ГДЗ Русский язык - 4 класс - Р. Н. Бунеев 2016

Часть 2
Глава I. Имя существительное продолжение
9. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Упражнение 185.

Прочитай текст. • Какие слова из этого текста могли бы стать его заглавием? Почему? Объясни. Какое настроение передаёт рассказчик?

• Обрати внимание на существительные, у которых выделены падежные окончания, поставь в них ударение.

• Как ты думаешь, в написании каких из этих окончаний можно допустить ошибку, а каких — нет? Почему? Объясни.

• Какой вопрос возникает?

    Сравни свою формулировку с авторской (стр. 137).

• Поработайте в паре (группе). Выскажите гипотезы, проверьте их.

    • Сделайте вывод. Послушайте, какие выводы сделали другие ребята. Обсудите.

    Ответ:

    Чудный запах леса.

Упражнение 186.

    Предлагаем тебе провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний существительных.

• Проанализируй безударные окончания существительных. В каких падежах легче всего допустить ошибку?

• Просклоняй устно данные имена существительные, впиши только окончания, поставь ударение.

• Почему эти слова могут стать для тебя словами-помощниками?

• Какие ты знаешь правила, где правописание букв безударных гласных проверяется ударением?

• Сформулируй самостоятельно правило правописания безударных падежных окончаний существительных. Сравни свою формулировку с данной в учебнике на стр. 20.

• Попробуй самостоятельно определить, как нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении.

1. Ставлю существительное в ... и определяю ...

2. Подбираю ... и ставлю ...

3. Пишу такое окончание, ...

4. Проверяю: обозначаю орфограмму.

• Попробуй применить этот алгоритм и вставить нужное окончание: на пол_, в дом_, о стройк_, к лошад_.

• Проверь себя: сравни свой алгоритм с данным в конце учебника на стр. 139.

Ответ:

    Луна, луны, луне, луну, луной, о луне.

    Земля, земли, земле, землю, землей, о земле.

    Конь, коня, коню, коня, конем, о коне.

    Окно, окна, окну, окно, окном, об окне.

    Печь, печи, печи, печь, печью, о печи.

    Степь, степи, степи, степь, степью, о степи.

    На полу, в доме, о стройке, к лошади.

Упражнение 187.

Потренируйся в использовании алгоритма. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.

На подушк_, без гореч_, для земляник_, у дочер_, без палк_, у дяд_, к соседк_, к мыш_, для радост_, на озер_, без бол_.

Образец рассуждения: на подушк_ (и или е?)

    • Выучи наизусть слова-помощники.

    Ответ:

    На подушке, без горечи, для земляники, у дочери, без палки, у дяди, к соседке, к мыши, для радости, на озере, без боли.

Упражнение 188.

Используя алгоритм, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.

О побед_, к черёмух_, от кочк_ к кочк_, для азбук_, в метел_, в панцир_, на служб_, к ноч_, у фляжк_, у берёзк_, о берёз_, без строчк_, на строчк_, без печк_, у застёжк_, в памят_, о мор_, в долин_, без паник_.

• Подчеркни другие известные тебе орфограммы в этих словах.

Ответ:

    О победе, к черемухе, от кочки к кочке, для азбуки, в метель, в панцире, на службе, к ночи, у фляжки, у березки, о березе, без строчки, на строчке, без печки, у застежки, в памяти, о море, в долине, без паники.

Упражнение 189.

Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму. Пользуйся алгоритмом!

1. Весело жить и весело думать о неб_, о солнц_, о зреющем хлеб_ и счастьем простым дорожить. 2. И отовсюду точки пчёл плывут в сухом вечернем зно_. 3. Долог был во мраке ноч_ наш неверный трудный путь! 4. Ночью в избе под напевы метел_ тихо разносится скрип колыбел_. 5. Берёзы жёлтою листвой блестят в лазур_ голубой. (И. Бунин) 6. Я сказал: „Папа! Там в цирк_ есть девочка, она танцует на голубом шар_“. (В. Драгунский) 7. В дом_ стоял дым коромыслом от рассказов дяд_, от подарков дяд_ и от самого дяд_. (Ю. Коринец)

• Составь схемы предложений с однородными членами и предложения с прямой речью.

