ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 1
Глава II. Слово. Части речи и члены предложения - Имя существительное
7. Три склонения имён существительных

Мальчик-иностранец изучает русский язык, и у него возник такой вопрос: почему в словах (за) печью и (за) деревней разные окончания? Ведь эти имена существительные оба женского рода, оба стоят в форме Т. п., ед. числа.

• Можешь ли ты сразу ответить на этот вопрос? Какие версии возникли?

• Что нужно сделать, чтобы найти ответ?

Упражнение 158.

    Предлагаем тебе провести наблюдение и вывести один из законов русского языка. • Вспомни, какие окончания у существительных мужского, женского и среднего рода. Напиши их. Сделай вывод.

• Впиши в клеточки падежные окончания имён существительных.

• Сравни окончания этих слов. Буквы а — я, ы — и, у — ю, ой — ей — это разные окончания или варианты одного и того же? (Подсказка: сравни стра[на], зем[л'а], стра[ну], зем[л'у] и т. д.). • Что общего у существительных страна, земля и Слава, дядя? Чем они отличаются? • Теперь сравни падежные окончания слов страна, земля и Слава, дядя.

• Какой вывод ты можешь сделать? • Проверь, правильно ли ты сделал вывод: возьми любые существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я в начальной форме, измени их по падежам и сравни окончания.

• Продолжим наблюдение. Измени по падежам данные существительные и впиши окончания.

• Подбери любые существительные среднего рода и мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме, устно измени их по падежам и сравни окончания. Какой вывод ты можешь сделать?

• Теперь проделай такую же работу с существительными печь и степь. (В родительном, дательном и предложном падеже ударение в этих словах падает на окончание!)

• Проверь, имеют ли другие имена существительные женского рода с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный однотипные окончания. Подбери такие существительные, измени их по падежам и сравни окончания с окончаниями существительных печь и степь. Сделай вывод.

• Сколько же всего в русском языке групп имён существительных, у которых однотипные окончания в начальной форме и в одинаковых падежах?

    1. Если ты получишь задание просклоня́ть имя существительное, что ты будешь делать?

    2. Если имя существительное, например, относится ко второму склонению, может оно „перейти" в первое или в третье? Почему? Значит, склонение — это постоянный или непостоянный признак существительного?

    3. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное?

    а) В какой форме должно стоять имя существительное, чтобы у него можно было определить склонение?

    б) На какие два признака нужно обращать внимание, чтобы определить склонение?

    4. Есть ли склонение у существительных в том иностранном языке, который ты изучаешь?

    Ответ:

    Страна, страны, стране, страну, страной, о стране.

    Земля, земли, земле, землю, землей, о земле.

    Окно, окна, окну, окно, окном, об окне.

    Поле, поля, полю, поле, полем, о поле.

    Огонь, огня, огню, огонь, огнем, об огне.

    Печь, печи, печи, печь, печью, о печи.

    Степь, степи, степи, степь, степью, о степи.

Упражнение 159.

Спиши имена существительные, выдели окончания, определи склонение. Какая орфограмма есть во всех этих существительных?

Капитан, корабль, облако, печаль, шорох, тревога, копыто, колено, рояль, тетрадь, алмаз, костёр, газета, цитата, каламбур, кровать.

• Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в корне, которые нельзя проверить. • Просклоняй устно существительное костёр в единственном и множественном числе.

Ответ:

    Капитан (2-е скл.), корабль (2-е скл.), облако (2-е скл.), печаль (3-е скл.), шорох (2-е скл.), тревога (1-е скл.), копыто (2-е скл.), колено (2-е скл.), рояль (2-е скл.), тетрадь (3-е скл.), алмаз (2-е скл.), костер (2-е скл.), газета (1-е скл.), цитата (1-е скл.), каламбур (2-е скл.), кровать (3-е скл.).

    Им. п. костер, костры.

    Р. п. костра, костров.

    Д. п. костру, кострам.

    В. п. костер, костры.

    Тв. п. костром, кострами.

    Пр. п. о костре, о кострах.

Упражнение 160.

Определи склонение данных существительных и запиши их в три столбика. • Выдели окончания.

