Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ - Е. А. Андреева 2017

Синтаксис и пунктуация
Односоставные и двусоставные предложения
2. Односоставные предложения

Предложения с одним главным членом: или сказуемым, или подлежащим.

Смысл односоставных предложений понятен без контекста, так как для выражения главной мысли в таких предложениях необходим и достаточен только один главный член (другой не нужен или невозможен).

Односоставные предложения со сказуемым

Односоставные предложения с подлежащим

• Определённо-личные

• Неопределённо-личные

• Безличные

• Назывные

Также выделяют обобщённо-личные предложения (с одним главным членом - сказуемым). Они обозначают действие, относящееся к любому лицу (пословицы, поговорки, призывы).

Формы сказуемого:

Упражнение 96

Выделите грамматические основы, укажите односоставные предложения и их типы:

  1) Снег сияет и сверкает на солнце.

  2) Всё сверкало и сияло от яркого света.

3) Стемнело.

4) Целую неделю не переставал идти дождь.

5) Мелкий дождь.

6) Снова дождь.

7) - Сергей выехал из Москвы вчера.

- Скоро приедет к вам?

- Думаю, что к обеду.

8) Что за утро!

9) День сегодня такой тёплый.

10) Приятно пахнет мятой.

Ответ:

Упражнение 97

Расставьте пропущенные знаки препинания. Выделите грамматические основы предложений. Укажите вид односоставных предложений:

1) Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно и жутко и грустно и весело —

Я ничего не пойму. (А. Фет)

2) Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев)

3) Славная осень! Морозные ночи

Ясные тихие дни...

Нет безобразья в природе! (Н. Некрасов)

4) Ночь улица фонарь аптека

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь начнешь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь ледяная рябь канала

Аптека улица фонарь. (А. Блок)

5) Не бродить не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)

  Ответ:

Упражнение 98

К назывным предложениям добавьте двусоставные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, образуя сложные предложения.

Образец: Весенний день, и все выходят на прогулку. Весенний день, и идём гулять. Весенний день, и отправляют на прогулку. Весенний день, и нас потянуло на улицу.

1) Утро ...

2) Трудная задача ...

3) Снег ...

4) Каникулы ...

5) Вечер ...

Упражнение 99

Переделайте неопределённо-личные предложения в двусоставные. Подчеркните грамматические основы.

Образец: Потушили огонь, и все улеглись спать. - Огонь был потушен, и все улеглись спать.

1) Вынули вторые рамы, и прохладный весенний ветерок ворвался в комнату.

2) Затопили печь, и сразу потеплело.

3) Ему передали телеграмму, которую он быстро прочитал.

4) Зажгли свечи, и все приступили к гаданию.

5) Народ разогнали, и улица опустела.

Ответ:

Упражнение 100

Переделайте двусоставные предложения в неопределённо-личные. Подчеркните грамматические основы.

Образец: Дом был построен в начале века. - Дом построили в начале века.

1) Сад был разбит около каменного ограждения.

2) Старик был приглашён на заседание совета неслучайно.

3) Дворец был возведён по проекту известного архитектора.

4) Почтальон приносит письма ежедневно.

5) Ужин был подан ровно в восемь часов вечера.

6) Новости сообщают о разливе Волги.

7) Он был отпущен под подписку о невыезде, так как никаких доказательств его вины не было обнаружено.

  Ответ:

Упражнение 101

Переделайте безличные предложения в двусоставные. Подчеркните грамматические основы.

Образец: Маме не хотелось спать. - Мама не хотела спать.

1) Мне стоило поторопиться.

2) Стоит мне сказать одно слово, и все сразу же последуют за мной.

3) Девочке не нужно будет уезжать из деревни.

4) Повеяло прохладным ветром, нагнало отовсюду тёмные грозовые тучи, пошёл дождь.

5) Ему было весело.

6) Поначалу мне было видно только несколько звёздочек на тёмном небе.

Ответ:

Упражнение 102

Продолжите предложения так, чтобы союз и соединял а) два простых предложения в составе сложного, б) однородные члены.

Образец: Стало темно, и мы отправились спать. - Стало темно и тихо.

1) Пробираюсь сквозь заросли и ...

2) Меня одели по-праздничному и ...

3) Ребятам было весело и ...

4) Надеюсь на лучшее и ...

5) Отличников наградили грамотами и ...

6) Мне хотелось кричать и ...

Ответ:

1) Пробираюсь сквозь заросли и вижу лося. Пробираюсь сквозь заросли, и перед моими глазами оказывается лосиха.

2) Меня одели по-праздничному и отправили в гостиную. Меня одели по-праздничному, и гости восхищались моим платьем.

3) Ребятам было весело и хорошо. Ребятам было весело, и взрослые были счастливы.

4) Надеюсь на лучшее и верю в судьбу. Надеюсь на лучшее, и родители меня в этом поддерживают.

