Русский язык 9 класс - Готовимся к ГИА/ОГЭ - Тесты, творческие работы, проекты - А. Г. Нарушевич 2017

Синтаксис
Тесты
Бессоюзное сложное предложение. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (примеры взяты из произведений К. Г. Паустовского)

Вариант 1

Задание 1. Выберите неверное утверждение.

1) Бессоюзное сложное предложение — это такое предложение, в котором предикативные части объединены между собой по смыслу и интонацией.

2) При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения явно не выражены. В устной речи они передаются главным образом при

помощи интонации, а в письменной речи — при помощи знаков препинания.

3) Основной знак препинания в бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения — тире.

4) Бессоюзные сложные предложения со значением времени или условия можно заменить синтаксическими синонимами — сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными времени или условия.

Ответ: 3

Задание 2. Определите количество бессоюзных сложных предложений в следующем тексте.

Лес кончается. Внизу высохшие болота — мшары, поросшие мелким лесом: березняком, осинами и ольхой.

Где-то там, в двух километрах отсюда, среди мшар, скрывается Чёрное озеро — государство тёмных вод, коряг и огромных жёлтых кувшинок.

Идти по мшарам надо осторожно: в глубоком мху торчат обломленные и заострённые временем, как пики, стволы берёзок.

В мелколесье душно, пахнет прелью, хлюпает под ногами чёрная торфяная вода. От каждого шага качаются и дрожат деревья. Нужно идти и не думать о том, что у тебя под ногами под слоем торфа и перегноя толщиной только в метр, — глубокая вода, подземное озеро.

1) 1.     3) 3.

2) 2.     4) 4.

Ответ: 2

Задание 3. Укажите бессоюзное сложное предложение.

1) Книга эта не является ни теоретическим исследованием, ни тем более руководством.

2) Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.

3) Дело художника — рождать радость.

4) Ключ поэзии и прозы бьёт чистой ледяной водой, в ней изредка лишь позванивают льдинки.

Ответ: 4

Задание 4. Укажите многочленное бессоюзное сложное предложение.

1) Трещат дрова в разноцветных кафельных печах, приглушённо стучит пишущая машинка.

2) Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

3) Я не очень постигаю пророческий и мистический ужас Блока перед грядущими испытаниями России и человечества; мне чуждо его ощущение рокового одиночества, безвыходные сомнения и катастрофические падения...

4) «Остров» был небольшой, со всех сторон его окружали мшары, далеко на горизонте были видны ещё два «острова».

Ответ: 4

Задание 5. Укажите бессоюзное сложное предложение, которое является синтаксическим синонимом сложносочинённого.

1) Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

2) Коптилку брать с собой было нельзя — она гасла не только от самого слабого колебания воздуха, но даже от пристального взгляда.

3) Голова свежа, сердце стучит сильно и ровно.

4) Батурин привстал: холодная медь первых лучей ударила наискось в глаза, на портал храма, на жёлтые керченские камни.

Ответ: 3

Задание 6. Укажите бессоюзное сложное предложение, которое является синтаксическим синонимом сложноподчинённого.

1) В Доссоре на Эмбе сопели среди озёр с ярко-розовой водой нефтяные насосы, пахло рассолом.

2) Старые казахи ходили по улицам в широких коротких шароварах из набивного ситца с пёстрым рисунком — по розовой ткани были разбросаны огромные чёрные пионы и зелёные листья.

3) Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки.

4) Дню неохота просыпаться: всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убывающий солнечный свет.

Ответ: 4

Задание 7. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением перечисления.

1) Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко...

2) Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами — с лесных полян пригнали коров.

3) Солдаты любили маршала: он разделял с ними тяготы войны.

4) Воздух был изумительно чист: норд выдул всё, унёс в море всю пыль.

Ответ: 1

Задание 8. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением причины.

1) А Мопассан, узнав тогда об этом от своего друга, не выгнал его, не дал ему пощёчину, не вызвал его на дуэль, а только усмехнулся: история с девушкой показалась ему довольно забавной.

2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.

3) Небо над мшарами стало бесцветным; потом серая стена, похожая на дым, медленно наползла с востока.

4) На высоте мотор страдает, как и человек, горной болезнью: он задыхается.

Ответ: 1

Задание 9. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением пояснения или дополнения.

1) Только на следующую весну я достал рассказ, прочёл и понял одно обстоятельство: в рассказе не чувствовалось автора.

2) Мы дышали тёплым воздухом трав, вокруг нас гулко жужжали шмели.