1-е скл.      2-е скл.      3-е скл.

Аккорд, ванна, аппарат, помощь, гамма, грамм, группа, боль, искусство, повесть, миллиметр, ссора, совесть, кроссворд, орфограмма.

• Какая общая орфограмма у существительных 1-го и 2-го столбика? Подчеркни эту орфограмму. Устно просклоняй существительные аппарат и группа.

    Ответ:

    1-е скл.:

    Ванна, гамма, группа, ссора, орфограмма.

    2-е скл.:

    Аккорд, аппарат, грамм, искусство, миллиметр, кроссворд.

    3-е скл.:

    Помощь, боль, повесть, совесть.

Аппарат, аппарата, аппарату, аппарат, аппаратом, об аппарате.

    Группа, группы, группе, группу, группой, о группе.

Упражнение 161.

Подбери и запиши по 10 существительных 1, 2 и 3-го склонения. • Выдели окончания. • Подчеркни в этих словах известные тебе орфограммы.

Ответ:

    Существительные 1 склонения: машина, река, дядя, бритва, капуста, банка, клубника, собака, кошка, ласка.

Существительные 2 склонения: город, автомат, конь, кот, солнце, окно, умножение, огород, телефон, оборот.

Существительные 3 склонения: мышь, дочь, мать, ночь, глушь, сушь, тишь, гладь, свекровь, часть.

Упражнение 162.

Прочитай текст. • Какова его главная мысль?

О склонении мы говорим тогда, когда в слове есть основа и окончание. Иначе говоря, когда есть такая часть, которая обозначает сам предмет: стол-, всадник-. И есть другая, которая к самому значению слова никакого отношения не имеет: она служит только для того, чтобы обозначить, как мы это слово используем в предложении. Котёнок сидит под столом. У всадника в руках копьё.

(По А. Леонтьеву)

    Ответ:

    В слове есть основа и окончание.

Упражнение 163.

Прочитай стихотворение. Определи род и склонение выделенных существительных. В каком случае сделать это тебе было труднее?

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит, и стучит,

И вновь рассыпается в трель.

Так чёток и чист этот голос ночной,

И всё же при нём тишина

Для нас остаётся немой тишиной,

Хоть множества звуков полна.

Ещё не раскрылся берёзовый лист,

И дует сырой ветерок,

Но в холоде ночи ликующий свист

Мы слышим в назначенный срок.

      (С. Маршак)

• Спиши последнюю строфу: запиши предложение в строчку. Объясни графически, что разделяют запятые в этом предложении. • Выполни разбор этого предложения, составь схему. • В каких падежах стоят выделенные имена существительные в этом предложении?

Ответ:

    Полночь — ж. р., 3-е скл.

    Мир — м. р., 2-е скл.

    Свирель — ж. р., 3-е скл.

    Трель — ж. р., 3-е скл.

    Голос — м. р., 2-е скл.

    Тишина — ж. р., 1-е скл.

    Звук — м. р., 2-е скл.

    Лист — м. р., 2-е скл.

    Ветерок — м. р., 2-е скл.

    Свист — м. р., 2-е скл.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трех частей, соединенных союзами и, но).

Упражнение 164.

Прочитай текст. • Как объясняет автор смысл этого названия — „склонение"?

Мы говорим: слово склоняется. Прислушайтесь к этому термину*. Что ещё склоняется, наклоняется? (Кстати, латинское слово declinatio — его наши предки как раз и перевели словом „склонение" — можно перевести и иначе: отклонение, наклон, склон.)

Слово в именительном падеже никуда не наклоняется. Оно стоит прямо, как столб, вбитый в землю. Недаром именительный падеж в латинском языке так и называется: casus rectus — прямой падеж. Слово в „прямом“ именительном падеже может существовать и без других слов. Вот предложения: Стол. Кошка. Всадник. Картинка, а под ней подпись: Кошка. Рассказ, который называется „Кошка“. Однако нельзя написать под рисунком: Кошку. Или Кошкой. Они могут встретиться только вместе с другими словами:

Миша — завёл — себе — кошку.

    Миша — налил — кошке — молока.