5) Отличников наградили грамотами и медалями. Отличников наградили грамотами, и директор произнёс торжественную речь.

6) Мне хотелось кричать и плакать. Мне хотелось кричать, и слёзы непроизвольно катились из глаз.

Упражнение 103

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Надпишите типы односоставных предложений:

1) Душно стало в сакле (...), и я вышел на воздух освежиться (...). Ночь уж ложилась на горы (...), и в ущельях становилось туманно (...). Мне вздумалось завернуть под навес посмотреть (...), есть ли у лошадей корм (...). Осторожность никогда не помешает (...). Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса (...). Приглушённые звуки (...). Присел у забора и стал прислушиваться (...). «О чём толкуют?» (...) - думал я, стараясь не пропустить ни одного слова (...). 2) Сегодня я встал поздно (...). Прихожу к колодцу (...) - никого уже нет (...). Становилось жарко (...). Смотрю (...): в прохладной тени грота, на каменной скамье, сидит женщина в соломенной шляпе (...). Я хотел уже вернуться (...), чтоб не нарушить её мечтаний (...), но меня окликнули (...). 3) Два часа ночи (...). Не спится (...). А надо бы заснуть (...), чтоб завтра рука не дрожала (...). Впрочем, на шести шагах промахнуться трудно (...). Господин Грушницкий, ваша мистификация вам не удалась (...). Теперь мне придётся отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха (...). Не нужно было назначать роковые шесть шагов (...). Умереть? (...). Потеря небольшая (...). Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно (...): зачем я жил? (...) для какой цели я родился? (...) Верно, было мне назначение высокое (...), потому что чувствую в душе силы необъятные (...).

(по М. Лермонтову)

2. Найдите и обозначьте в отрывках обращения и вводные слова.

Ответ:

Упражнение 104

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания:

1) Всякий человек имеет хоть какое бы то (н..) было пол..жение в обществе хоть какие (нибудь) да связи. 2) Всякому дворовому выдают если не жалованье то по крайней мере так называемое «отвесное». 3) Стёпушка (же) (не) получал решительно н..каких пособий (не) состоял в родстве (н..) с кем н..кто (не) знал о его существовании. 4) У этого человека даже прошедшего (не) было. 5) О нём (не) говорили. 6) Ходили тёмные слухи что состоял он когда (то) у кого (то) в к..мердинерах. 7) Дедушка Трофимыч который знал родословную всех дворовых и тот раз только сказал «Помню что Степану пр..ходится родствен..ицей турчанка которую покойный барин из похода в обозе изволил пр..ве..ти». 8) Даже бывало в праз..ничные дни Стёпушка не являлся к выставлен..ым столам и бочкам (не) клан..лся (не) подходил к барской руке (не) вып..вал духом стакана под господским взглядом и за господское здоровье. 9) Говорили что летом он прож..вал в клети, позади курятника а зимой в предбан..ике в сильные морозы ноч..вал на сеновале. 10) Его пр..выкли видеть но н..кто с ним (не) заговаривал и он сам кажется (от) роду рта не разинул. 11) После пожара этого заброшен..ого человека пр..ютил садовник Митрофан сказав «Живи у меня». 12) Неле..ко ему жилось он вечно хл..п..тал в огороде и возился (в) т..хомолку словно мур..вей. 13) Плохое дело если (не) знаешь (по) утру чем к вечеру сыт будешь. 14) То под забором Стёпушка сидит и редьку глож..т или морковь жуёт или грязный к..чан капусты кр..шит то ведро с водой куда (то) тащит и кр..хтит то под горшочком огонёк ра..кладывает то у себя в чуланч..ке гвоздик пр..к..лачивает. 15) Всё это делалось им молча тихо. 16) Мог он отлучит..ся дня на два, а его отсутствия и (не) зам..чали. 17) Смотришь а уж он опять тут как тут. 18) Лицо у него маленькое глазки ж..лтенькие носик остренький уши пр..большие борода (не) выбрита. 19) Словом нет в нём н..чего пр..м..чательного. 20) Вот этого (то) Стёпушку и пр..велось мне встретить на берегу Исты в обществе другого старика. (по И. Тургеневу)

Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:

1) Выпишите грамматическую основу предложения 4: ...

2) Выпишите грамматические основы предложения 7: ...

3) Выпишите грамматические основы предложения 9: ...

4) Выпишите грамматические основы предложения 12: ...

5) Выпишите грамматическую основу предложения 19: ...

  6) Найдите простые односоставные определённо-личные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные определённо-личные. Выпишите номер(а): ...

  7) Найдите простые односоставные неопределённо-личные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные неопределённо-личные. Выпишите номера:     

  8) Найдите простые односоставные безличные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные неопределённо-личные. Выпишите номера:     

  9) Укажите неверные утверждения:

  - Стёпушка получал скудное пособие

- Ни один человек не знал, кем были его родственники

  - Степан никогда не целовал ручку у барина

- Стёпушка жил в доме садовника Митрофана

- Степан привык к тому, что никто его не замечает, и мог отлучаться на несколько дней.