3) По чёрной воде расплывались широкие круги — играла на закате рыба.

4) Только в доме Пожалостина тускло светилось окошечко: дочь его читала до рассвета.

Ответ: 1

Задание 10. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления.

1) Ему захотелось обойти пешком всю Европу, он бросил учение и действительно обошёл Италию, Испанию и Францию.

2) Как выйдет [свинья] на улицу, хрюкнет — кругом пусто!

3) Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли — от их отражения в воде.

4) Он хотел солнца — солнце не показывалось.

Ответ: 4

Задание 11. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением времени.

1) Я провёл с ним в молчании много ночей, у меня так часто падало сердце от каждой наугад прочитанной и поющей его строки.

2) И в плане поисков произошла заминка: на пляжах не было ни души.

3) Удилище согнулось в дугу, леска со свистом врезалась в воду.

4) Вот весна придёт — я стёкла вставлю.

Ответ: 4

Задание 12. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением условия.

1) Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво, там пряталась крупная и ленивая рыба.

2) Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг.

3) Было бы у меня время — написал бы я книгу о красках.

4) Чёрный пролив монотонно гудел; город помаргивал в ночь жёлтыми огнями.

Ответ: 3

Задание 13. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением следствия.

1) Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

2) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошёл.

3) В оврагах бежали ручьи, берёзовые заросли белели среди тусклых снегов.

4) На стене вагона появился оранжевый яркий квадрат — поднималось солнце.

Ответ: 2

Задание 14. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сравнения.

1) Посадите её [берёзу] в деревянный ящик в тёплой комнате — она всю зиму будет зелёная.

2) Река долго не замерзала; от её зелёной воды поднимался пар.

3) Давать такому человеку лодку для катания — только поганить море.

4) Свежо и печально дул ветер: степь и море дышали на город полной грудью.

Ответ: 3

Задание 15. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением быстрой смены событий.

1) Спорил он смело и стремительно, свои возражения он вонзал в собеседника беспощадно и победоносно.

2) В избах и по дворам было пусто: все ушли на огороды копать картошку.

3) Здесь прошло детство с несбывшимися смешными мечтами, с бреньканьем бубенцов — они всегда звали Таню в дальнюю дорогу.

4) Поезд тронулся — моряк ловко вскочил на ходу в последний вагон.

Ответ: 4

Задание 16. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить запятую. (Знаки препинания пропущены.)

1) Потом он вспомнил ( ) городок этот лежал по пути на её Украину.

2) За окном прогремели по булыжникам колёса ( ) брякнул и замолк колокольчик под дугой...

3) Всё ясно ( ) он мечтает быть моряком.

4) Никто не обратил на это внимания ( ) все привыкли к частым отъездам и возвращениям Володи.

Ответ: 2

Задание 17. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить двоеточие. (Знаки препинания пропущены.)

1) В этих словах заключена верная мысль ( ) самым высоким, потрясающим явлением в литературе, подлинным счастьем может быть только органическое слияние поэзии и прозы.

2) Останусь жив, вернусь на родину ( ) буду проситься в лесники.

3) Трещат печи ( ) пахнет яблоками, чисто вымытыми полами.

4) Невидимые шаги трудно чавкали по грязи ( ) потом в окно громко застучала мокрая рука.

Ответ: 1

Задание 18. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить тире. (Знаки препинания пропущены.)

1) Она [волчица] выла долго и скучно ( ) волчата визжали и прятались за мать.

2) Иногда он перечитывал написанное и улыбался ( ) наконец-то в старости он овладел тайной живого письма.

3) Не хотите об этом написать ( ) так я сам напишу!

4) Берег вдали обрывался ( ) над ним дрожала синеватым угаром жара.

Ответ: 3

Задание 19. Какое из приведённых ниже предложений соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением причины?

1) Поезд вряд ли сегодня отойдёт в Тифлис: такие ливни всегда размывают полотно.

2) Над Москвой дымили морозы, закаты тонули в их космическом дыму.

3) За чистыми окошками краснела герань; казалось, воздух был пропитан назойливым сладким запахом её листьев.

4) Батурин ударил палкой по сосне — она зазвенела.

Ответ: 1

Задание 20. Какое из приведённых ниже сложных предложений не соответствует схеме?

Image

1) Мучила бессонница, и он долго бродил в ночной темноте один, как бы забытый всеми, несмотря на то что слава его уже жила во всём мире.