Заметьте ещё, что незаконченную конструкцию легко „достроить“: формы слов подсказывают, чего, в предложении недостаёт: Миша завёл себе ... (кошку, собаку, птичку и т. д.). То есть недостаёт слова в винительном падеже.

(А. Леонтьев)

    Ответ:

    При склонении слово «наклоняется», «склоняется».

Упражнение 165.

Прочитай текст. Отрывок из какого произведения ты прочитал? Кто его автор? • Проверь себя (см. с. 159).

Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

• Выпиши из текста все имена существительные и выполни по образцу разбор существительных из 1-го абзаца.

Образец записи:

Кота — (кого?), н. ф. кот, сущ. одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в В. п., второст. член предложения.

Не забудь: когда перечисляешь все признаки имени существительного как части речи, сначала называй постоянные признаки (одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение), а затем непостоянные, то есть изменяющиеся — число и падеж.

Ответ:

    Ночь — (что?), н. ф. ночь, сущ., неодуш., ж. р., 3-е скл., в ед. ч., в В. п., второст. член предложения.

(Через) неделю — (через что?), н. ф. неделя, сущ., неодуш., ж. р., 1-е скл., в ед. ч., в В. п., второст. член предложения.

(У) кота — (у кого?), н. ф. кот, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Р. п., второст. член предложения.

Ухо — (что?), н. ф. ухо, сущ., неодуш., ср. р., 2-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

Кусок — (что?), н. ф. кусок, сущ., неодуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

Хвоста — (чего?), н. ф. хвост, сущ., неодуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Р. п., второст. член предложения.

Кот — (кто?), н. ф. кот, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

Совесть — (что?), н. ф. совесть, сущ., неодуш., ж. р., 3-е скл., в ед. ч., в В. п., второст. член предложения.

Бродяга — (кто?), н. ф. бродяга, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

Бандит — (кто?), н. ф. бандит, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

(За) глаза — (за что?), н. ф. глаз, сущ., неодуш., м. р., 2-е скл., во мн. ч., в В. п., второст. член предложения.

Упражнение 166.

Спиши текст. Раскрой скобки, расставь знаки препинания. • Составь схемы предложений с прямой речью.

Девочка казалась очень печальной.

(Бедненькая! Она, должно быть, больна) подумал доктор Гаспар.

И он снова обратился к чиновнику (Требуется моя помощь? Бедное дитя заболело?) (Да, требуется ваша помощь) ответил чиновник с длинным носом.

(По Ю. Олеше)

• Выполни разбор имён существительных как части речи по образцу, данному в упр. 165.

Ответ:

    Девочка казалась очень печальной.

«Бедненькая! Она, должно быть, больна», — подумал доктор Гаспар.

И он снова обратился к чиновнику: «Требуется моя помощь? Бедное дитя заболело?» «Да, требуется ваша помощь», — ответил чиновник с длинным носом.

Девочка — (кто?), н. ф. девочка, сущ., одуш., ж. р., 1-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

Доктор — (кто?), н. ф. доктор, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

(К) чиновнику — (к кому?), н. ф. чиновник, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Д. п., второст. член предложения.

Помощь — (что?), н. ф. помощь, сущ., неодуш., ж. р., 3-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

Дитя — (кто?), н. ф. дитя, сущ., одуш., ср. р., 2-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

Помощь — (что?), н. ф. помощь, сущ., неодуш., ж. р., 3-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

Чиновник — (кто?), н. ф. чиновник, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

(С) носом — (с чем?), н. ф. нос, сущ., неодуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Тв. п., второст. член предложения.

Упражнение 167.

    Прочитай слова. Какого они рода?

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, желе*, какао, молоко, сено, шоссе, филе, седло, горе, лото.

• На какие две группы ты можешь разделить эти слова? Запиши их в два столбика. Какую надпись ты сделаешь над каждым столбиком? • Какой вывод можно сделать? • Выдели окончания существительных. У слов какого столбика это можно сделать, а у слов какого — нет? Почему?

    Ответ:

    Все слова, кроме кофе (м. р.), среднего рода.

    Изменяемые слова:

Окно, село, поле, молоко, сено, седло, горе.

Неизменяемые слова:

Метро, пальто, кино, пианино, кофе, желе, какао, шоссе, филе, лото.

Упражнение 168.

    Спиши словосочетания и допиши окончания прилагательных. Что для этого нужно сделать?

По широк... (-ой или -ому?) шоссе, в шумн... (-ом или -ой?) кафе, о нов... (-ой или -ом?) метро, на стар... (-ой или -ом?) пианино, из рыбн... (-ого или -ой?) филе, обжёгся горяч... (-им или -ей?) какао.

• Какого рода все эти имена существительные? • Как ты думаешь, правильно ли будет отнести все эти существительные ко 2-му склонению, так как они среднего рода и оканчиваются на -о или -е? Почему? Объясни.

Ответ:

    По широкому шоссе, в шумном кафе, о новом метро, на старом пианино, из рыбного филе, обжегся горячим какао.

Упражнение 169.

    Обрати внимание на то, как выполнен разбор по составу данных существительных. Какую особенность ты заметил?

• Продолжи этот ряд: допиши ещё два-три существительных, которые не изменяются.

Ответ:

Эти существительные состоят из одной основы и не имеют окончания.

Упражнение 170.

    Спиши, вместо точек допиши слова, данные в скобках.

1) Гулял без ... , надел свитер под ... , пуговица от ..., одет в ... (пальто).

2) Катался в ..., доехал на ..., читал о строительстве ... (метро).

3) Играл на ... , у ... есть клавиши, пьеса для ... с оркестром (пианино, фортепьяно).

4) Снимался в ... , сценарий* для ... , у ... большое будущее (кино).

• Какой вывод ты можешь сделать после выполнения этого упражнения? • Попробуй догадаться, как называются все те существительные, которые ты наблюдал в упражнениях 167 — 170? Почему? Проверь себя: посмотри ответ на с. 159 учебника.

Ответ:

    1) Гулял без пальто, надел свитер под пальто, пуговица от пальто, одет в пальто.

2) Катался в метро, доехал на метро, читал о строительстве метро.

3) Играл на пианино, играл на фортепьяно, у пианино есть клавиши, у фортепьяно есть клавиши, пьеса на пианино с оркестром, пьеса на фортепьяно с оркестром.

4) Снимался в кино, сценарий для кино, у кино большое будущее.

Упражнение 171.

Выпиши из предложения все имена существительные и разбери их как часть речи. Можешь ли ты сразу сказать, какая запись будет длиннее — к существительному матушка или фортепьяно? Почему? Объясни.

К нам часто приходили гости, и матушка играла для них на фортепьяно свои любимые пьесы.

• Проверь, правильно ли ты разобрал несклоняемое существительное: ответ смотри на с. 159 учебника.

Ответ:

    Гости — (кто?), н. ф. гость, сущ., одуш., м. р., 2-—е скл., во мн. ч., в Им. п., главный член предложения.

Матушка — (кто?), н. ф. матушка, сущ., одуш., ж. р., 1-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

Фортепьяно — (что?), н. ф. фортепьяно, сущ., ср. р., нескл., второст. член предложения.

Пьесы — (что?), н. ф. пьеса, сущ., неодуш., ж. р., 1-е скл., во мн. ч., в В. п., второст. член предложения.

Упражнение 172.

    Напиши сочинение на тему „Пальчики оближешь!" (так говорят о чём-то очень вкусном). • Расскажи, что лучше всего готовят твои мама, бабушка и ты сам, чем любят полакомиться в вашей семье. Постарайся употребить несклоняемые существительные кофе, какао, желе, филе, суфле и др. с разными предлогами и прилагательными. Используй предложения с однородными членами, глаголы-синонимы.

    Ответ:

    Любим готовить, печь блины, выпекать торты, делать запеканки, варить кофе, черный кофе, кофе со сливками, готовить какао, подогреть молока для какао, выпекать пирожные с желе, фрукты в желе, курица в желе, филе индейки, котлеты из филе, филе морского окуня в кляре, шоколадные конфеты с суфле, абрикосовое суфле, суфле из грибов.