Русский язык Подготовка к ЕГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2017


Вариант 1

Часть 1

Ответами к заданиям 1 — 24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.

(1)Облик А. П. Чехова — интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно—бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом — знаком нам по портрету живописца О. Э. Браза. (2)<...> рост Чехова составлял 187 см, у писателя был запоминающийся низкий бас, а современники говорили о нём как о «силаче по складу тела и Души». (3)Сам Антон Павлович считал, что картина Далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик, однако именно полотно Браза, а не другие изображения Чехова, получило широкое признание читающей публики, и в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Получивший широкое признание читающей публики портрет Чехова кисти О. Э. Браза достаточно точно отразил внутренний и внешний облик Антона Павловича.

2) Облик А. П. Чехова, сложившийся в сознании читающей публики под влиянием портрета О. Э. Браза, во многом далёк от оригинала.

3) Антон Павлович Чехов был человеком высокого роста, говорил низким басом, а современники вспоминали о нём как о «силаче по складу тела и души».

4) Известный портрет А. П. Чехова, выполненный кистью художника О. Э. Браза, закрепил в сознании читателей весьма далёкий от реальности образ писателя.

5) Автором самого известного чеховского портрета, получившего широкое признание читающей публики, является живописец О. Э. Браз.

Ответ: 24 <или> 42

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

Поэтому

Между тем

То есть

По всей видимости,

Кроме того.

Ответ: между тем

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова широкий. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Широкий, -ая, -ое.

1) Большой в поперечнике. Широкая улица.

2) Просторный, не жмущий. Ш. пиджак.

3) Имеющий большое протяжение, охватывающий большое пространство. Наступление на широком фронте. Широкие степи.

4) Охватывающий многое, многих, массовый. Широкая общественность.

Ответ: 4

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

лгалА

освЕдомиться

прибЫв

катАлог

понЯвший

Ответ: каталог

5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Я внимательно слушала этот унизительный для Бухарина диалог.

Словно фонтаны из бетона и стекла, прорываются вверх высотные дома. Платона уважали за ум и широкий кругозор, но подходить к нему боялись, так как в обращении с людьми он вёл себя грубо и неучтиво, был совершеннейшим невеждой.

Жизнь после всего, что мне пришлось претерпеть, казалась теперь сказочной и прекрасной.

Перед отъездом отец оплатил все счета.

Ответ: невежей; невежа

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

поднять более высоко

Директора школ

лежит в шкафу

к две тысячи семнадцатому году

шинель без погонов

Ответ: погон; без погон

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

A) нарушение построения предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение в построении сложного предложения

Предложения

1) Как хозяева, так и гости находились в прекрасном расположении духа: постоянно шутили и смеялись.

2) Я люблю не только читать газеты, но и журналы.

3) Вернувшись домой, я вдруг осознал, что на улице стало уже совсем темно.

4) Те, кто называют себя патриотами, должен хорошо знать родной язык.

5) Я с Максимкой на руках долго гуляла по зоопарку, и мой малыш, глядя на зверей, явно получал огромное удовольствие.

6) Я спросил у прохожего о том, что есть ли поблизости какая-нибудь станция метро.

7) Лежавшая книга на полке была той самой, которую я давно искал.

8) Среди ранних публикаций А. И. Солженицына следует отметить рассказ «Матрёнин двор».

9) В кинотеатре «Чайке» скоро появится ещё один зал.

Ответ: 74926

А

Б

В

Г

Д






8. Определите слово, в котором пропущена непроверяемая безударная гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..оретик

заг..релый

обозн..чавший

пор..сль

заст..лали (постель)

Ответ: теоретик

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..черкни, о..городи

р..зослать, д..писать

обе..боль, и..ходил (запрос)

пр..зывать, пр..жать

от..скал, супер..гра

Ответ: призывать, прижать

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

наве..вший

пол..вой

выстра..вать

продл..вать

коч..вавший

Ответ: выстраивать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

отча..вшийся

неуправля..мый

завер..нный

завис..мый

обита..шь

Ответ: зависимый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Щенок, ещё (не)научившийся лаять, жалобно поскуливал.

Иван был человеком (не)далёким, но в высшей степени самоуверенным. Татьяна отреагировала на свежие новости (не)радостно, как рассчитывали мы, а с грустью и тоской.

(Не)успев как следует отдохнуть от одной работы, мастер тут же принялся за другую.

Во время раскопок археологи обнаружили (не)что иное, как склад для хранения продовольствия.

