ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 1
Глава I. Предложение. Текст
3. Сложные предложения с союзами и, а, но

Упражнение 66.

Прочитай стихотворение. Сколько предложений в каждой строфе? Что это за предложения? Как ты определил?

В зеркало залива

Сонный лес глядит,

В чаще молчаливой

Темнота лежит.

Вот уж песнь заводит

Песенник лихой,

Из кружка выходит

Парень молодой.

Песне отвечает

Коросте́ль* в лугах,

Песня замирает

Далеко в полях...

      (И. Никитин)

• Спиши любые две строфы, обозначь известные тебе орфограммы. • Составь схемы сложных предложений.

Ответ:

    В каждой строфе одно сложное предложение.

Упражнение 67.

Прочитай. • Что нужно сделать, чтобы смысл этой записи стал понятен? • Как ты думаешь, о каком писателе идёт речь?

    Этот писатель влюблён в жизнь в тепло родной земли он не скучает и на охоте и у костра и в дальней дороге поэтому читатель не скучает с ним.

• Спиши, добавив необходимые графические знаки. Какую роль в письменной речи играют знаки препинания?

Ответ:

Этот писатель влюблен в жизнь, в тепло родной земли, он не скучает и на охоте, и у костра, и в дальней дороге, поэтому читатель не скучает с ним.

Упражнение 68.

Как ты отличаешь сложное предложение от простого предложения с однородными членами? • Подумай, как нужно расставить знаки препинания в этом тексте. Сделай необходимые графические обозначения в учебнике.

С половины мая яркое солнце печёт невыносимо степь выгорает дожди не идут месяца по два раскалённый ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность. Комарьё мошкара слепни и оводы носятся тучами. И так до конца августа...

(По В. Гиляровскому)

• Спиши, расставь знаки препинания. • Составь схему первого и второго предложения.

Ответ:

    С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскаленный ветер— суховей в несколько дней выжигает всякую растительность. Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами. И так до конца августа...

Упражнение 69.

Диктант с подготовкой. • Прочитай отрывок из романа А. С. Пушкина „Евгений Онегин". Какую картину нарисовал поэт? • Подготовься к написанию диктанта: обозначь орфограммы; графически покажи, что запятые разделяют части сложного предложения. • Напиши текст под диктовку в строчку.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

* * *

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван*

Тянулся к югу...

    • Открой учебник, проверь написанное.

    Ответ:

Упражнение 70.

Диктант с подготовкой. Прочитай. Самостоятельно расставь и объясни знаки препинания. • Напиши под диктовку.

1. Кузнечики трещали в порыжелой траве перепела кричали ястребы плавно носились над полями... 2. Деревья сливаются в чернеющие массы на синем небе робко выступают первые звёздочки. 3. Ещё раз прозвенел над вами голос пеночки печально прокричала иволга соловей щёлкнул в первый раз.

(И. Тургенев)

• Обозначь известные тебе орфограммы. • Проверь написанное по учебнику. • Найди и выпиши местоимение с предлогом, запиши его начальную форму.

Ответ:

    1. Кузнечики трещали в порыжелой траве, перепела кричали, ястребы плавно носились над полями...

2. Деревья сливаются в чернеющие массы, на синем небе робко выступают первые звездочки.

3. Еще раз прозвенел над вами голос пеночки, печально прокричала иволга, соловей щелкнул в первый раз.

Упражнение 71.

    • Напиши маленькую пейзажную зарисовку на тему „Осень" („Осенняя печаль", „Слёзы осени", „Краски осени"). Попробуй нарисовать картину природы с помощью двух-трёх сложных предложений, части которых соединены без помощи союзов. (А может быть, ты сумеешь сделать это в одном предложении?)

• Игорь и Оля сидели у экрана компьютера.

— Давай напишем Машке, что пока не можем выйти на улицу, — предложил Игорь.

На экране появилось предложение:

Маша! Ольга ещё делает уроки и родители не пускают её гулять.

Игорь и Оля заметили, что компьютер подчеркнул слово уроки.

— И чего это компьютер подчеркнул зелёным? — удивился Игорь. — Мы же учили, что не нужно ставить запятую перед и, если союз одиночный...