Ответ:

1) Всякий человек имеет хоть какое бы то ни было положение в обществе, хоть какие-нибудь да связи. 2) Всякому дворовому выдают если не жалованье, то по крайней мере так называемое «отвесное». 3) Стёпушка же не получал решительно никаких пособий, не состоял в родстве ни с кем, никто не знал о его существовании. 4) У этого человека даже прошедшего не было. 5) О нём не говорили. 6) Ходили тёмные слухи, что состоял он когда-то у кого-то в камердинерах. 7) Дедушка Трофимыч, который знал родословную всех дворовых, и тот раз только сказал: «Помню, что Степану приходится родственницей турчанка, которую покойный барин из похода в обозе изволил привезти». 8) Даже, бывало, в праздничные дни Стёпушка не являлся к выставленным столам и бочкам, не кланялся, не подходил к барской руке, не выпивал духом стакана под господским взглядом и за господское здоровье. 9) Говорили, что летом он проживал в клети, позади курятника, а зимой в предбаннике, в сильные морозы ночевал на сеновале. 10) Его привыкли видеть, но никто с ним не заговаривал, и он сам, кажется, отроду рта не разинул. 11) После пожара этого заброшенного человека приютил садовник Митрофан, сказав: «Живи у меня». 12) Нелегко ему жилось, он вечно хлопотал в огороде и возился втихомолку, словно муравей. 13) Плохое дело, если не знаешь поутру, чем к вечеру сыт будешь. 14) То под забором Стёпушка сидит и редьку гложет, или морковь жуёт, или грязный кочан капусты крошит, то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит, то под горшочком огонёк раскладывает, то у себя в чуланчике гвоздик приколачивает. 15) Всё делалось им молча, тихо. 16) Мог он отлучиться дня на два, а его отсутствия и не замечали. 17) Смотришь, а уж он опять тут как тут. 18) Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, носик остренький, уши пребольшие, борода не выбрита. 19) Словом, нет в нем ничего примечательного. 20) Вот этого-то Стёпушку и привелось мне встретить на берегу Исты в обществе другого старика.

1) не было

2) дедушка Трофимыч сказал, который знал, помню, турчанка приходилась родственницей, барин изволил привезти

3) говорили, он проживал

4) жилось, он хлопотал и возился

5) нет

6) 7, 13, 17

7) 2, 5, 9, 10, 16

8) 4, 12, 19, 20

9) 1, 2, 4

Упражнение 105

Определите вид односоставных предложений:

  1) Уже начинало смеркаться.

  2) Идём в кино!

  3) В магазин привезли хорошую рыбу.

  4) Тебе не нужно ни о чём волноваться.

  5) Ранняя весна.

6) Если бы можно было узнать все тайны этой древней цивилизации!

  7) У меня нет времени на разговоры.

8) В деревне ощущаешь себя по-настоящему счастливым человекам.

  9) Поздняя ненастная осень.

10) Нервных просят не смотреть.

11) Меня попросили принести молока.

12) На улице снова стало ветрено

13) Не передашь мне соль?

14) О концерте фортепианной музыки говорили с восторгом.

15) В доме было тепло и уютно.

Ответ:

  1) безл. 2) о.-л. 3) н.-л. 4) безл. 5) наз. 6) безл. 7) безл. 8) о.-л. 9) наз. 10) н.-.л. 11) н.-л. 12) безл. 13) о-л. 14) н.-л. 15) безл.

Упражнение 106

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, укажите виды односоставных предложений:

1) Его научная работа была выполне..а бл..стяще и ему предложили работу в (научно) и..ледовательском инст..туте.

2) Одно (не) ост..рожное движение и (кто) нибудь уп..дёт с лес..ницы.

3) Ст..мнело стало совсем тихо и улица которая утром была заполне..а людьми (мало) помалу опустела.

4) Внесли пр..готовле..ый праз..н..чный ужин и спустя (пол) часа на столе остались лишь овощной салат и зал..вное.

5) Дедушкино здоровье было сильно подорва..о но он отказывался ехать в с..н..торий поэтому пр..ходилось его уг..варивать всей семьей.

6) (Н..) кто (н..) хотел ехать обратно но в автобусе ждали и нужно было тор..пит..ся что (бы) (не) подводить других людей.

7) Всех пр..бывших на остров высадили на берег но катеру нельзя было остават..ся здесь (по) этому он отчалил.

8) Вот так всегда бывает идёшь по лесу и (н..) знаешь куда тебя пр..несут ноги.

9) Всю подстреле..ую добычу нельзя было своими силами доставить на базу (по) этому двое вызвались идти за подмогой.

10) Оф..церы разогнали народ и стало ясно что во..тание подавле..о.

  Ответ: