Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ - Е. А. Андреева 2017

Синтаксис и пунктуация
Однородные члены предложения
3. Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом - 4. Однородные и неоднородные определения

Однородные определения разделяются запятой

Неоднородные определения не разделяются запятой

1) характеризуют предмет с одной стороны (цвет, размер, материал, качество, физическое состояние и т. п.): мягкий, свежий хлеб

1) характеризуют предмет с разных сторон: высокий старый дом

2) между определениями можно поставить союз и: добрая, ласковая девочка

2) выражаются сочетанием качественного и относительного (или притяжательного) прилагательного: молодая берёзовая роща

3) характеризуют предмет с разных сторон, но имеют общий признак или являются эпитетами: серое, дождливое, свинцовое небо

3) первое из определений относится к сочетанию второго с существительным: пасмурный осенний день (характеризуется осенний день)

4) одно поясняет или уточняет другое: странный, резкий, неожиданный крик (странный, потому что резкий и неожиданный)

5) стоят после определяемого слова: его лицо, бледное, напряженное.

6)одно определение выражено прилагательным, а следующее за ним - причастным оборотом: в этом крошечном, построенном наспех домике

Упражнение 107

Расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения:

1) Посетители музея с наслаждением рассматривали национальные костюмы серебряные украшения глиняные вазы изделия из металла и слоновой кости вышивку посуду из дерева и другие предметы быта, привезённые из отдалённых районов страны.

2) На последнее заседание кафедры преподаватели и аспиранты пришли обменяться опытом поделиться планами на будущий семестр понять допущенные ошибки и наметить план дальнейшей совместной работы.

3) Мужчина шёл медленно размеренным шагом припадая на одну ногу которая то ли болела, то ли была ранена.

4) Проснувшись рано

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор

Куртины кровли и забор

На стёклах лёгкие узоры

Деревья в зимнем серебре

Сорок весёлых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром...

      (А. Пушкин).

5) И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищёлкивать перстами

И вертеться подбочась

Гордо в зеркальце глядясь...

      (А. Пушкин).

6) Доброта высокое благородство искренность детская непосредственность и доверчивость составляли главные черты его привлекательного характера. Живой горячий ласковый он был всеобщим любимцем не только в собственной семье но и в родне жены. Любили его и товарищи-профессора и студенты и ученики которых у него было великое множество. Даровитость его проявлялась и в научных работах и в чтении лекций которые привлекали массу слушателей. Он говорил на трёх языках рисовал карандашом и пером сочинял своим детям весёлые сказки которые тут же и иллюстрировал бойкими смелыми рисунками (М. Бекетова).

7) Парень уснул беспокойным сном возился раскидывая по полу толстые ноги и руки стонал и всхрапывал шуршала солома. За окном ночь, чёрная без звёзд, шептала о чём-то жалобном и грустном. (по М. Горькому)

8) Вспомню маму крашеную прялку

Синий вечер дрёму паутин

За окном ночующую галку

На окне любимый бальзамин

Луговин поёмные просторы

Тишину обкошенной межи

Облаков жемчужные узоры

И девичью песенку во ржи...

      (Н. Клюев)

  Ответ:

Упражнение 108

Прочитайте отрывок из статьи А. Куприна «Крылатая душа» о поэте Николае Гумилёве (1886 - 1921), расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения:

1) Он любил пр..стор и свободу не м..тафорически не теоретически а любовью духа. 2) Его радостью были д..лёкие пути. 3)Я не знаю всей его жизни но мне хорошо извес..но что бывал он в Африке где получил милостивые и совсем ненужные ему разрешения: охотиться на слонов и добывать золото в пр..делах абиссинских вл..дений. 4) Бывал он также на Крайнем Севере на Вайгаче и на Новой Земле в оч..рован..ых странах полугодовой ночи безмолвия и северных сияний. 5) Жил он всегда в замкнутом од..ночестве как свободолюбивая, большая птица не пр..знающая стаи вьющая свое гнездо в недоступных местах. 6) О нём лично мало знали и говорили. 7) Кому например было извес..но что всю Великую войну Гумилёв прослужил в Сумском к..в..лерийском полку? 8) Он лишь коротко установил факт и н.. обр..нил н.. одной подробности. 9) Совсем недавно я узнал что за свою выдающуюся храбрость Гумилёв был нагр..жден Георгием трёх степеней. 10) Не сомневаюсь что храбрость эта была сдержан..а холодна и молчалива.

11) Ему не чужды были старые смешные ныне предрассудки любовь к родине сознание живого долга перед ней и чу..ства личной чести. 12) И ещё старомоднее было то что он по этим трём пунктам всегда готов был запл..тить собствен..ой жизнью. 13) Он писал стихи насыщен..ые терпкой прелестью, обвеян..ые ..р..матами высоких гор жарких пустынь дальних морей и редких цветов прекрасные полнозвучные упругие. 1 4) Он был влюблён во все эпохи страны проф..ес..ии и пол..жения где человеческая душа ра..цветает в дерзкой героической красоте. 15) Когда чита..шь его стихи то дума..шь что они писались с бл..стящими глазами с холодом в волосах и с гордой и нежной улыбкой на устах.

Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:

1) Почему А. Куприн назвал свою статью «Крылатая душа»? Как вы понимаете значение этого словосочетания? Какие ещё прилагательные вы бы употребили с существительным «душа», кого из ваших знакомых, героев истории и литературы бы вы так назвали? Напишите 8 - 10 предложений.

2) Выпишите грамматические основы предложения 3:      

3) Укажите количество сказуемых в предложении 10:       

4) Найдите утверждения, соответствующие содержанию текста:

— Н. Гумилёв путешествовал по разным странам

— Н. Гумилёв принимал участие во Второй мировой войне

— Поэт любил рассказывать незнакомым людям о своих военных приключениях и подвигах

— Для Н. Гумилёва особенно важны были понятия чести и долга

5) Напишите текст, рассказывающий о вашем любимом писателе или историческом персонаже (изучите предварительно дополнительную литературу). Какими качествами он обладал? Какие особенности в его поведении отмечали современники? Каким вы представляете его?

Ответ:

Упражнение 109

Расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите номера предложений с однородными членами:

1) И в дождливую погоду и в ясные безоблачные дни я люблю этот город.

2) Мы попросили участников не только придумать девиз но и нарисовать плакаты.

3) Все актеры вышли на сцену поклонились зрителям и получили цветы.

4) Приехало такси и мы отправились в путь.

5) Шёл дождь и дети решили остаться дома.

6) Внезапно пошёл снег и белые пушистые хлопья засыпали деревья.

7) Внезапно пошёл снег и засыпал деревья и кусты крыши домов и сараев.

8) Страницы книги будто оживают у нас на глазах и становится трудно противостоять желанию погрузиться в чудесный мир далекой неведомой страны.

9) В начале следующего семестра студентам нужно отчитаться о проделанной работе а в конце учебного года сдать курсовую.

10) Наш проводник хорошо ориентируется на местности и хорошо знает повадки всех зверей.

11) Старинные часы остановились и вот уже год не ходят.

12) Позади раздался шорох но поблизости никого не оказалось.

13) Тепло и в воздухе запахло весной.

14) Ни шелестящая листьями осина ни кудрявые берёзки ни могучий дуб не радовали больше глаз.

15) Стремишься к хорошему но никто тебя не поддерживает.

Ответ:

1, 2, 3, 7, 9, 10, 11, 14.

1) И в дождливую погоду, и в ясные безоблачные дни я люблю этот город.

2) Мы попросили участников не только придумать девиз, но и нарисовать плакаты.

3) Все актёры вышли на сцену, поклонились зрителям и получили цветы.

4) Приехало такси, и мы отправились в путь.

5) Шёл дождь, и дети решили остаться дома.

6) Внезапно пошёл снег, и белые пушистые хлопья засыпали деревья.

7) Внезапно пошёл снег и засыпал деревья и кусты, крыши домов и сараев.