2) Во тьме тускло проступали бортовые огни парохода, и я, по рассказам моряков, знал, что с палубы парохода иногда можно увидеть в бинокль освещённое лампой с зелёным абажуром окно чеховского кабинета.

3) Перечитайте «Войну и мир», и я ручаюсь, что вы ясно услышите за своей стеной смех спрятавшейся Наташи Ростовой и полюбите её, как живого, реального человека.

4) Я верил, что жизнь готовит мне много очарований, встреч, любви и печали, радости и потрясений, и в этом предчувствии было великое счастье моей юности.

Ответ: 4

Задание 21. Укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

1) Скудные мои средства кончились, и мне пришлось, чтобы двинуться дальше, написать в Астрахани несколько очерков для журнала «Тридцать дней» и для астраханской газеты.

2) Приходит ночь, и постепенно оживает сила души, — ей нет пока имени.

3) Там, где на карте были болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес; на месте иных озёр оказались трясины.

4) Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег, — травы стоят непроходимой упругой стеной.

Ответ: 1

Задание 22. Укажите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью.

1) Лев Толстой увидел сломанный репейник — и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате.

2) Отец рассказал мне, что Марс — умирающая планета, что она была такой же прекрасной, как наша Земля, — с морями, горными кряжами и буйной зеленью, но постепенно моря и реки высохли, зелень умерла, горы выветрились до основания, и Марс превратился в исполинскую песчаную пустыню.

3) На третий день прошёл небольшой дождь, куртка моя отсырела, и среди ночи я почувствовал у себя на груди и руках резкую боль, будто от уколов булавки.

4) Снег ни разу не выпал, и от этого холод казался гораздо холоднее, чем если бы на улицах лежал снег.

Ответ: 3

Задание 23. Укажите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

1) Жена осталась с детьми в Амстердаме — у него не было лишней копейки, чтобы взять их с собой.

2) Он как бы промыл землю чудотворной водой, и она осветилась красками такой яркости и густоты, что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры, а каждое клеверное поле — в солнечный свет...

3) А если бы этого предварительного представления не было, то, может быть, мы многого и не заметили в Гоголе и он оставался бы для нас совершенно обыденным человеком.

4) Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носится со своими записями («как бы чего не забыть»), конечно, наберёт без разбору груды наблюдений, но они будут мёртвыми.

Ответ: 1

Задание 24. Укажите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

1) Но вечером кромешная темнота окружает дом, сосны придвигаются к нему вплотную, и, когда выходишь из ярко освещённого холла наружу, тебя охватывает ощущение полного одиночества.

2) Я писал тогда мой первый роман, и меня тянуло в какой-нибудь маленький городок, где нет ни души знакомых, где можно сосредоточиться и никто и ничто не помешает работать.

3) На каждом шагу я находил то, чего не было в моём воображении, и эти новые черты Крыма особенно резко запомнились.

4) Он был прав, сказав это слово во множественном числе: гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.

Ответ: 1

Прочитайте текст и выполните задания 25 — 30.

(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

(3) Если у человека есть великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

(6) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. (9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. (10) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя, надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

(11) Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. (12) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного. (13) Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. (14) Может быть, не сразу, но в конечном счёте! (15) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным.

(16) Соблюдать большое надо во всём решительно. (17) Тогда всё легко и просто.

(По Д. Лихачёву)

Задание 25. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст.

1) Разговорная речь.

2) Публицистический стиль.

3) Официально-деловой стиль.

4) Научный стиль.

Ответ: 2

Задание 26. Определите, при помощи каких средств связи 7-е предложение присоединяется к предыдущему тексту.

1) Лексические повторы.

2) Вводные слова.

3) Союзы, частицы, местоимения.

4) Наречия времени или места.

Ответ: 3

Задание 27. Укажите бессоюзное сложное предложение.

1) 7-е.    3) 9-е.

2) 8-е.    4) 10-е.

Ответ: 4

Задание 28. Какое из предложений соответствует схеме?

Image

1) 5-е.

2) 11-е.

3) 12-е.

4) 15-е.

Ответ: 1

Задание 29. Как связаны части сложного 9-го предложения?

1) Сочинительной и подчинительной связью.

2) Сочинительной и бессоюзной связью.

3) Подчинительной и бессоюзной связью.

4) Сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Ответ: 2

Задание 30. Укажите верную характеристику 4-го предложения.

1) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением причины.

2) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением следствия.

3) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением одновременности.

4) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением быстрой смены событий.

Ответ: 1

Вариант 2

Задание 1. Выберите неверное утверждение.

1) Сложные предложения с разными видами связи состоят из частей, соединённых между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

2) По структуре бессоюзные сложные предложения могут быть двучленными и многочленными.

3) В бессоюзных сложных предложениях, если простые предложения в них обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки, ставится точка с запятой.

4) Бессоюзные сложные предложения со значением следствия и сравнения можно заменить синтаксическими синонимами — сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными следствия и сравнения.

Ответ: 3

Задание 2. Определите количество бессоюзных сложных предложений в следующем тексте.

За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далёкого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землёй — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами.

1) 1.     3) 3.

2) 2.     4) 4.

Ответ: 2

Задание 3. Укажите бессоюзное сложное предложение.

1) По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания.

2) Я считаю, что все виды искусства помогают писателю в усовершенствовании его мастерства.

3) Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства.

4) Я смотрел на балтийскую воду — она была оловянного цвета, но очень прозрачная.

Ответ: 4

Задание 4. Укажите многочленное бессоюзное сложное предложение.

1) Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана1; в нём было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.

2) Ландыши уже созрели — меж широких листьев висели твёрдые оранжевые ягоды.

3) На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звёзды.

4) В Канаве водятся удивительные золотые лини: каждый такой линь клюёт полчаса.

1 Кука́н — приспособление в виде петли для сохранения выловленной рыбы.

Ответ: 3

Задание 5. Укажите бессоюзное сложное предложение, которое является синтаксическим синонимом сложносочинённого.

1) Говорить он не мог: губы дёргала судорога.

2) В голове гудела пустота, работать не хотелось.

3) Батурин хотел повернуться к стене — слёзы подкатывали к горлу.

4) За окнами в листве деревьев начиналось воробьиное оживление: должно быть, над близкой и ещё прохладной пустыней уже поднималось солнце.

Ответ: 2

Задание 6. Укажите бессоюзное сложное предложение, которое является синтаксическим синонимом сложноподчинённого.

1) С рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над сёлами и стелется по земле.

2) Масляная лампа была сломана, взамен на столе стоял тяжёлый серебряный канделябр с огарком сальной свечи.

3) У нас не было воды, хотелось пить.

4) Во время полёта я сел в горах: началась течь в бензиновом баке.

Ответ: 4

Задание 7. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением перечисления.

1) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь...

2) Останавливаться было нельзя: ноги засасывало.

3) С завистником лучше не ходить на ловлю — клевать у него всё равно не будет.

4) Север приближался с каждым километром: впереди были степи.

Ответ: 1

Задание 8. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением причины.

1) Вода тёплая, она кажется даже слегка подогретой.

2) Всю ночь старик дремал у костра стоя, как лошадь: сесть на сырую землю он боялся.

3) Рассказ его разворачивался скачками; в провалах, словесных пропастях Батурин угадывал прекрасные подробности, отброшенные торопливой рукой.

4) Правой рукой он осторожно провёл по лбу — испарина выступила на нём.

Ответ: 2

Задание 9. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением пояснения или дополнения.

1) Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поёт ещё далеко, у самой околицы.

2) Одно было ясно Лермонтову: Гоголь им пренебрегал.

3) Погода ей была ни к чему: из дома она почти не выходила.

4) Миссури стояла на книгах, глаза её метали зелёные брызги, она шипела.

Ответ: 2

Задание 10. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления.

1) Стоит выйти на опушку — в лицо ударит жаром, резким светом.

2) Заклинаю вас: берегите свою юность.

3) За стенами начинался дождь, он рассеянно постукивал по жёлобу.

4) Нищенка не только играла «Марсельезу» на гармонике — она кричала её яростным хриплым голосом.

Ответ: 4

Задание 11. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением времени.

1) Челн очень узок, лёгок, поворотлив, на нём можно пройти по самым мелким протокам.

2) Капитан открыл окно — ворвался ветер.

3) Бывало так: много раз он встречался с человеком и не видел в нём ничего любопытного, не приглядывался.

4) Сейчас зал был пуст, тёмен, под потолком болезненно светилась единственная лампочка.

Ответ: 2

Задание 12. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением условия.

1) Спросонок ударила в озере рыба, потом пронёсся пронзительный и яростный крик.

2) По дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу.

3) С писком накатывался мутный исполинский пролив; ржавые флюгера визжали и согласно показывали на норд-ост.

4) Рассказать Бергу и Батурину — засмеют.

Ответ: 4

Задание 13. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением следствия.

1) Лобачёв с облегчением вздохнул — до Белокудрихи было меньше суток пути.

2) Тотчас из-под обрыва начали вылезать стрижи с таким свистом, будто снаряды из маленькой пушки; в обрыве было вырыто много стрижиных гнёзд.

3) По ночам было светло — я читал Пушкина, не зажигая лампы.

4) Склонность к стихам Симбирцев тщательно скрывал от товарищей: о стихах он говорил только с немногими поэтами.

Ответ: 3

Задание 14. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением сравнения.

1) За окнами морской волной зеленели глухие закаты, с верхушек сосен сыпался снег.

2) Запах кофе был удивительно крепок: казалось, зима и дощатые стены пахнут кофе.

3) Вспыхнет море рассветными огнями — утро улыбается.

4) Улицы и порт за потными стёклами приобрели фантастический вид: они струились и расплывались.

Ответ: 3

Задание 15. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением быстрой смены событий.

1) Тотчас неясная жажда действия, мучавшая Верме ля ночью, приобрела такую форму: он сейчас же поедет в Новгород!

2) Белые ночи раздражают, путают людей, я тогда как-то забыл об этом.

3) Он [Гиляровский] никогда не был сторонним наблюдателем: он вмешивался в жизнь без оглядки.

4) Стоит перемениться ветру — тотчас весь Батум от первых же солнечных лучей засверкает в глазах, как груда синеватого стекла.

Ответ: 4

Задание 16. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить запятую. (Знаки препинания пропущены.)

1) В глубине души, как исчезнувший неуловимый сон, жила надежда ( ) может быть, она ещё встретит его, догонит его в пути.

2) Город блестел под солнцем ( ) вода пахла снегом.

3) Он недолюбливал природу ( ) она казалась ему грубой и утомительной.

4) И ещё надо знать один золотой закон ( ) никого не осуждать сгоряча.

Ответ: 2

Задание 17. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить двоеточие. (Знаки препинания пропущены.)

1) На срубе лежал иней ( ) ледяные звёзды стояли над безмолвным и чёрным краем.

2) Кот Архип недовольно задёргал ушами, обиделся, ушёл из прихожей ( ) весёлый звон колокольчика казался ему, очевидно, нахальным.

3) На Катуни начинался ветер ( ) паром переставал ходить.

4) Это был отблеск воды, звёзд ( ) возможно, горячий ветер тоже излучал неясный свет.

Ответ: 2

Задание 18. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить тире. (Знаки препинания пропущены.)

1) Ночь тянется медленно ( ) кажется, ей не будет конца.

2) Главное он уже решил ( ) он должен спасти от разрушения эти милые каждому русскому сердцу места, сохранить могилу Пушкина.

3) Стоило только выйти из города на Владимирскую горку ( ) тотчас перед глазами распахивалось голубоватое море.

4) Окраинная ночь была безветренна ( ) с огородов пахло зеленью.

Ответ: 3

Задание 19. Какое из приведённых ниже предложений соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением причины.

1) Батурин взглянул на окно и поёжился: от Оки шёл пар.

2) Было раннее утро, незнакомая страна дымилась в долинах.

3) Как голубятню, этот дом на горе свободно обдувал ветер; небо казалось совсем близким.

4) Учитель русской словесности Шульгин отличался одним необыкновенным свойством: он не выносил бессмысленных слов.

Ответ: 1

Задание 20. Какое из приведённых ниже сложных предложений не соответствует схеме?

Image

1) Кончался июль, и я рассчитал, что получу разрешение только в конце августа.

2) Он барабанил пальцами по столу, и мне показалось, что он слушает меня только из вежливости.

3) Пойдёмте походом по городу, и я могу поручиться, что где-нибудь мы увидим старых, ни перед чем не сдающихся одесситов.

4) Вскоре он превращается в широкую снежную реку, что несётся вниз, и через несколько минут в долину срывается лавина, сотрясая грохотом ущелье и наполняя воздух искристой пылью.

Ответ: 4

Задание 21. Укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

1) Тот Блок, о котором я говорю, прочно существует в моём сознании, в моей жизни, и я никогда не смогу думать о нём иначе.

2) Если остановиться около пруда, то можно услышать тихое чавканье — это пасутся в подводной траве караси.

3) Солнечный свет упал на воду сквозь заросли вётел, и я увидел под водой яркий бронзовый блеск: это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба.

4) Ночь начиналась над лесным краем, долгие сумерки густели в чащах, и только костёр трещал и разгорался, нарушая лесную тишину.