— Наверное, в каких—то случаях она ставится, — предположила Оля.

    Какой возникает вопрос? Сравните свою формулировку с авторской (с. 156).

    Ответ:

    Осень печальная, но и прекрасная пора. Природа словно замирает, воздух становится прозрачным. Так приятно гулять в осеннем лесу. Пожелтевшие листья шуршат под ногами, а легкий ветерок колышет ветви деревьев.

Упражнение 72.

    Работа в паре. Прочитайте предложения, взятые из рассказов М. Пришвина, и сравните их с предложениями в правой колонке. Какую разницу вы заметили? • Понаблюдайте, как поставлены запятые в сложных предложениях.

Ёлочка стала расти, а берёза прикрывала её от ожогов солнца и морозов.

Ёлочка стала расти, берёза прикрывала её от ожогов солнца и морозов.

Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Весна сияет на небе, лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Раскрываются шоколадные почки с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит прозрачная капля.

Раскрываются шоколадные почки с зелёными хвостиками, на каждом зелёном клювике висит прозрачная капля.

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел.

Ранняя ива распушилась, к ней прилетела пчела, шмель загудел.

    1. С помощью чего соединяются части сложного предложения?

    2. Какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но?

    3. Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

    4. • Попробуйте самостоятельно сформулировать правило постановки запятой в сложном предложении с союзами. Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения.

Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации.

На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

    Чем отличаются по смыслу сложные предложения, когда их части соединены союзом и и союзами а, но?

    Ответ:

    В предложениях, взятых из рассказов М. Пришвина, есть союзы, а предложениях в правой колонке союзов нет.

Упражнение 73.

Прочитай предложения. Подчеркни простым карандашом грамматические основы и поставь пропущенные запятые. • Спиши предложения и составь схемы.

1. Гремят раскаты молодые вот дождик брызнул пыль летит. Повисли перлы* дождевые и солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)

2. Пруд застывает и с плотины листва поблекшая лозины* уныло сыплется на лёд. (И. Бунин)

3. Кругом царили жизнь и радость. И ветер нёс ржаных полей благоухание и сладость... (А. Майков)

• Подчеркни известные тебе орфограммы.

Ответ:

    1. Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

2. Пруд застывает, и с плотины листва поблекшая лозины уныло сыплется на лед.

3. Кругом царили жизнь и радость. И ветер нес ржаных полей благоухание и сладость...

Упражнение 74.

• Составь и запиши сложные предложения, используя союзы и, а, но, поставь запятые. • Объясни графически постановку запятой.

• Выполни разбор одного из предложений. Если ты забыл порядок разбора, посмотри на с. 161 учебника.

    Ответ:

    1. Коля Колокольчиков не явился, и провода все еще исправлены не были.

2. Сима Симаков сунул малышу в рот горсть земляники, и вся четверка рванулась укладывать дрова в поленницу.

3. Во двор вошла молочница, и обе старухи стали горячо обсуждать странное происшествие с водой и дровами.

4. Сима Симаков опять заглянул в щель, но старухи он там уже не увидел.

Упражнение 75.

    Работа в паре. • Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм*) „Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении". Проговорите её по очереди.

    1. Нахожу и подчёркиваю ...

    2. Считаю ...

    3. Если ...

    4. Нахожу границы ...

    5. Выделяю ...

    6. Ставлю ...

• Сравните свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с. 163. Пользуйтесь инструкцией при выполнении следующих упражнений.

Ответ:

    1. Нахожу и подчеркиваю главные члены предложения (основу предложения).

2. Считаю, сколько основ в предложении.

3. Если основ две и больше — предложение сложное.

4. Нахожу границы частей сложного предложения и нумерую части.

5. Выделяю союзы, если они есть.

6. Ставлю запятую между частями сложного предложения перед союзом.

Упражнение 76.

Диктант с подготовкой. • Прочитай текст. Пользуясь инструкцией, расставь в нём знаки препинания. • Понаблюдай, какую роль играют в этом тексте сложные предложения с союзами а и но. • Напиши под диктовку.

Стада пасут пастухи а о лесах заботятся лесничие.