8) Страницы книги будто оживают у нас на глазах, и становится трудно противостоять желанию погрузиться в чудесный мир неведомой страны.

9) В начале следующего семестра студентам нужно отчитаться о проделанной работе, а в конце учебного года сдать курсовую.

10) Наш проводник хорошо ориентируется на местности и хорошо знает повадки всех зверей.

11) Старинные часы остановились и вот уже год не ходят.

12) Позади раздался шорох, но поблизости никого не оказалось.

13) Тепло, и в воздухе запахло весной.

14) Ни шелестящая листьями осина, ни кудрявые берёзки, ни могучий дуб не радовали больше глаз.

15) Стремишься к хорошему, но никто тебя не поддерживает.

Упражнение 110

Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых следует поставить одну запятую:

1) Я взял иголку и нитки и пуговицы и решил сам пришить их.

2) Он вставал ни свет ни заря и вместе с товарищем шёл к роднику на краю деревни.

3) Сверчки стрекозы и пчёлы проснулись в высокой колючей траве и стали перемещаться и шуметь.

4) По утрам он сидел в кресле читал и думал и в это время никто его не решался беспокоить.

5) От этого зрелища мне стало страшно и холодно.

6) И старый дом и запущенный сад и обветшавшие постройки теперь перешли в руки нового владельца.

7) Мороженое любят как взрослые так и дети но взрослые не всегда это признают.

8) Вечером на город налетел ураган и страшный ветер повалил высокие деревья.

9) Он не мог принимать участие в сражении но он хотел чем-то помочь солдатам и офицерам.

10) Мы в те далекие и беззаботные времена бродили по лугам и по полям по лесам и по горам.

11) Саша не услышал сказанного мной или попросту не захотел выполнять мою просьбу.

12) Наш поезд проезжает не только большие города но и маленькие деревеньки и быстро приближается к цели.

13) В зарослях всю ночь чирикали воробьи куковали кукушки а потом запела свою жалобную песню неизвестная мне птичка.

14) Воины были вооружены мечами топорами и пиками и шли в бой смело и решительно.

15) Лесник не только рассказывал о целебных травах но и показывал нам их.

Ответ:

3, 8, 9, 10, 12, 14, 15

1) Я взял иголку, и нитки, и пуговицы и решил сам пришить их.

2) Он вставал ни свет ни заря и вместе с товарищем шёл к роднику на краю деревни.

3) Сверчки, стрекозы и пчёлы проснулись в высокой колючей траве и стали перемещаться и шуметь.

4) По утрам он сидел в кресле, читал и думал, и в это время никто его не решался беспокоить.

5) От этого зрелища мне стало страшно и холодно.

6) И старый дом, и запущенный сад, и обветшавшие постройки теперь перешли в руки нового владельца.

7) Мороженое любят как взрослые, так и дети, но взрослые не всегда это признают.

8) Вечером на город налетел ураган, и страшный ветер повалил высокие деревья.

9) Он не мог принимать участие в сражении, но он хотел чем-то помочь солдатам и офицерам.

10) Мы в те далекие и беззаботные времена бродили по лугам и по полям, по лесам и по горам.

11) Саша не услышал сказанного мной или попросту не захотел выполнять мою просьбу.

12) Наш поезд проезжает не только большие города, но и маленькие деревеньки и быстро приближается к цели.

13) В зарослях всю ночь чирикали воробьи, куковали кукушки, а потом запела свою жалобную песню неизвестная мне птичка.

14) Воины были вооружены мечами, топорами и пиками и шли в бой смело и решительно.

15) Лесник не только рассказывал о целебных травах, но и показывал нам их.

Упражнение 111

Найдите ошибки в построении предложений, объясните их и запишите верный вариант:

1) Я люблю спорт, живопись и путешествовать.       

2) Все ученики в нашем классе верили и уважали его.

3) Дочь помогала по хозяйству, мыла пол, стирала бельё, нянчилась и укладывала спать младшего братишку.

4) Пётр не только собирался рассказать правду, но и предоставить доказательства своей невиновности.

5) Отец восхищался и ценил его.

6) Родители с нетерпением ожидали приезда Володи и когда позвонит Наташа.

7) На выставке не только представлена современная живопись, но и скульптура прославленных мастеров.

8) Речь шла не только о науке, а ещё и об искусстве.

9) Они увидели звёзды, отражающиеся в воде и которые освещали им путь.

10) Мы увлекаемся и любим читать.

Ответ:

1) Я люблю спорт, живопись и путешествия.

2) Все ученики в нашем классе верили ему и уважали его.

3) Дочь помогала по хозяйству, мыла пол, стирала бельё, нянчилась с младшим братишкой и укладывала его спать.

4) Пётр собирался не только рассказать правду, но и предоставить доказательства своей невиновности.

5) Отец восхищался им и ценил его.

6) Родители с нетерпением ожидали приезда Володи и звонка Наташи. Родители с нетерпением ожидали, когда приедет Володя и позвонит Наташа.

7) На выставке представлена не только современная живопись, но и скульптура прославленных мастеров.

8) Речь шла не только о науке, но и об искусстве.

9) Они увидели звёзды, отражающиеся в воде и освещавшие им путь. Они увидели звёзды, которые отражались в воде и освещали им путь.

10) Мы увлекаемся чтением и любим читать.

Упражнение 112

Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, обозначьте обобщающие слова:

1) Всё это звуки и запахи тучи и люди было стран..о красиво к..залось началом чудной сказки. (М. Горький)

2) Ю..ые деревца всех пород ель и сосна осина и берёза липа и дуб р..стут в этом лесу.

3) Н..что н.. слова н.. мысли н.. даже поступки наши н.. выражает так ясно и верно нас самих и наше отн..шение к миру как наши чу..ствова- ния... (К. Ушинский)

4) Вдруг всё это море этот луч..зарный воздух эти ветви и листья облитые со..нцем всё заструится задр..жит беглым блеском (И. Тургенев).

5) От дома от деревьев от старой мельницы (ото) всюду побежали далеко далёкие узкие тени.

6) Ра..пол..жение дома было хорошо уединённо пр..вольно.

7) Каждая мелочь насте(н, нн)ые часы и в..сящий на стене календарь пыльные фотографии и опустевшие цветочные горшки остав- ле(н, нн)ые куклы и разброса(н, нн)ые ст..каны тарелки ложки всё напом..нало об от..езде прежних хозяев.

  8)    

Меж ними всё рождало споры

И к размышлению влекло

Племён м..нувших д..говоры

Плоды наук добро и зло

И предрассудки вековые

И гроба тайны роковые

Судьба и жизнь в свою чреду

Всё подвергалось их суду.

      (А. Пушкин)

9) На семнадцатый день рождения пр..шлось пр..гласить больше людей а именно бабушку и тётю дядю и двоюродного брата друзей из школы и конечно крёстного.

10) На полу и на книжных полках на шкафах и на музыкальных инструментах словом везде лежал слой пыли и было ясно что в доме уже давно (ни) кто (не) пр..б..рался.

Ответ:

Упражнение 113

1. Подберите к данным однородным членам обобщающие слова, составьте с ними предложения:

1) ездил на поезде, плавал на теплоходе, летал самолётом ...

2) много читал, конспектировал, выписывал полезные цитаты ...

3) утром и вечером, в жару и в холод ...

4) математика, физика, биология, история ...

5) архитектура, живопись, скульптура ...

2. Подберите к данным обобщающим словам однородные члены предложения, составьте с ними предложения:

1) никто ...

2) разные цвета ...

3) разные виды спорта ...

4) везде ...

5) хорошо отдохнул ...

Ответ:

  1.

  1) много путешествовал

  2) много занимался (готовился к экзамену)

3) всегда

4) школьные предметы

5) виды искусства

2.

