Русский язык Подготовка к ЕГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2017


Вариант 6

Часть 1

Ответами к заданиям 1 — 24 являются цифра (число), слово (несколько слов) или последовательность цифр (чисел).

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.

(1) Согласно популярной гипотезе, Двуглавый орёл — герб Великого княжества Московского, а в Дальнейшем Русского царства, Российской империи и России — являлся ранее императорским гербом Византии. (2)<...> на Данный момент у историков нет Доказательств существования единого государственного герба Византии: печати византийских императоров существенно отличаются Друг от Друга, и Далеко не все из них содержат изображение Двуглавого орла. (3)Таким образом, гипотеза о заимствовании Двуглавого орла с византийского герба не обоснована, и, как верно отметил великий историк Н.П. Лихачёв, «московское правительство не могло заимствовать у Византии то, чего та не имела».

1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Гипотеза о заимствовании московскими правителями двуглавого орла с византийского государственного герба не является обоснованной, так как на данный момент историки не могут быть до конца уверены в существовании единого государственного герба Византии.

2) Печати византийских императоров отличаются друг от друга, а изображение двуглавого орла, вопреки популярной гипотезе, присутствует далеко не на каждой печати, что свидетельствует об отсутствии единого государственного герба у Византии.

3) На данный момент историки не имеют доказательств того, что в Византии существовал единый государственный герб, и, следовательно, гипотеза о заимствовании московским правительством двуглавого орла с византийского герба является необоснованной.

4) Историк Н. П. Лихачёв отмечает, что московское правительство времён Ивана III вряд ли заимствовало двуглавого орла именно с византийского герба.

5) Согласно популярной гипотезе, герб Российской империи являлся прежде императорским гербом Византии и был заимствован московским княжеством.

Ответ: 13 <или> 31

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

Так что

По всей видимости,

Однако

Кроме того,

И хотя

Ответ: однако

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова печать. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Печать, -и, ж.

1) Внешний вид напечатанного. Чёткая п.

2) Напечатанные произведения, издания (газеты, журналы). Отзывы печати.

3) Прибор с нарезными знаками для оттискивания их на чём-н., а также самый оттиск этих знаков, применяемый обычно для засвидетельствования, удостоверения чего-н. Сургучная п. П. на документе.

4) перен. Знак, отпечаток чего-н. (высок.). П. горя на лице.

Ответ: 3

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

нажИвший

шАрфы

диспАнсер

зАняли

красИвее

Ответ: диспансер

5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Приём травяных настоев способен повысить сопротивляемость организма инфекциям.

Зачинщиком драки был Серый — долговязый парень из соседнего двора. Большая часть продуктов хранилась в морозильной камере.

Жуткий, чужой, вражеский взгляд этого человека заставил меня замолчать. Любителям театра очень выгодно приобретать годовые абонементы.

Ответ: враждебный

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Наиболее яркий

пусть попробует

почётные титулы

хорошо стригёт

в две тысячи шестом году

Ответ: стрижёт

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

Грамматические ошибки

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

Предложения

1) Дождь поначалу пошёл редкий, слабый, но потом усилился, окреп и превратился в настоящий ливень.

2) Сестра сказала брату о том, что «поставь на стол блюдца и чашки».

3) Увидев поздно ночью свет в окне Александры, мне стало не по себе.

4) Три девушки шли по лесной дорожке и что—то тихонько пели.

5) Согласно прогнозов синоптиков, весна в этом году будет ранняя.

6) Глядя на расстилавшуюся внизу зелёную долину, я почти задыхался от переполнявшего меня восторга.

7) Олеся стояла в саду и любовалась цветами: флоксы, маргаритки, ирисы.

8) Я решил оплатить своё обучение на курсах кондитеров сразу, одним платежом, а не частями.

9) Каждый, кто был знаком с Фёдором Ивановичем, отмечали его незаурядный ум и умение сглаживать любые конфликты.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 59732

А

Б

В

Г

Д






8. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

п..риодический

з..ря

пол..мизировать

зам..реть (от восторга)

р..сток

Ответ: полемизировать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..одолел, пр..высил

под..шёл, з..частую

пр..шелец, пр..успеть

бе..сердечный, и..дал

по..сказать, о..бирать

Ответ: преодолел, превысил

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

повес..вший

коч..вать

услужл..вый

отворач..ваться

разбрызг..вая

Ответ: кочевать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид..вший

независ..мый

наде..шься

заед..шь

колыш..шься

Ответ: независимый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Если человек привык бросать дело, (не)доводя его до конца, искоренить эту вредную привычку очень сложно.

Чем ближе мы подходили к морю, тем яснее был слышен (не)умолкающий шум беспокойных волн.

Блюдо было ещё (не)готово, но по всей кухне уже струился восхитительный аромат.

Для жителей тайги охота была (не)забавой, а способом выживания.

От равнодушия отнюдь (не)далеко до порока.

Ответ: неумолкающий

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

З. Фрейд фундаментально, (по)научному подошёл к такой тайне человечества, как сновидения, и тем самым подтвердил, сколь сложен человек, а так(же) его внутренний мир.

Уже прозвучал третий звонок, однако зрительный зал всё(ещё) был (полу)пустым.

Саврасов пришёл на окраину села Молвитина, что(бы) посмотреть (в)близи на старую церковь.

(В)течение дня жара не спадала, и только к вечеру (на)конец пошёл дождь.

(По)тому, как вёл себя пёс, было понятно, что он чем-то обеспокоен, (за)то сидевший на собачьей будке кот блаженно мурлыкал.

Ответ: чтобы, вблизи

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

При оформлении помещения в стиле кантри соверше(1)о противопоказа(2)ы хромирова(3)ый металл и высокотехнологичные изделия из стекла и пластика. Металлическим деталям в таком интерьере можно придать состаре(4)ый вид, тогда они отлично впишутся в общий дизайн.

Ответ: 134 <или> другая последовательность этих цифр

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Муж и жена шли рука об руку и были абсолютно счастливы.

2) Рядом с дорогой тянулись узкие тропинки да длинные цветочные клумбы.

3) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.

4) Сонечка прекрасно шила и вышивала вязала спицами и крючком.

5) Наступил долгожданный август и родители всё чаще стали говорить о моих грядущих школьных занятиях.

Ответ: 45 <или> 54

16. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Левитан (1) возвращаясь в этот день с прогулки (2) долго смотрел на церковь (3) стоявшую рядом с часовенкой (4) на заволжский лесной простор.

Ответ: 1234 <или> другая последовательность этих цифр

17. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Красота (1) видно (2) живёт в сердце каждого человека, и (3) безусловно (4) очень важно суметь разбудить её.

Ответ: 1234 <или> другая последовательность этих цифр

18. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Балерина Анна Павлова (1) имя (2) которой (3) ещё при жизни стало легендарным (4) родилась в дачном посёлке Лигово под Петербургом.

Ответ: 14 <или> 41

19. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я не знаю (1) было ли это в действительности так (2) и (3) нет ли вымысла в рассказанной мне поэтической новелле (4) но всё же мне очень хочется (5) чтобы всё это было правдой.

Ответ: 145 <или> другая последовательность этих цифр

Прочитайте текст и выполните задания 20 — 24.

(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.

(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.

(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».

(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.

(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории — своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, — изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе — приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты — очень и очень важно.

(по Д. С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 — 1999) советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Зло, будучи антиподом добра, всегда было, есть и будет, и без него пропадает ценность добра.

2) Не столь важно, что было когда-то давно, потому что сфера добра оторвана от прошлого: главное — творить добро в настоящем, ведь от этого зависит будущее.

3) Доброе объединение будет жить в душах людей даже тогда, когда забыта причина этого объединения.

4) Сфера добра очень прочная, хотя достигается сложнее, нежели создаётся сфера зла.

5) Социальные и экономические законы строятся на фундаменте логики и выгоды, а отнюдь не на принципах нравственности.

Ответ: 34 <или> 43

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4 — 6 представлено рассуждение.

2) В предложении 15 содержится описание.

3) Предложения 13 — 14 указывают на следствие того, о чём говорится в предложениях 10 — 12.

4) В предложении 30 представлено рассуждение.

5) В предложениях 32 — 33 представлено повествование.

Ответ: 124 <или> другая последовательность этих цифр

22. Из предложений 20 — 21 выпишите фразеологизм.

Ответ: в конечном счёте

23. Среди предложений 23 — 31 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и форм слова.

Ответ: 30

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 — 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

24. «Рассуждения Д. С. Лихачёва напоминают дневниковые записи: чистые, искренние, лишённые напускной замысловатости и пустого любования словом, они глубоко раскрывают внутренний мир автора. В то же время, читая тексты Дмитрия Сергеевича, мы отнюдь не чувствуем себя пассивными наблюдателями: используя такой приём, как (А) ... (предложения 5 — 6), автор вовлекает читателя в процесс размышлений, делает участником разговора о вечных ценностях. В лексике, стремясь подчеркнуть важность определённых понятий, Лихачёв очень активно использует (Б) ... (Добро — зло, прошлое — будущее). Вероятно, с этой же целью автор применяет такой лексико-синтаксический приём, как (В) ... (в предложениях 25 — 27). В синтаксисе Д. С. Лихачёв неизменно отдаёт предпочтение простым предложениям, однако, чтобы избежать «рубленых» фраз, обогащает их (Г) ... (например, предложения 3, 11, 16)».

Список терминов

1) эпитет

2) антонимы

3) парцелляция

4) просторечие

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) вопросно-ответная форма изложения

8) литота

9) анафора

Ответ: 7295

А

Б

В

Г





Часть 2

Для ответа на задание этой части используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, 25, а затем напишите сочинение.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера—иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответ. Варианты 5 и 6

Основные проблемы

Позиция автора

1. Проблема роли добра и доброты в жизни человека и    общества.

(Какую роль играет добро в жизни человека и человечества? Как взаимосвязаны понятия «добро» и «счастье»?)

1. Человек должен жить в сфере добра и сам творить добро. Добро и доброта — самое ценное в человеке.

Это путь к личному счастью и к счастью человечества в целом. При этом важно, чтобы добро было «умным», целенаправленным.

2. Проблема добра и зла. (Чем добро отличается от зла? Как добро и зло влияют на общество?)

2. Сфера добра, хоть и достигается труднее, чем формируется сфера зла, более устойчива, она ближе к вечности, потому что она объединяет. А зло, напротив, дробит общество. Кроме того, сфера добра всегда очень тесно связана с традициями, с историей, с прошлым и будущим человечества, тогда как зло строится на основе временной общности интересов определённого круга лиц.