В одном огромном лесу жил-был лесничий по имени Чернобородый2. Он целый день бродил взад и вперёд по лесу и каждое дерево на своём участке знал он по имени.

В лесу лесничий всегда радовался но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него всё шло хорошо а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья.

(Е. Шварц „Два брата“)

• Составь схемы сложных предложений. В каких из них есть однородные члены? Обозначь известные тебе орфограммы.

Ответ:

    Стада пасут пастухи, а о лесах заботятся лесничие.

В одном огромном лесу жил-был лесничий по имени Чернобородый. Он целый день бродил взад и вперед по лесу, и каждое дерево на своем участке знал он по имени.

В лесу лесничий всегда радовался, но зато дома он часто вздыхал и хмурился. В лесу у него все шло хорошо, а дома бедного лесничего очень огорчали его сыновья.

Упражнение 77.

Спиши текст, вставь пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Графически объясни постановку запятых.

Корвет* метался во все стор_ны и волны свободно перекатывались через п_редн_ ч_сть. Гром гр_хотал и молния осв_щ_ла океан с его в_дяными г_рами. Шторм тр_пал корвет но корвет не по_авался.

В первые м_нуты молодого мичмана* охв_тил ж_стокий страх но потом страх постепенно см_нился каким-то покорным оцепенением.

...Утром корвет нёсся при свеж_ ветре и легко уб_гал от попутной волны.

(По К. Станюковичу)

    • Понаблюдай, из каких предложений состоит текст, какую роль в них играют союзы. Одинакова ли роль союзов и и но?

    Ответ:

    Корвет метался во все стороны, и волны свободно перекатывались через переднюю часть. Гром грохотал, и молния освещала океан с его водяными горами. Шторм трепал корвет, но корвет не поддавался.

В первые минуты молодого мичмана охватил жестокий страх, но потом страх постепенно сменился каким-то покорным оцепенением.

... Утром корвет несся при свежем ветре и легко убегал от попутной волны.

Упражнение 78.

Прочитай текст. • Что нового для себя ты узнал? • Захотелось ли тебе о чём-то поговорить со своим учителем иностранного языка?

Всем известно, что люди общаются с помощью языка. Какой язык имеется в виду? Не только родной или иностранный, но и язык жестов, язык повседневного поведения. Эти „языки“ — часть культуры народов, и их тоже нужно изучать.

Вот несколько примеров несовпадения русских“ и „иностранных“ жестов. Как мы машем рукой при прощании? Русские обращают ладонь от себя и раскачивают её вперед и назад, а англичане раскачивают ладонь из стороны в сторону.

А как школьники и студенты показывают жестом, что хотят ответить на вопрос учителя? У нас они поднимают руку и вытягивают кисть, а у немцев ученики поднимают два пальца.

Преподаватель блестяще прочитал лекцию. Русские студенты выражают своё одобрение аплодисментами, а западноевропейские студенты в той же ситуации стучат костяшками пальцев по столу.

Если вы изучаете, например, английский язык и собираетесь отправиться в Англию, нужно знать особенности привычного поведения англичан. Скажем, рукопожатие для англичанина — явление редкое. Оно имеет место после долгой разлуки, является жестом благодарности за услугу или жестом примирения. Поэтому традиционное* русское мужское приветствие может удивить англичанина и даже вызвать неприятные переживания.

(По Е. Верещагину и В. Костомарову)

• Как бы ты сформулировал главную мысль этого текста? • Перечитай 2, 3 и 4-й абзац текста. Какая мысль их объединяет? Почему авторы выбрали для иллюстрации своей мысли именно сложные предложения с союзом а? • Спиши один из этих трёх абзацев, графически объясни постановку запятых.

    Ответ:

    Главная мысль:

Люди общаются не только с помощью родного или иностранного языка, но и с помощью языка жестов, языка повседневного поведения.

Упражнение 79.

Прочитай текст и расставь в нём карандашом недостающие запятые. Сколько запятых ты поставил в каждом предложении? • Проверь себя: посмотри ответ на с. 159 учебника.

    Мы приехали домой уже в сумерки. Maman1 села за рояль а мы расположились рисовать около круглого стола.

