ГДЗ Русский язык - 2 класс - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 2011-2019

Часть 1
Звуки и буквы
Мягкий знак Ь

Для чего служит мягкий знак (Ь)?

Упражнение 202. Прочитайте.

Скромность всякому к лицу.

Бережливость — не скупость.

Совесть — верный советчик.

Объясните смысл пословиц. Какие ещё хорошие качества вы хотели бы видеть в людях?

Запишите любую пословицу по памяти. Подчеркните букву, которая не обозначает звука.

Что вы знаете о букве «мягкий знак» (ь)?

    Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:

    Ответ:

Скромность всякому к лицу.

Упражнение 203. Прочитайте. Что обозначает каждое слово?

    • Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки. Одинаково ли количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему?

    • Спишите. Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

    Ответ:

Брат брать, мел — мель, пенки — пеньки, галка — галька.

Упражнение 204. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы оно обозначало один предмет.

    Ле́беди — ле́бедь, ска́терти — …, снегири́ — …, медве́ди — …, тюле́ни — ... .

    • Запишите пары слов. Подчеркните буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука.

    • В каких словах все согласные звуки мягкие? Произнесите эти согласные звуки.

Правописание слов с мягким знаком (Ь) на конце и в середине слова перед согласными

    Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед согласными обозначается мягким знаком (ь): львы, конь.

    Буква «мягкий знак» (ь) в словах — это орфограмма

    Ответ:

Лебеди — лебедь, скатерти — скатерть, снегири — снегирь, медведи — медведь, тюлени — тюлень.

Упражнение 205. Прочитайте.

Вьётся недале́чко рече..ка-река,

Мале..кая речка ме́..ше ручейка.

Ни поплы.., ни нырну́..,

То́..ко ножки окуну́..

Чу..-чу..!

      Е. Благинина

    • Какие буквы в словах пропущены? А какие звуки обозначены этими буквами?

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    Ответ:

Вьётся недалечко реченька-река,

Маленькая речка меньше ручейка.

Ни поплыть, ни нырнуть,

Только ножки окунуть

Чуть-чуть!

Упражнение 206. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное.

Ого́нь — огоньки́, окунь — ..., стебель — ..., ме́бель — ме́бельный, школа — ..., сила — ..., дека́брь — дека́брьский, апрель — ... .

    • Запишите слова парами. Подчеркните в словах мягкий знак.

    • Как разделить для переноса выделенные слова?

ме́бель

    • Вспомните! Мягкий знак при переносе слов с одной строки на другую не отделяется от согласной: маль-чик, паль-то, ступень-ки.

    Ответ:

Огонь — огонь-ки, окунь — окунь-ки, стебель — сте-бель-ки, ме-бель — ме-бель-ный, школа — школь-ный, си-ла — силь-ный, де-кабрь — де-кабрь-ский, ап-рель — ап-рель-ский.

Упражнение 207. Прочитайте.

Опрятней модного парке́та

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд...

      А. Пушкин

    • Что вы представили, читая это стихотворение? Как вы поняли первое предложение?

    • Спишите строки. Проверьте себя.

    • Найдите слова с буквой «мягкий знак» (ь). Какое из них нельзя перенести с одной строки на другую? Почему? А другие слова с мягким знаком как перенести?

    Ответ:

          Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

    Маль-чи-шек радостный народ

    Конь-ка-ми звучно режет лёд...

Упражнение 208. Прочитайте.

Льдина покрыта снегом. На снегу возле ледяной глыбы лежал белёк — детёныш тюленя. Плавал он ещё плохо.

Шёрстка у белька белая, пушистая, как заячья рукавичка. Только нос и глаза у него были чёрные. Белёк лежал и смотрел на мир круглыми, как бусины, глазами.

Утром к бельку приплыла мать. Она покормила малыша молоком и опять уплыла.

С. Сахарнов

    • Определите тему текста. Озаглавьте его.

    • Какой был белёк? Прочитайте.

    • Напишите ответы на вопросы:

1. Где лежал белёк?

2. Кого так называют?

3. Как выглядит белёк?

4. Кто и когда приплыл к бельку?

5. Что сделала мать?

Ответ:

    Белёк

    Тема: описание детёныша тюленя.

    1. Белёк лежал на снегу возле ледяной глыбы.

    2. Белёк — детёныш тюленя.

3. Шёрстка у белька белая, пушистая, нос и глаза чёрные.

    4. Утром к бельку приплыла мать.

5. Мамь покормила малыша молоком и опять уплыла.

Упражнение 209. Прочитайте. В чём смысл первого предложения?

1. Не спор(?) по пустякам! 2. Нел(?)зя брат(?) чужие вещи! 3. У кол(?)ца нет кон(?)ца. 4. Горят угол(?)ки в угол(?)ке печи. 5. У лесен(?)ки ест(?) ступен(?)ки. 6. У крыл(?)ца шест(?). На нём шест(?) гал(?)чат.

    • Спишите любые три предложения, вставляя, где нужно, мягкий знак (ь).

    Ответ:

1. Не спорь по пустякам! 2. Нельзя брать чужие вещи! 3. У кольца нет конца.

Проверь себя

    1. Запишите данные слова по степени убывания в них согласных звуков.

Сыр, спорт, ива, край.

Ответ:

    Ива, сыр, край, спорт.

    2. Какими звуками различается каждая пара слов? Произнесите эти звуки.

Капля — цапля, лук — люк, хор — хорь.

Ответ:

Капля [к] — цапля [ц], лук [л] — люк [л’], хор [р] — хорь [р’].

    3. Запишите только те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. Подчеркните слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Щавель, якорь, кисель, йод, ручей.

Ответ:

Щавель, кисель, йод.

    4. Запишите слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены твёрдые согласные звуки.

Чайка, сентябрь, шляпа.

Ответ:

    Чайка, сентябрь, шляпа.

    5. В каких словах количество звуков и букв одинаково? Объясните свой ответ.

Зима, июль, льды.

Ответ:

    Зима [з’има], июль [ий’ул’], льды [л’ды].

    6. Расскажите о «работе», которую выполняет буква «мягкий знак» (ь) в слове.

    Ответ:

Мягкий знак (ь) даёт мягкость предыдущему согласному, а сам звука не имеет.

Наши проекты

Пишем письмо

    • Накануне Нового года дети разных стран пишут письма Деду Морозу. Прочитайте одно из них.

Лиза зажгла настольную лампу и села писать письмо. Самое важное письмо за весь год — письмо Деду Морозу.

«Дорогой Дедушка Мороз. Я хорошо учусь, стараюсь слушаться маму, чищу зубы и даже ем овсяную кашу. Дедушка, я очень люблю землянику. И если тебе несложно, то пришли мне, пожалуйста, корзинку земляники на Новый год. Ты всё можешь! Спасибо. Лиза».

Лиза запечатала письмо в конверт и опустила в почтовый ящик.

Дедушка Мороз прочитал письмо, улыбнулся, поглаживая бороду.

    1. Закончите рассказ: какие события могли происходить в царстве Деда Мороза? Что нашла Лиза под ёлочкой в новогоднюю ночь?

    Ответ:

В царстве Деда Мороза мела пурга. Но Дед Мороз приказал птицам лететь в южные леса и доставить свежей земляники. В новогоднюю ночь Лиза нашла под ёлочкой маленькую корзинку с душистой земляникой.

    2. А вам приходилось писать письмо Деду Морозу? Сбывались ли ваши желания?

    Ответ:

Мои письма терялись в дороге и Деду Морозу не доходили.

    3. Какое письмо Деду Морозу или Снегурочке вы уже написали или хотели бы написать в этом году? Если это не секрет, расскажите о своих желаниях.

Напишите своё письмо Деду Морозу.

Ответ:

Я хочу отправиться в кругосветное путешествие.

Дорогой Дед Мороз! Я пока ещё школьник, но учусь хорошо и занимаюсь спортом. А вчера катился с горы и сломал лыжи. Мне очень жаль! В новогоднюю ночь мы с ребятами собирались в лыжный поход в лес. Наш тренер сказал, что ёлку рубить не будем, а устроим ей праздник прямо в лесу. Разожжём костёр, будем водить хороводы, играть. Пусть она порадуется. Не мог бы ты прислать мне новые лыжи? Очень не хочется пропустить такой праздник.

Заранее благодарен. Соколов Игорь, ученик 6 «А» класса.