Ответ:

    1. Весело жить и весело думать о небе, о солнце, о зреющем хлебе и счастьем простым дорожить.

    2. И отовсюду точки пчел плывут в сухом вечернем зное.

    3. Долог был во мраке ночи наш неверный трудный путь!

4. Ночью в избе под напевы метели тихо разносится скрип колыбели.

    5. Березы желтою листвой блестят в лазури голубой.

6. Я сказал: «Папа! Там в цирке есть девочка, она танцует на голубом шаре».

7. В доме стоял дым коромыслом от рассказов дяди, от подарков дяди и от самого дяди.

Упражнение 190.

Диктант с подготовкой. • Прочитай. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограмму на месте пропусков. • Подчеркни и объясни другие знакомые орфограммы.

Снег идёт, снег идёт.

К белым звёздочкам в буран_

Тянутся цветы геран_

За оконный переплёт.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадк_,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

      (Б. Пастернак)

• Напиши под диктовку или по памяти. Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях существительных. • Проверь написанное.

Ответ:

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Упражнение 191.

Диктант с подготовкой. • Прочитай. Вставь пропущенные буквы, объясни орфограмму на месте пропусков. • Подчеркни и объясни другие известные тебе орфограммы.

Добравшись по глухой тропк_ до развалин маленькой крепост_, они вытащили клубок тонкой бечёвк_ и огарок свечк_. Раздвигая заросли густой душистой полын_, они пробрались к небольшой чёрной дыре у подножия дряхлой башенк_. Ярко жгло полуденное солнце, и от этого пахнувшее сырост_ отверстие казалось ещё более чёрным и загадочным.

(А. Гайдар)

Напиши под диктовку. Подчеркни орфограммы-буквы безударных гласных в окончаниях существительных. • Проверь написанное.

Ответ:

    Добравшись по глухой тропке до развалин маленькой крепости, они вытащили клубок тонкой бечевки и огарок свечки. Раздвигая заросли густой душистой полыни, они пробрались к небольшой черной дыре у подножия дряхлой башенки. Ярко жгло полуденное солнце, и от этого пахнущее сыростью отверстие казалось еще более черным и загадочным.

Упражнение 192.

    Поставь данные имена существительные в указанные падежные формы и запиши словосочетания

    • Обозначь орфограммы—буквы безударных гласных в падежных окончаниях существительных.

    вспоминать      книга — П. п.

    помочь      рассвет — П. п.

    отмечать      травинка — Д. п.

    встать      нянечка — Д. п.

    ползти      сырость — Р. п.

    сидеть      коряга — П. п.

    встретиться      остановка — Р. п.

    продрогла      латынь — Д. п.

    читал      шаль — Р. п.

    ушла      молодость — П. п.

    Ответ:

    Вспоминать о молодости.

Помочь нянечке.

Отмечать в книге.

Встать на рассвете.

Ползти по травинке.

Сидеть на коряге.

Встретиться на остановке.

Продрогла без шали.

Читал по латыни.

Ушла от сырости.

Упражнение 193.

    Составь и запиши словосочетания

    вставь пропущенные буквы. • Обозначь орфограмму в окончаниях существительных.

    уча_вовать в      пов_сть

    узнал из      мать

    прие_жал к      бумага

    выр_зал из      к_ртина

    увидел на      праз_ник

    возвр_тился из      роскош_

    ж_вёт в      пое_ка

в_лновался до      дрож_

вырос на      сов_сть

п_ступил по      пустош_

Ответ:

    Участвовать в празднике, узнал из повести, приезжал к матери, вырезал из бумаги, увидел на картине, возвратился из поездки, живет в роскоши, волновался до дрожи, вырос на пустоши, поступил по совести.

Упражнение 194.

Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни.

