Русский язык Подготовка к ОГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2020


Диагностическая работа № 1. Вариант 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст (см. стр. 43) и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Таблица 1.2 Диагностическая работа № 2

№ абзаца

Микротема

1

Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование.

2

Однако это лишь заблуждение: интеллигентность не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого.

3

Я знал на русском Севере крестьян, которые не имели образования, но были по-настоящему интеллигентны: они с пониманием относились к окружающему миру и к людям.

Часть 2

Ответами к заданиям 2 — 8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». (2)Так называют заглавную букву увеличенного размера, начинающую собой текст книги, главы или отдельный абзац. (3)В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. (4)Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. (5)Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека оно бывает различимо в сплетении ветвей.

Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.

1) Грамматическая основа в предложении 1 — «означает».

2) Предложение 2 осложнено обособленным определением.

3) Предложение 3 односоставное безличное.

4) В предложении 4 три грамматические основы.

5) Во второй части сложного предложения 5 составное глагольное сказуемое.

Ответ: 24 <или> 42

3. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда пароход остановился среди реки (1) тесно загромождённой судами (2) ощетинившейся сотнями острых мачт (3) к борту его подплыла большая лодка со множеством людей и подцепилась багром к спущенному трапу (4) и уже через минуту один за другим люди (5) из лодки (6) стали подниматься на палубу. Впереди всех быстро шёл сухонький старичок в чёрном длинном одеянии (7) и с рыжей (8) как золото (9) бородкой.

Ответ: 123489 <или> любая другая последовательность этих цифр

4. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «пешая прогулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: прогулка пешком

5. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) пригладить (волосы) — правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

2) мало-помалу (привыкает) — в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов, пишется дефис.

3) удостоенный (награды) — в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется НН.

4) озаряется (светом) — в корне пишется безударная чередующаяся гласная А, правописание которой зависит от значения.

5) намажь (мазью) — на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется Ь.

Ответ: 125 <или> любая другая последовательность этих цифр

Прочитайте текст и выполните задания 6 — 9.

(1)Ребята отправились за грибами в лес, находившийся на противоположном берегу реки. (2)Они шли по тропинке вдоль речки, мост через которую был на другом конце посёлка. (3)С правой стороны реки, над обрывистыми склонами, шли сады и огороды. (4)Тропинка была довольно хорошая, и шестилетний Лёсик без особого труда поспевал за всеми.

(5)Внезапно впереди показалась собака, сидевшая чуть повыше тропы и грызшая большую кость с круглой шишкой на конце. (6)Собака была бездомная. (7)Это было видно по жёлтой шерсти, свалявшейся грязными комками. (8)И ещё по тому, как она спокойно расположилась здесь, на диком берегу речки.

(9)Это была опасная встреча. (10)Ребята, остановившись, молча уставились на собаку. (11)Собака тоже перестала грызть свою кость и, приподняв голову, а главное, не выпуская добычу изо рта, тоже молча уставилась на них.

(12)Чик мельком подумал, что она сейчас похожа на старого капитана с трубкой, про которого он читал какую-то книжку. (13)Но сейчас он не мог вспомнить, что это была за книжка. (14)Вид у старого капитана был свирепый, словно у льва, хотя на самом деле он оказался очень добрый.

(15)Конечно, могло случиться, что и эта собака добрая, но кто её знает. (16)Ребята молча бесконечные мгновения смотрели друг на друга, никто не решался ступить ни шагу, и всем от этого делалось всё страшней и страшней.

— (17)Чик, я боюсь, — тихо сказала Сонька, загораживаясь от собаки большой корзинкой, которую несла всю дорогу.

— (18)По-моему, она бешеная, — сказал Оник.

(19)Чик сам об этом подумал, однако решил, что сейчас правильней будет отрицать это, чтобы его маленькую команду не охватила паника. (20)Кроме того, ему не хотелось соглашаться с Оником, которого он считал трусоватым и давно пытался «перевоспитать».

— (21)У бешеной должна быть красная слюна, — сказал Чик.

— (22)Бешеные бегут к воде, — сказал Оник, — а она видишь куда пришла?

— (23)Глупости, — сказал Чик и, помертвев от страха, двинулся вперёд.

(24)Если бы Чик был один и встретился бы в таком месте с такой собакой, которая только смотрит и молчит, даже кости изо рта не вынимает, он просто повернулся бы и ушёл. (25)Но сейчас, на глазах у всех, он этого сделать не мог. (26)Чик, почти не шевеля опущенными вниз руками, с виду весьма уверенно проходил опасное место. (27)Хотя он не смотрел в сторону собаки, но краем глаза следил за ней и видел, что она тоже следила за ним. (28)Ему казалось, что с каждым шагом здоровенная морда её делается всё огромней и огромней, а заострённые зубы всё шире открывают красную полоску пасти.

«(29)Она похожа на старого капитана, — упрямо повторял про себя Чик. — (30)А старый капитан никогда никого не кусает, потому что он добрый».

(31)Чик прошёл для безопасности ещё шагов десять, остановился и перевёл дух. (32)Теперь все ребята на той стороне завидовали ему. (33)Чик дал знак Онику идти. (34)Оник продолжал стоять.

— (35)Ну, Оник, пошевеливайся! — сказал Чик.

(36)Оник тоскливо смотрел на Чика и даже не пытался сойти с места. (37)И вдруг неожиданно для всех, содрогаясь смущённой улыбкой, Лёсик заковылял по тропе. (38)Он мужественно проковылял мимо собаки и подошёл к Чику.

— (39)Молодец, Лёсик, — сказал Чик и обнял его. (40)Лёсик благодарно засопел.

(41)Сонька не захотела оставаться одна и взяла Оника за руку. (42)Так, взявшись за руки, как маленькие, они вдвоём перешли опасное место.

— (43)Возьми у Соньки корзинку, — сердито сказал Чик, обращаясь к Онику.

— (44)3а что? — спросил обиженно Оник.

(45)Чик выразительно посмотрел на него, напоминая, что он струсил.

(46) Оник понял его намёк, но не принял его за уважительную причину.

(47) Чика всегда поражало в людях равнодушие к вопросам личной доблести.

(48) Сам он изо всех сил старался выглядеть храбрее, чем был на самом деле.

(49) И для этого ему нередко приходилось понукать свою упирающуюся храбрость. (50)А Онику это и в голову не приходило. (51)Вот и теперь он глядел с недоумением на Чика и никак не мог понять, почему тот недоволен. (52)Немного подумав, он сказал:

— (53)Чик, я не струсил, просто я осторожный. (54)Собаку можно было и обойти.

— (55)Ничего, Чик, я сама корзинку понесу, — вмешалась Сонька. (56)Она любила, чтобы всё было хорошо.

(По Ф. А. Искандеру)*

* Фазиль Абдулович Искандер (1929 — 2016) — известный российский прозаик, переводчик и поэт, автор цикла повестей «Детство Чика».

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Маленькому Лёсику нелегко было поспевать за ребятами, когда они шли по тропинке.

2) Увидев ребят, собака опустила кость на землю и оскалила пасть.

3) Оник не сразу понял, почему Чик предложил ему взять у Сони корзину и нести её самому.

4) Оник объяснил своё нежелание проходить мимо опасной собаки осторожностью.

5) Соня обиделась, когда Чик предложил отдать её корзину Онику.

Ответ: 34 <или> 43

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Вот и теперь он глядел с недоумением на Чика и никак не мог понять, почему тот недоволен.

2) Если бы Чик был один и встретился бы в таком месте с такой собакой, которая только смотрит и молчит, даже кости изо рта не вынимает, он просто повернулся бы и ушёл.

3) Чик прошёл для безопасности ещё шагов десять, остановился и перевёл дух.

4) И вдруг неожиданно для всех, содрогаясь смущённой улыбкой, Лёсик заковылял по тропе.

5) А Онику это и в голову не приходило.

Ответ: 35 <или> 53

8. Лексический анализ слова.

В предложениях 32 — 36 найдите разговорное слово и замените его стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: торопись; поторопись; поспеши

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе только одно из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финальной фразы текста: «Она любила, чтобы всё было хорошо».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова осторожность?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чем осторожный человек отличается от трусливого?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.