Ответ: 1

Задание 22. Укажите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью.

1) Эта работа увлекла всех, и даже Жора Козловский отлучался иной раз с соседнего поста, чтобы посмотреть на неё.

2) Теплоход резал стальным форштевнем1 бледную зимнюю воду, мне казалось, что он несёт меня к неизбежному счастью.

3) Мысль живёт во мне, но во что она выльется, какие найдёт пути для своего выражения, мне не ясно ещё самому.

4) Берег озера немного выше и потому суше мшар, но и на нём нельзя долго стоять на одном месте — след обязательно нальётся водой.

1 Форште́вень (мор.) — носовая оконечность судна, являющаяся продолжением киля.

Ответ: 4

Задание 23. Укажите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.

1) У героя, которого играл такой актёр, было всего две-три фразы на протяжении всей пьесы, но актёр придирчиво расспрашивал автора не только о характере и внешности этого человека, но и об его биографии, о той среде, из которой он вышел.

2) Ему было некогда — жизнь заранее была рассчитана так, чтобы успеть написать не меньше пятидесяти романов.

3) Взошло солнце, и страна, окружённая пеленой водяной пыли от водопадов, вдруг вспыхнула всеми красками, какие дарит солнечный свет, когда он преломляется в гранёных хрустальных сосудах.

4) Я услышал в комнатах голос Марии Павловны, и вдруг у меня сердце сжалось с такой силой, что я с трудом сдержал слёзы.

Ответ: 2

Задание 24. Укажите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

1) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!

2) Капитан поднялся на мостик, вынул шпагу, поднял её к небу, и на острие клинка вспыхнул золотой огонь — знак того, что они открыли наконец страну Эльдорадо, где горы полны драгоценных камней, золота и серебра.

3) Но у этих пустяков было одно свойство — они воскрешали прошлое, возобновляли то состояние, какое было у него, Андерсена, именно в ту минуту, когда он подбирал какой-нибудь осколок мозаики, лист вяза или маленькую ослиную подкову.

4) По карте можно странствовать так же, как по земле, но потом, когда попадаешь на эту настоящую землю, сразу же сказывается знание карты — уже не бродишь вслепую и не тратишь времени на пустяки.

Ответ: 4

Прочитайте текст и выполните задания 25 — 30.

(1) В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. (2) Во всём соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

(3) Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. (4) Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо: заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое своё слово. (5) Лучший лектор славившегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В. О. Ключевский заикался. (6) Не стесняйтесь своей застенчивости: застенчивость очень мила и совсем не смешна. (7) Она становится смешной, только если вы слишком стараетесь её преодолеть и стесняетесь её. (8) Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. (9) Не страдайте от них. (10) Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. (11) Человек теряет то, что в нём самое хорошее, — доброту.

(12) Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. (13) Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. (14) Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность и шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются.

(15) В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим.

(16) Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

(17) Вот несколько советов, казалось бы, о второстепенном — о вашем поведении, о вашей внешности, но и вашем внутреннем мире: не бойтесь своих физических недостатков. (18) Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны.

(19) И ещё одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. (20) Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. (21) Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле просто вежливы.

(22) Простота и «тишина» в человеке, правдивость, отсутствие претензий в одежде и в поведении — вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».

(По Д. Лихачёву)

Задание 25. Определите, к какой функциональной разновидности языка принадлежит текст.

1) Разговорная речь.

2) Публицистический стиль.

3) Официально-деловой стиль.

4) Научный стиль.

Ответ: 2

Задание 26. Определите, при помощи каких средств связи 7-е предложение присоединяется к предыдущему тексту.

1) Лексические повторы.

2) Вводные слова.

3) Союзы, частицы, местоимения.

4) Наречия времени или места.

Ответ: 3

Задание 27. Укажите бессоюзное сложное предложение.

1) 15-е.    3) 17-е.

2) 16-е.    4) 18-е.

Ответ: 3

Задание 28. Какое из предложений соответствует схеме?

Image

1) 10-е.

2) 14-е.

3) 21-е.

4) 22-е.

Ответ: 3

Задание 29. Как связаны части сложного 4-го предложения?

1) Сочинительной и подчинительной связью.

2) Сочинительной и бессоюзной связью.

3) Подчинительной и бессоюзной связью.

4) Сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Ответ: 3

Задание 30. Укажите верную характеристику 6-го предложения.

1) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением причины.

2) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением следствия.

3) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением одновременности.

4) Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением быстрой смены событий.

Ответ: 1