Русский язык Подготовка к ОГЭ - Диагностические работы - А. Ю. Кузнецов 2020

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Таблица 2

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения



Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил более одной микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста



Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста

2

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 — ИК3

7

Часть 2 (задания 2 — 8)

За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Часть 3 (задание 9)

Ответ на задание 9.1(сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям

Таблица 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1)

Баллы

C1K1

Наличие обоснованного ответа



Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3


Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или

привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

или

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2


Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность работы



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1 — С1К4

9

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки (С1К2 — С1К4, ГК1—ГК4, ФК1).

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 9.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).

Таблица 4

Критерии оценивания сочинения—рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста



Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2


Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,

но

допустил одну ошибку в его интерпретации

1


Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

0

С1К2

Наличие примеров-иллюстраций



Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3


Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента

2


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-иллюстрацию(-и) не из прочитанного текста

1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1



В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0


С2К4

Композиционная стройность работы




Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0


Максимальное количество баллов за сочинение по критериям C2K1— С2К4

9


Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки С2К2 —С2К4.

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).

Таблица 5

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова



Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2


Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,

но

не прокомментировал его

1


Экзаменуемый дал неверное определение,

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй — из жизненного опыта,

или

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3


Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0


С3К4

Композиционная стройность работы




Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0


Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1 — С3К4

9


Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки (С3К2 — С3К4, ГК1 — ГК4, ФК1).

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).

Таблица 6

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущено две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущено три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи



Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1 — ГК4

10

При оценке грамотности (ГК1 — ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 6 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70 — 139 слов, то по каждому из критериев ГК1 — ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 — 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГК2 — 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГКЗ — 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 — 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1 — ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1 — ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

— если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 6;

— если в работе 70 — 139 слов, то по каждому из критериев ГК1 — ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);

— если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1 — ГК4 оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, — 33.

Оглавление

Предисловие

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа № 1. Вариант 1

Диагностическая работа № 1. Вариант 2

Диагностическая работа № 2. Вариант 3

Диагностическая работа № 2. Вариант 4

Диагностическая работа № 3. Вариант 5

Диагностическая работа № 3. Вариант 6

Тексты для прослушивания

Диагностическая работа № 1

Диагностическая работа № 2

Диагностическая работа № 3

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Часть 1 (задание 1)

Информация о тексте для сжатого изложения

Часть 2 (задания 2—8)

Ответы к заданиям 2—8

Часть 3 (задание 9)