1) никто: ни я, ни папа, ни брат

2) разные цвета: белый и синий, красный и зелёный

3) разные виды спорта: хоккей, футбол, баскетбол, теннис

4) везде: на улице и дома

5) хорошо отдохнул: поправился, выспался и загорел

Упражнение 114

1. Вставьте на месте пропуска однородные определения (прилагательные):

Высокий, ... мужчина открыл нам дверь и улыбнулся.

Влажный, ... ветер дул с моря и проникал сквозь одежду.

Каменные, ... дома были разбросаны на холме.

Синие, ... воздушные шарики летали в воздухе.

Неподвижные, ... тени виднелись за углом.

2. Вставьте на месте пропуска однородные определения (причастный оборот или прилагательное в переносном значении):

Солдаты совершили героический, ... подвиг во время сражения.

Вдоль дороги валялись сухие ... ветви деревьев.

Яркое ... солнце выглянуло из-за туч.

Усталый, ... путешественник двигался к тихому, ... дому.

На верёвке колыхались белые, ... простыни.

3. Вставьте на месте пропуска неоднородные определения (прилагательные):

Погожие ... дни располагали к долгим ... прогулкам.

Старинные ... часы пробили ровно двенадцать раз.

Лисий ... хвост показался из-за дерева.

Широкий ... пляж тянулся вдоль моря на несколько километров.

... лесные массивы простирались с запада на восток.

Ответ:

1) Длинный, промозглый, деревянные, красные, спокойные.

2) Заслуживающий уважения, мёртвые, веселое, измождённый дорогой, молчаливому, только что выстиранные.

3) Осенние, вечерним, дедушкины, пушистый, песчаный, тёмные.

Упражнение 115

Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые. Объясните постановку знаков препинания или их отсутствие:

1) Он родился в бедной кр..стьянской семье выр..с в большом деревя..ом доме окна которого выходили на (не) сп..койную, бурную реку.

2) Её лицо осв..тила ясная светлая радос..ная улыбка.

3) Это лето жаркое и т..мительное подходило к концу и нежная светлая осень постепе..о вступала в свои права.

4) Медле..о падают на дорожки парка сухие убитые осенью листья.

5) С утра дул сухой г..рячий ветер.

6) Дли..ая ухаб..стая дорога т..нулась от стари..ой ут..нувшей в лесах деревеньки к новому посёлку шумному и (много) людному.

7) Деревья раскачивал сильный порыв..стый ветер который пр..носил прохладу и нав..вал тоску и бе..покойство.

8) Молодые плодовые деревья р..сли в саду очень тесно поэтому изд..лека (не) видно было выстрое..ого (не) давно каме..ого дома.

9) Старый измуче..ый перенёсший много лишений солдат двигался по пыльной фронтовой дороге.

10) В пр..открытую кухо..ую дверь вбежал большой пушистый рыжий кот соседки почу..вший запах рыбы только что пр..несённой ребятами и лежащей около мойки.

Ответ:

1) Он родился в бедной крестьянской семье, вырос в большом деревянном доме, окна которого выходили на неспокойную, бурную реку.

2) Её лицо осветила ясная, светлая, радостная улыбка.

3) Это лето, жаркое и томительное, подходило к концу, и нежная, светлая осень постепенно вступала в свои права.

4) Медленно падают на дорожки парка сухие, убитые осенью листья.

5) С утра дул сухой, горячий ветер.

6) Длинная ухабистая дорога тянулась от старинной, утонувшей в лесах деревеньки к новому посёлку, шумному и многолюдному.

7) Деревья раскачивал сильный, порывистый ветер, который приносил прохладу и навевал тоску и беспокойство.

8) Молодые плодовые деревья росли в саду очень тесно, поэтому издалека не видно было выстроенного недавно каменного дома.

9) Старый, измученный, перенёсший много лишений солдат двигался по пыльной фронтовой дороге.

10) В приоткрытую кухонную дверь вбежал большой пушистый рыжий кот соседки, почуявший запах рыбы, только что принесённой ребятами и лежащей около мойки.

Упражнение 116

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните однородные и неоднородные определения.

Сосна обыкновенная это (вечно) зелёное хвойное дерево семейства сосновых. Кора ствола (оранжево) бурая (буро) жёлтая. Хвоя пушистая (сизо) зелёная. Маленькие желтоватые шишки собра(н, нн)ые гру(п, пп)ами на концах ветвей считаются мужскими. Женские шишки крупные продолговатые они распол..гаются по несколько штук на ветвях. Молодые свежие шишки зелёного цвета. Сосна встречается почти по всей обширной лесной зоне России образует обширные лесные массивы на песчаных супесчаных почвах торф..(н, нн)ых болотах меловых выходах и в горах. Из свежей сосновой хвои собра(н, нн)ой зимой или ра(н, нн)ей весной содержащ..й большое ко(л, лл)ичество витамина С готовят в..таминный отвар. Душистые колючие хвоинки высушивают в тёплом сухом месте а потом складывают в (не) большие полотня(н, нн)ые мешочки.

Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:

1) Определите тип речи: ...

2) Определите стиль речи: ...

3) Для чего в данном тексте используются однородные и неоднородные определения? ...

4) Обратитесь к материалам энциклопедии, попробуйте написать текст (сохраняя тип и стиль) о растении, животном, грибе, используя однородные и неоднородные определения.

5) Напишите текст о сосне в художественном стиле, используя однородные и неоднородные определения.

Ответ:

Упражнение 117

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните однородные и неоднородные определения:

1) Жила когда (то) в (не) большом но знатном королевстве маленькая добрая принце..а. 2) У неё были голубые ясные глаза а волосы светлые и кудрявые почти как у всех принце.. . 3) Во дворце у неё была целая большая комната игрушек. 4) Чего там только (не) было и чудес..ная маленькая мебель и игрушечные маленькие к..стрюльки и чашечки. 5) Были там и всякие игрушечные звери и мягкие плюш..вые кошечки и к..сматые в..льветовые обез..янки и красные ж..лтые кубики и коробки с красками и альбомы для ра..крашивания и настоящий игрушечный м..газин с изюмом орехами сахаром и леденцами в коробочках и (много) много кукол. 6) Принце..а жила в (не) обыкнове(н, нн)о кр..сивом изящном дворце вместе с папой (королём) и мамой (королевой). 7) И было у них множество важных пр..дворных дам, и столько (же) вежливых г..лантных к..в..леров. 8) У принце..ы (н..) было (н..) братьев (н..) сестёр и других детей она (не) знала. 9) Дворец ра..пол..гался (по) среди старого большого яблоневого сада а вокруг т..нулась высокая каме(н, нн)ая стена. 10) Заросшая к..лючими красными и розовыми розами опл..те(н, нн)ая душистым ..р..матным вьюнком она (все) равно ост..валась высокой каме(н, нн)ой стеной так что (не) выгл..нешь на волю и (не) узнаешь что пр..исходит за её пр..делами как живут другие люди. 11) Правда в той стене были чудес..ные кова(н, нн)ые ворота с высокими (не) преступными р..ш..тками которые открывались и закрывались всякий раз когда король и королева выезжали в своей золоч..(н, нн)ой, запряж..(н, нн)ой шестёркой белых лошадей к..рете. 12) Но у ворот всегда несли службу бравые королевские с..лдаты и принце..а боялась туда ходить одна она была немножко застенч..ва. 13) Но в самой глубине сада находилась (маленькая) премаленькая р..ш..тч..тая к..литка. 14 (Н..) одного грозного молчаливого солдата возле неё на страже (не) стояло, а сама калитка была заперта маленьким серебристым ключом который в..сел рядом на ржавом железном крючке.

Выполните дополнительные задания и ответьте на вопросы:

1) Напишите продолжение текста, опишите, что увидела девочка за воротами. Используйте в своем тексте однородные и неоднородные определения.

2) Среди предложений 8 - 12 найдите предложение, в состав которого входит односоставное определенно-личное. Укажите его номер.

3) Из предложения 12 выпишите грамматические основы, укажите типы сказуемых.

4) Замените словосочетание «каменной стеной», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Ответ: