голоса или музыкального инструмента окраска звука, которая называется тембром. Именно по тембру мы узнаём голос человека. |
ДАЖЕ |
Частицы «даже», «ведь» вносят значение усиления. |
Поэтому воду для радиатора смешивают с антифризом - жидкостью, содержащей сахар и не позволяющей воде превратиться в лёд даже при минусовой температуре. |
НЕ СЛУЧАЙНО |
Сочетание слов «не случайно» имеет значение «по этой причине». |
Любопытно, что характер человека и его индивидуальный почерк формируются параллельно с овладением письмом. Не случайно именно по почерку определяют характер человека. |
Алгоритм выполнения задания:
Чтобы правильно определить необходимое для данного контекста слово (сочетание слов):
1) Внимательно вчитайтесь в тест и уясните логику рассуждений автора.
2) Определите, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:
• указывает на причину описываемых явлений (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО);
• является следствием рассуждений автора (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА);
• подводит итог рассуждениям автора (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО);
• повторяет ту же самую мысль, но понятнее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ);
• стремится дополнить высказанную ранее мысль чем-то новым и важным (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить КРОМЕ ТОГО);
• поясняет то, о чём говорилось прежде (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НАПРИМЕР, ТАК);
• вносит в авторские рассуждения значение «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ);
• уточняет сказанного ранее (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ТО ЕСТЬ);
• используется для противопоставления, подчеркивая противоречие (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ОДНАКО, ЗАТО, НО);
• вносит значение уточнения и подчёркивает важность мысли (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ИМЕННО, ВЕДЬ);
• усиливает сказанное (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить ДАЖЕ);
• имеет значение «по этой причине» (следовательно, на место пропуска по смыслу можно вставить НЕ СЛУЧАЙНО).
3) Осуществите подстановку, а затем ещё раз перечитайте получившийся вариант и убедитесь в том, что правильно установили логическое соответствие между предложением с пропуском и тем, которое ему предшествует.
Образец применения алгоритма:
Тестовое задание:
(1) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) Их можно наблюдать при помощи известного прибора - осциллографа. (3)... если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.
Комментарий к выполнению задания:
• определим, каким логическим звеном в рассуждениях автора является предложение с пропуском:
Предложение № 3 поясняет то, о чём говорилось в предложении № 2: каким образом можно наблюдать несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа.
• подставим на место пропуска вводное слово «например» и перечитаем получившийся текст:
(1) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) Их можно наблюдать при помощи известного прибора - осциллографа.
(3) Например, если к нему подключить микрофон и пропеть какую-нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.
Вводное слово «например» используется тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. Следовательно, оно не противоречит логике текста. Это правильный ответ.
Правильный ответ: например.