1. Береговушка и говорит: „Не привыкла я на чистом воздух_ спать, на голом песке, без подстилочк_!“ 2. И Голубь сказал Береговушк_ адрес Иволг_. Живёт Иволга в рощ_, на самой красивой берёз_. 3. Высоко над землёй к ветк_ подвешена корзиночка. 4. Смотрит Береговушка: на суку высокой ел_ выстроен дом. 5. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушк_ у себя на мягкой постельк_ из травинок и перьев.

(По В. Бианки)

• Выпиши словосочетания, в которые входят имена существительные с безударными окончаниями. • Обозначь орфограмму.

Ответ:

    1. Береговушка и говорит: «Не привыкла я на чистом воздухе спать, на голом песке, без подстилочки!»

2. И Голубь сказал Береговушке адрес Иволги. Живет Иволга в роще, на самой красивой березе.

3. Высоко над землей к ветке подвешена корзиночка.

4. Смотрит Береговушка: на суку высокой ели выстроен дом.

5. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке у себя на мягкой постельке из травинок и перьев.

Упражнение 195.

Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Объясни почему. Выпиши слова: 1) безударными гласными в окончаниях существительных; 2) с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением; 3) с безударными гласными в приставках; 4) с проверяемыми буквами согласных; 5) с ь для обозначения мягкости согласных; 6) глаголы с частицей не. • Обозначь в словах орфограммы.

Внач_ле Настя срывала с плет_ каждую яго_ку отдел_но, для каждой краснен_кой н_клонялась к з_мле. Но скоро из—за одной ягодк_ н_клоняться перестала, ей бол_ше х_телось.

Бывало, ран_ше, дома ч_су не п_работает Настен_ка, чтобы не вспомнился брат, чтобы не з_хотелось с ним п_р_кликнуться.

А вот тепер_ она и не помнит, что любимый брат там где-то, в тёмном болот_, г_лодный идёт. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкв_.

Было только один раз вроде пробуждения от жадност_: она вдруг поняла, что где—то с_шла с тр_пы.

(По М. Пришвину „Кладовая солнца“)

    Ответ:

    Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, для каждой красненькой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала, ей больше хотелось.

Бывало, раньше, дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться.

А вот теперь она и не помнит, что любимый брат там где-то, в темном болоте, голодный идет. Да она и о себе самой забыла и помнит только о клюкве.

Было только один раз вроде пробуждения от жадности: она вдруг поняла, что где-то сошла с тропы.

Упражнение 196.

    Поработай над своей устной научной речью. • Подготовь устный рассказ на тему „Что я знаю о словоизменении имён существительных" по плану:

1. Чем отличаются друг от друга однокоренные слова и формы одного и того же слова (на примере одного существительного).

2. Что такое окончание и для чего оно служит. (Пример)

3. Изменение существительных по числам. (Пример)

4. Падеж существительных. Изменение существительных по падежам. (Примеры)

5. Три склонения существительных.

6. Ударные и безударные падежные окончания существительных. Общее правило правописания.

Ответ:

    1. Однокоренные слова: цирк, циркач, цирковой.

Формы одного и того же слова: цирк, цирка, цирку.

2. Окончание — изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении.

3. Существительные могут быть единственного и множественного числа.

4. Имена существительные изменяются по падежам. В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы.

5. 1-е скл.: имена существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я.

2-е скл.: имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е.

3-е скл.: имена существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.

Упражнение 197.

    • Свободный диктант.

Суок шла весёлая мимо стражи, мимо железных людей, мимо чиновников. И чиновники улыбались впервые в жизни.

А сверху по широчайшей лестнице спускался навстречу кукле наследник Тутти. Он был такой же маленький и сияющий.

И тут маленькая актриса из балаганчика дядюшки Бризака выступила в первом дебюте* на новой сцене.

(По Ю. Олеше „Три Толстяка“)

• После написания свободного диктанта обозначь в тексте однородные члены предложения значком О. • Укажи в тексте все имена существительные и местоимения.

Ответ:

И тут маленькая актриса из балаганчика дядюшки Бризака выступила в первом дебюте на новой сцене.

Упражнение 198.

    • Обучающее изложение.

Первая газета

Мечтал царь Пётр I издавать в нашей стране газету. Думал о пользе её для торговли, для науки. И горожане будут знать новости со всей Руси.

И вот однажды исчез царь из дворца и не появлялся до самого вечера. Отбирал он вместе с печатным мастером Фёдором Поликарповым материалы для первого номера русской газеты.

На Урале отлили новые пушки. В Казани нашли много нефти и медной руды. Индийский царь послал царю московскому слона. В Москве за месяц родилось 386 младенцев.

Вот сколько новостей! И обо всех надо рассказать в новой газете.

Через несколько дней газету напечатали. Назвали её „Ведомости“. Газета получилась маленькая, шрифт мелкий, читать трудно, полей нет, бумага серая. Но Пётр был доволен и говорил: „Радуйся малому, тогда и большое придёт“.

(По С. Алексееву, из книги „Сто рассказов из русской истории“)

    Ответ:

    Изложение.

Упражнение 199.

    • Сочинение. Напиши сочинение-описание на тему „Прогулка" или „Прогулка в лесу" (в парке). Реши, какое время года ты будешь описывать. Используй имена существительные роща, поле, озеро, парк, речка, листья, краски, звуки, чувства, мысли и др. в разных падежах.

    Ключевые слова темы:

    имя существительное      склонение

    орфограмма-буква      падежные окончания

    ь после букв шипящих      безударный гласный

    конец слова

    Ответ:

    Виднеется роща, березовая роща, дубовая роща; волнуется поле, зеленое поле, бескрайнее поле, сжатое поле; лесное озеро, зеркальное озеро, небольшое озеро, спокойное озеро; городской парк, лесопарковая зона; быстрая речка, холодная речка, узкая речка; кленовые листья, пожелтевшие листья, опавшие листья, молодые листья; яркие краски, природные краски, живописные краски; звуки природы, звуки птичьего пения, приятные звуки; чувство умиротворения, чувство удовольствия, чувство усталости; мысли об отдыхе, мысли о красоте природы.

Упражнения для работы дома.

1. Спиши. Пользуясь алгоритмом (см. стр. 139 и образец рассуждения в упр. 187 на с. 20), вставь пропущенные буквы и обозначь орфограмму.

По линейк_, на лодк_, к зелен_, в арбуз_, у бабушк_, к тёт_, у тёт_, на акварел_, на посылк_, на олен_, о нефт_ и газ_, к старост_, на завтрак_, обед_ и ужин_, в мор_, на воздух_, в печал_ и радости_.

    Ответ:

    По линейке, на лодке, к зелени, в арбузе, у бабушки, к тете, у тети, на акварели, на посылке, на олене, о нефти и газе, к старости, на завтраке, обеде и ужине, в море, на воздухе, в печали и радости.

2. Составь и запиши словосочетания

получил на      подушка

ответил      здоровье

спал без      ткань

беспокоился о      бублик

выкроил из      записка

поделился      почта

узнал из      дедушка

восстановил в      площадка

прислушался к      речь

встретились на      площадь

играли на      память

• Выпиши и разбери любое существительное как часть речи. Образец см. в упр. 165 в части 1.

Ответ:

    Получил на почте, ответил дедушке, спал без подушки, беспокоился о здоровье, выкроил из ткани, поделился бубликом, узнал из записки, восстановил в памяти, прислушался к речи, встретились на площади, играли на площадке.

3. Спиши, вставь пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

1. У последней точк_ на последней строчк_ собралась компания знаков препинания. 2. У Скв_рцова Гришк_ ж_ли—были кни_ки. 3. Ст_яла осень на дворе и ветер дул сырой. Старик3 старух_ г_в_рит (Старуха, дверь закрой!) (С. Маршак) 4. Нет ни души кругом, ни звука, ни тревог_ ... Нахохлясь, кобчик* спит на коч_к_ у дорог_. 5. Одиноко я бреду по л_стве в алле_ старой. 6. Ветер стонет и пылит по б_рёзовой алле_. (И. Бунин)

• Составь схемы предложений под цифрой 3.

Ответ:

    1. У последней точки на последней строчке собралась компания знаков препинания.

    2. У Скворцова Гришки жили-были книжки.

3. Стояла осень на дворе, и ветер дул сырой. Старик старухе говорит: «Старуха, дверь закрой!»

4. Нет ни души кругом, ни звука, ни тревоги... Нахохлясь, кобчик спит на кочке у дороги.

    5. Одиноко я бреду по листве в аллее старой.

    6. Ветер стонет и пылит по листве в аллее старой.

    Старик — (кто?), н. ф. старик, сущ., одуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Им. п., подлежащее.

4. Поставь существительные в указанном падеже (с предлогом или без предлога). • Составь и запиши с каждым из них словосочетание или предложение.

Сабля (П. п.), осина (Д. п.), кормушка (Р. п.), нежность (П. п.), полночь (Д. п.), дочь (Р. п.), озеро (П. п.), блеск (П. п.), предмет (П. п.).

Ответ:

    О сабле, осине, кормушке, о нежности, полночи, дочери, об озере, о блеске, о предмете.

1. Закончи предложения.

    Постоянные признаки имени существительного — это ..., непостоянные признаки — это ...

Постоянные признаки так называются, потому что ...

Начальная форма имени существительного — это ... (Пример)

Изменение существительного по падежам и числам называется ...

Изменение существительного по падежам — это ... (словообразование или словоизменение?)

В русском языке ... падежей: ...

Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, нужно ...

В русском языке ... склонения.

К 1—му склонению относятся существительные ...; ко 2-му склонению ...; к 3-му склонению ...

Чтобы определить склонение существительного, нужно ...

Ответ:

    Постоянные признаки имени существительного — это род и склонение, непостоянные признаки — это число и падеж.

Постоянные признаки так называются, потому что не изменяются.

Начальная форма имени существительного — это существительное в именительном падеже.

Изменение существительного по падежам и числам называется склонением.

Изменение существительного по падежам — это словоизменение.

В русском языке б падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Чтобы определить падеж имени существительного, нужно задать к нему вопрос.

    В русском языке 3 склонения.

К 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я; ко 2-му склонению — имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончанием -о, -е; к 3-му склонению — имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

Чтобы определить склонение существительного, нужно выделить окончание.

2. В данных предложениях определи склонение и падеж каждого существительного.

По улице идёт мальчик с портфелем в руках. В темноте не видно, что одна пуговица вырвана с мясом, а на шарфе чернеет пятно. (Ю. Яковлев)

Ответ:

    По улице (1-е скл., д. п.) идет мальчик (2-е скл., им. п.) с портфелем (2-е скл., тв. п.) в руках (1-е скл., пр. п.). В темноте (1-е скл., пр. п.) не видно, что одна пуговица (1-е скл., им. п.) вырвана с мясом (2-е скл., тв. п.), а на шарфе (2-е скл., пр. п.) чернеет пятно (2-е скл., им. п.).

3. Выпиши выделенные существительные и разбери их как часть речи (вопрос, начальная форма, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, число, падеж; какой это член предложения).

А вечером папа спросил: „Ну как, понравилось в цирке?“ (В. Драгунский).

• Составь схему этого предложения.

Ответ:

    Папа — (кто?), н. ф. папа, сущ., одуш., м. р., 1-е скл., в ед. ч., в Им. п., главный член предложения.

(В) цирке — (в чем?), н. ф. цирк, сущ., неодуш., м. р., 2-е скл., в ед. ч., в Пр. п., второст. член предложения.

А вечером папа спросил: «Ну как, понравилось в цирке?»

4. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму в окончаниях существительных.

Тетрадь без обложк_, рисунок на ткан_, выросли в теплиц_, букет черёмух_, ходит без обув_, раздал по горстк_, фильм о лебед_, шов на плать_, забота о брат_, подарок для матер_, по законам чест_ и совест_.

Ответ:

Тетрадь без обложки, рисунок на ткани, выросли в теплице, букет черемухи, ходит без обуви, раздал по горстке, фильм о лебеде, шов на платье, забота о брате, подарок для матери, по законам чести и совести.