Русский язык Подготовка к ОГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2018

Диагностическая работа № 3
Вариант 5

Часть 1

Ответами к заданиям 1 — 24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.

(1)Л. Н. Гумилёв, изучая особенности исторического развития народов Евразии, обратил внимание на то, что бурные социальные изменения на континенте связаны с циклами солнечной активности, которые достаточно полно описываются астрономами. (2)Вслед за специалистами в области естествознания учёный предположил, что эта связь имеет закономерный характер.

(3)<... > он выдвинул и развил гипотезу, что резкое усиление солнечной активности благоприятствует тому, что на Земле в большом количестве рождаются «пассионарии» — люди повышенной активности, способствующие социальным переменам и направляющие историческое движение народов.

  1. Укажите два предложения, в которых верно переданаглавнаяинформация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Основное открытие Л. Н. Гумилёва состояло в том, что он первым усмотрел связь между активными членами общества — «пассионариями» — и рядом исторических событий в Евразии.

2) Л. Н. Гумилёв обратил внимание на то, что социальные изменения и усиление этнических процессов на Земле каким-то образом связаны с космической энергией галактики.

3) Л. Н. Гумилёв, выдвинув гипотезу о «пассионариях», объяснил связь циклов солнечной активности с усилением социально-исторических процессов на Земле.

4) Народы Евразии, по мнению Л. Н. Гумилёва, обязаны своим историческим развитием в первую очередь циклам солнечной активности, которые достаточно подробно описаны астрономами.

5) Занимаясь изучением особенностей исторического развития Евразии, Л. Н. Гумилёв выдвинул гипотезу о «пассионариях», согласно которой существует взаимосвязь между циклами активности Солнца и социально-историческими процессами на Земле.

Ответ: 35 <или> 53

  1. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Но

Потому что

Между тем

Однако

Более того,

Ответ: более того

  1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения словаразвить.Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Развить, -зовью, -зовьёшь, сов.

1) Усилить, дать чему-н. укрепиться, окрепнуть. Р. интерес к музыке.

2) Довести до определённой степени духовной зрелости, сознательности, культурности. Р. ребёнка. Чтение развило её.

3) Распространить, расширить, углубить содержание или применение чего-н. Р. идею. Р. аргументацию.

4) Предпринять что-н. в широких размерах, со всей энергией развернуть что-н. Р. агитацию. Р. деятельность.

Ответ: 3

  1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения:неверновыделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

Отрочество

Иксы

кровоточАщий

начатА

опошлИть

Ответ: опошлить

  1. В одном из приведённых ниже предложенийневерноупотреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Присяжные вынесли обвинительный приговор по делу.

Опыты показали, что при ударе молнии в почву, содержащую силикаты и органический углерод, образуется клубок волокон кремния и карбида кремния.

«Это был очень скрытый, умеющий молчать человек», — вспоминали современники писателя.

Внутри Советов вместо демократии устанавливался диктат большевиков.

Я готов простить даже жестокость, если я вижу сострадание, исходящее от того, кто об этом говорит.

Ответ: скрытный

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Сотрёт с доски

петь звонче

в полутораста метрах

две пары носков

не пророняя ни слова

Ответ: проронив

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

  1. A)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  1. B) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

Предложения

1) В 1915 году Чарли Чаплин участвовал в конкурсе двойников Чарли Чаплина в Сан-Франциско, однако он не только не выиграл, но даже не прошёл в финал.

2) Ученик сказал своему учителю, что я ещё не подготовился к ответу.

3) В стихотворении Некрасова «Железная дорога» представлена картина народной жизни.

4) Обернувшись назад, мне показалось, что пёс всё ещё идёт за мной, но никого не было.

5) Много лет назад здесь, в самом центре села, стояла деревянная церковь, и все, кто видел её, восхищался изяществом постройки.

6) С первого июня пригородные поезда будут отправляться согласно летнему расписанию.

7) Зверь осторожно пробирался по дороге, ведущей к деревне и по которой он ходил уже не раз.

8) Навстречу группы туристов выдвинулся отряд спасателей.

9) Все посылки, отправляемые за границу, проходят строгий эпидемиологический контроль.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 84527

А

Б

В

Г

Д






  1. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прим..чательный

приг..родный (вокзал)

обн..мать

сб..регать

анал..гичный

Ответ: обнимать

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..чуда, пр..вратно (истолковать)

пр..мажь (клеем), пр..дедушка

не..гибаемый, ..дать

воз..мел, меж..гровой

под..ячий, об..елся

Ответ: несгибаемый, сдать

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

коч..вать

ружь.. цо

замш..вый

затм..вать

вдумч..вый

Ответ: вдумчивый

  1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

наде..щийся

(они) обид..тся

(пациенты) выздорове..т

закле..нный

(они) посе..т

Ответ: обидятся

  1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишетсяслитно.Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы жили бедно, постоянно (не)доедали, меняли на продукты те вещи, которые привезли с собой.

Натренированный взгляд мой определил, что местность (не)обжита, но я всё же решил поискать хоть какие-то признаки человеческого присутствия.

Ещё далеко (не)ясно, ко всем ли и в одинаковой ли мере применим такой критерий оценивания.

Зоопарк принимает (не)распроданные на Новый год фрукты, которыми будут лакомиться слоны, кенгуру, медведи и парнокопытные.

Она — потрясающая русская актриса, он — никому (не)известный гениальный педагог, и оба — истинные служители театра.

Ответ: недоедали

  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутсяслитно.Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Исследованию улик (в)следствии предшествует оглашение документов, формулирующих обвинение, а так(же) обсуждение порядка исследования доказательств

Нигилистическая философия не допускает никакой (сверх)личной ценности, на которую личность могла бы опереться, что(бы) оправдать своё существование.

(Во)первых, всё должно быть по справедливости, так что добычу делить нужно (по)ровну.

(Не)смотря на враждебность критиков, Тургенев был чрезвычайно популярен среди русских читателей: его романы пользовались огромной известностью даже (в)начале XX века.

Театр представлял собой (бело)каменное здание с высоким крыльцом и столь(же) высокими дубовыми дверями.

Ответ: сверхличной, чтобы

  1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Назначе(1)ые в полк молодые офицеры были избалова(2)ы мягким отношением к ним в период обучения и соверше(3)о ничего не знали об исти(4)ой жизни простых солдат.

Ответ: 134 <или> другая последовательность этих цифр

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставитьоднузапятую. Запишите номера этих предложений.

1) Поздравить юбиляра пришли его родственники и коллеги и многочисленные друзья.

2) Герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией: с миром океана или моря гор или прибрежных скал.

3) В отрывке из «Антоновских яблок» Бунина ощущается не столько желание автора быть помещиком сколько стремление быть свободным от мелочных дел.

4) Постоянное движение устремлённость к иным пределам составляет суть творческой жизни и как раз об этом написал Пастернак в одном из стихотворений.

5) Утром восток загорелся румянцем и мелкие облачка окрасились в нежный цвет.

Ответ: 23 <или> 32

  1. Расставьте все знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Математика (1) зародившаяся в Древней Греции (2) имеет двух «родителей» — логику и геометрию, поэтому (3) не разобравшись (4) в природе «родителей» (5) её суть невозможно понять.

Ответ: 1235 <или> другая последовательность этих цифр

  1. Расставьте все знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ветры (1) ветры (2) о (3) снежные (4) ветры (5)

Заметите мою прошлую жизнь.

Я хочу быть отроком светлым

Иль цветком с луговой межи.

      (С. Есенин)

Ответ: 125 <или> другая последовательность этих цифр

  1. Расставьте все знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чехов словно не умел подолгу удерживать в фокусе узор жизни (1) суть (2) которого (3) повсюду выхватывал его гений (4) поэтому он стал мастером коротких рассказов.

Ответ: 14 <или> 41

  1. Расставьте все знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как приятно издалека смотреть на корабль с белыми парусами (1) а (2) когда попадёшь в эту паутину снастей (3) от которых (4) проходу нет (5) и увидишь всё изнутри (6) то сразу признаешь превосходство парохода над парусником.

Ответ: 1356 <или> другая последовательность этих цифр

Прочитайте текст и выполните задания 20 — 24.

(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин.

(3)«Ну что такое наша жизнь? — рассуждал он в унисон с плачущим небом. — (4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (6)На что она нам дана? (7)Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8)А выходит наоборот. (9)Слёз больше, чем смеха.» (10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

(11)«Н-да, — продолжал он задумчиво, — в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для чего?» (15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу.

(16)«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет... мишура!»

— (24)Что вам, Семён Иваныч?

— (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо.

— (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна... (31)«Нда-с, так вот — жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца. (35)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования. (37)Что там ещё?»

— (38)Шубку старуха принесла. сколько дать?

— (39)Мех заячий. (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд. (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет.»

(44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы — крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.

(по А. П. Чехову*)

* Александр Павлович Чехов (1855 — 1913) — русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.

  1. Какие из высказыванийсоответствуютсодержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Поликарп Семёнович Иудин — один из рядовых сотрудников городского ломбарда.

2) У женщины, сдававшей костюм в ломбард, дети были больны.

3) В городском ломбарде Иудина проценты берутся вперёд.

4) Хозяин городского ломбарда переживает за судьбы народа, поэтому готов заниматься благотворительностью.

5) Одна старушка зашла в ломбард сдать заячью шубу, так как она была очень бедна и ей были нужны деньги на похороны.

Ответ: 23 <или> 32

  1. Какие из перечисленных утверждений являютсяверными?Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 содержится описание.

2) В предложениях 11 — 14 представлено повествование.

3) Предложение 23 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложениях 21 — 22.

4) В предложениях 34 — 36 представлено рассуждение

5) Предложение 45 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 44.

Ответ: 134 <или> другая последовательность этих цифр

  1. Из предложений 39 — 45 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: бедняки, богачи

  1. Среди предложений 15 — 23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Ответ: 21

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 — 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

  1. «Чеховские рассказы компактны по форме и глубоки по содержанию, причём автор избегает прямых оценочных суждений — его голос звучит негромко, но в то же время твёрдо и отчётливо. Этому способствует сложная композиция и, конечно, грамотный подбор изобразительно-выразительных средств. В представленном фрагменте стоит отметить троп — (А) ... ("злымитучами" в предложении 1, "хмуруюулицу" в предложении 2), лексическое средство — (Б) ... ("болтаются" в предложении 20, "прогорим" в предложении 29, "плетётся, шлёпая..." в предложении 33), синтаксическое средство — (В) ... (предложения 3, 14, 21). Стоит также обратить внимание на такой приём, как (Г) ... (предложение 11), который становится, пожалуй, одним из основных при построении данного текста».

Список терминов

1) фразеологизмы

2) антитеза

3) эпитеты

4) разговорная лексика

5) ряды однородных членов предложения

6) вопросительные предложения

7) лексический повтор

8) гипербола

9) синекдоха

Ответ: 3462

А

Б

В

Г





Часть 2

Для ответа на задание этой части используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, 25, а затем напишите сочинение.

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем,поставленныхавтором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.