Maman играла второй концерт Фильда. Я дремал и в моём воображении возникали какие-то лёгкие воспоминания. Она заиграла патетическую* сонату Бетховена и я вспоминал что-то грустное тяжёлое и мрачное.

(По Л. Толстому)

1 Маman (фр.) — матушка.

• Запиши текст под диктовку. • Составь схемы сложных предложений. • Перечитай текст. Какие воспоминания навевала герою разная музыка? Какие предложения использовал автор, чтобы передать эту мысль? Чем похожи эти предложения?

Ответ:

    Мы приехали домой уже в сумерки. Maman села за рояль, а мы расположились рисовать вокруг круглого стола.

Maman играла второй концерт Фильда. Я дремал, и в моем воображении возникали какие-то легкие воспоминания. Она заиграла патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то грустное, тяжелое и мрачное.

Упражнение 80.

    • Свободный диктант.

В свободное время он бегал в музей. Здесь висели большие картины в золотых рамах, а по углам стояли статуи из мрамора.

Он проходил мимо полотен великих мастеров и направлялся к заветному залу. Здесь на стенах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари в латах.

Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Он садился за парту, и парта мгновенно превращалась в боевого коня. Пальцы сами рисовали мечи и доспехи.

(По Ю. Яковлеву „Рыцарь Вася“)

    Ответ:

    Свободный диктант.

Упражнение 81.

    Поработай над своей устной научной речью. • Подготовь связный рассказ на тему „Что я знаю о сложном предложении". Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером.

    План

1. Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого?

2. Как могут быть связаны между собой части сложного предложения?

3. Что общего у союзов и, а, но и чем они различаются?

4. Запятая в сложном предложении и её роль.

5. Что нужно помнить, чтобы не ошибиться в постановке запятой в сложном предложении с союзами и, а, но и в предложении с однородными членами и теми же союзами?

Ответ:

    1. Сложным называется предложение, в котором две или больше основ предложения. В простом предложении одна основа.

2. Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации.

3. Союзы и, а, но разделяют части сложного предложения.

4. На письме части сложного предложения разделяются запятой.

5. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом. В предложениях с однородными членами запятая не ставится, если союз и одиночный. Запятая ставится, если союз и повторяющийся. Если два однородных члена соединены союзом а или но, то запятая ставится.

Упражнение 82.

Сочинение. • Напиши сочинение о себе и своих близких на тему „Субботний вечер у нас дома". Расскажи, что делают взрослые, а чем в это время обычно занимаешься ты, твоя собака (или кошка, или другой питомец, который живёт у вас дома). Какое настроение у тебя бывает, что ты чувствуешь, о чём думаешь. Используй предложения с однородными членами, сложные предложения с союзами и, а, но. К этой работе, конечно, нужно сначала подготовиться.

1. • Определи замысел своего сочинения, запиши для себя на черновике ту самую важную мысль, которую ты будешь развивать. Эта запись тебе понадобится: она войдёт в заключительную часть работы.

2. • Подумай, о ком ты расскажешь сначала, о ком потом, запиши на черновике рабочий план.

3. • Напиши сочинение на черновике. Не забывай, что каждая микротема — это новый абзац. Помни о специальном задании: использовать сложные предложения с союзами и, а, но; предложения с однородными членами.

4. • Не забудь, что ты — автор сочинения, а автор всегда выражает своё отношение к тому, о чём он рассказывает.

Постоянно держи в памяти свою самую важную мысль (помнишь, ты её записывал для себя на черновике?). Напиши её в последней части работы — в заключении.

5. • Проверь свой черновик, ещё раз сравни его содержание с планом. Посмотри, удалось ли тебе выполнить специальное речевое задание. Проверь знаки препинания и орфограммы.

6. Перепиши работу на чистовик.

Ключевые слова темы:

сложное предложение

союзы и, а, но

запятая

    Ответ:

    Основная мысль сочинения

Субботний вечер — это особенное время для нашей семьи, когда мы собираемся все вместе после напряженной рабочей недели. Мы отдыхаем и занимаемся тем, что приносит нам радость: играем в шашки, смотрим любимые мультики, читаем книги. Но больше всего я люблю слушать рассказы моих родителей о том, чем они занимались всю неделю. Мой папа — пожарный, а мама — врач, поэтому в их работе постоянно происходят разные события, иногда грустные, а иногда радостные.

Упражнения для работы дома.

1. Прочитай фрагменты из стихотворений С. А. Есенина. Спиши. Объясни графически, почему именно так расставлены запятые в предложениях (подчеркни грамматические основы, составь схемы предложений).

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

* * *

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

• Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в корнях слов.

Ответ:

2. • Продолжи каждое предложение так, чтобы получилось сложное предложение с союзом и и простое предложение с однородными сказуемыми, которые соединяет союз и.

    Образец записи: Солнце сияло и ...

Сосульки звенели и ...

Ветерок принёс прохладу и ...

Ласточки взмывали вверх и ...

Ответ:

    1. Капли дождя падали, и лужи становились больше.

    2. Капли дождя падали и разбивались об асфальт.

    1. Сосульки звенели, и текли ручейки.

    2. Сосульки звенели и таяли.

    1. Ветерок принес прохладу, и бабушка накинула шаль.

    2. Ветерок принес прохладу и разметал сухие листья.

    1. Ласточки взмывали вверх, и мы перестали ждать дождя.

    2. Ласточки взмывали вверх и радостно щебетали.

3. Спиши предложения. Пользуясь инструкциями на с. 162 — 163, расставь недостающие запятые. Обрати внимание: в одной из частей каждого сложного предложения есть однородные члены.

    • Составь схему каждого предложения.

1. Бричка* бежит а Егорушка видит небо, равнину, холмы.4

2. Дениска стегал по гнедым и покрикивал а Егорушка равнодушно глядел по сторонам.

3. Над осокой пролетели знакомые бекасы* и в их писке слышались тревога и досада...

4. Косари стоят рядом и взмахивают косами а косы весело сверкают.

(По А. Чехову)

• Во втором предложении обозначь все известные тебе орфограммы.

4. Спиши текст, вставь пропущенные буквы и расставь в нём недостающие запятые.

    Я часто н_чевал в ст_гах в октябре, когда тр_ва на ра_вете2 п_крывается ин_ем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору з_л_зал в неё и всю ночь спал в ст_гу, будто в запертой комн_те. А над лугами шёл х_лодный дождь и ветер нал_тал косыми ударами.4

(По К. Паустовскому)

    Ответы:

1. Закончи предложения:

Сложное предложение состоит из ...

Части сложного предложения связаны между собой ...

Запятая ставится ...

Ответ:

    Сложное предложение состоит из двух или больше частей.

Части сложного предложения связаны между собой при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации.

Запятая ставится между частями сложного предложения, или перед союзами, разделяющими их.

2. Придумай и запиши предложения по схемам.

• Выполни разбор любого сложного предложения.

Ответ:

    Праздник наступил, и гости веселились.

Салют грохотал и рассыпался снопом искр.

Праздник наступил, и дети водили хоровод, и дядя Витя играл на гитаре.

Саша пел, а Вася играл на трубе.

3. Спиши предложения, поставь пропущенные запятые. Составь схему каждого предложения.

Вот передо мною чудный сад цветёт в том саду большое дерево растёт. Золотая клетка на сучке висит в этой клетке птица, точно жар, горит. (И. Суриков)

Весенний ручей струится по зелёной траве и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы. (М. Пришвин)

По утрам тонкий лёд ещё покрывает лужицы, но воздух пахнет весной.

Ответ:

    Вот передо мною чудный сад цветет, в том саду большое дерево растет. Золотая клетка на сучке висит, в этой клетке птица, точно жар, горит.

Весенний ручеек струится по зеленой траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки березы.

По утрам тонкий лед еще покрывает лужицы, но воздух пахнет весной.

4. Закончи предложения, поставь запятые там, где это нужно.

Дверь скрипнула и ...

Песня соловья звенела и ...

Листопад украсил и ...

Ответ:

    Дверь скрипнула и затворилась.

Песня соловья звенела и радовала слух.

Листопад украсил землю волшебным ковром, и все любовались им.