Ответ: недалёким

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

На следующий год полюбившаяся зрителям актриса планирует сниматься (в)продолжении сериала, а так(же) в новом фильме итальянского режиссёра.

(В)силу возраста бабушка привыкла не удивляться и поэтому всё, что(бы) ни случилось, толковала на свой лад.

(В)течение долгой зимы углём, который (по)двое возили зимовщики на собаках, отапливались жилые помещения на берегу Таймырского озера.

(В)следствие сильной засухи, которая случилась в июле, речонка обмелела, (от)того пастбище перенесли к дальнему озеру.

(С)права от входной двери стоял большой ящик с какими(то) инструментами.

Ответ: вследствие, оттого

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Хозяева дома явно торопились покинуть жилище: повсюду были разброса(1)ы оставле(2)ые вещи, на полу лежал перевёрнутый стари(3)ый кова(4)ый сундук.

Ответ: 23 <или> 32

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я ушёл незаметно и по дороге думал о маленьком Саше и его матери.

2) Стало темнеть и скоро в доме появилась бабка Настя и заварила нам чай.

3) Река то и дело круто поворачивала то в одну сторону то в другую.

4) Митька был не столько испуган сколько обескуражен шокирован случившимся.

5) Мы передали в музей и дедушкины книги и бабушкины скатерти и наш фарфоровый сервиз.

Ответ: 23 <или> 32

16. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всех птенцов (1) выпавших из гнезда (2) мы поймали и (3) приставив лестницу (4) бережно посадили обратно в гнездо.

Ответ: 1234 <или> другая последовательность этих цифр

17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Улов (1) к общей радости (2) оказался очень богат; временами (3) казалось (4) что крючок с наживкой едва успевал коснуться воды, а на нём уже переливалась очередная рыбка.

Ответ: 124 <или> другая последовательность этих цифр

18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Письмо (1) под влиянием (2) которого (3) я собрался ещё раз поехать в гости к Марусе (4) было длинное и беспорядочное.

Ответ: 14 <или> 41

19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как только все срочные дела были закончены (1) мы встретились с Наташей в маленьком ресторанчике (2) и (3) пока мы пили кофе (4) Наташа рассказала (5) как нам добраться до издательства.

Ответ: 12345 <или> другая последовательность этих цифр

Прочитайте текст и выполните задания 20 — 24.

(1)Без сомнения, старость — это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым — такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем — стары мы или молоды — ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, — а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)...Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по Г. Гессе*)

* Герман Гессе (1877 — 1962) немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старость — это закат жизни, в этот период у человека, как правило, нет серьёзных целей и задач.

2) В старости люди, имея за плечами богатый жизненный опыт, должны давать молодым ценные советы, предлагать им критический взгляд на реальность.

3) Со своей старой знакомой — 80-летней женщиной — рассказчик нередко обсуждал проблемы со здоровьем, горести и радости, но всегда в шутливой форме.

4) Молодое поколение часто смеётся над старыми людьми, так как по причине юного возраста не обладает ещё необходимым запасом ума и терпимости.

5) По мнению рассказчика, в старости становится более развита способность наблюдать за ходом жизни, прислушиваться к ней, удивляться её разнообразию.

Ответ: 45 <или> 54

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1 — 2 представлено рассуждение.

2) Содержание предложения 3 противопоставлено по смыслу содержанию предложения 2.

3) В предложениях 9 — 10 представлено повествование.

4) В предложениях 12 — 13 представлено описание.

5) В предложениях 5 — 6 представлено рассуждение.

Ответ: 135 <или> другая последовательность этих цифр

22. Из предложений 2 — 3 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: старым, молодым; старый, молодой

23. Среди предложений 9 — 15 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия.

Ответ: 14

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 — 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

24. «Г. Гессе в представленном фрагменте текста поднимает очень серьёзную проблему, о которой многие, вне зависимости от возраста, думать не хотят или, быть может, попросту боятся. В лексике, помимо активно используемых автором (А) ... (например, ступень и собственный в предложении 1), встречаются и (Б) ... (например, увильнуть, болячка, короче говоря). Они соседствуют с таким тропом, как (В) ... («листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни» в предложении 7), что делает текст живым и поэтичным.

В области синтаксиса особое место отводится такому средству, как (Г) ... (в предложениях 1, 4, 8), которое можно наблюдать на протяжении всего текста».

Список терминов

1) антонимы

2) синекдоха

3) лексические повторы

4) разговорные слова

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) сравнительный оборот

8) литота

9) метафора

Ответ: 3495

А

Б

В

Г





Часть 2

Для ответа на задание этой части используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, 25, а затем напишите сочинение.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.