ГДЗ Русский язык - 5 класс - Т. А. Ладыженская 2016

Язык и общение
9

  Найдите в любом параграфе учебника: теоретические сведения; материал для самостоятельных наблюдений; определения и правила для заучивания, выделив в них две части: а) правило, определение; б) примеры; задания игрового и занимательного характера; задания по речевому этикету; задания на разборы: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

  Для того чтобы усвоить содержание учебных текстов (правил, определений и т. д.), вы обратитесь к приёмам изучающего чтения. Результатом такого чтения явится понимание учебного текста.

  В учебнике русского языка вы читаете не только тексты, в которых излагаются теоретические сведения (правила, определения).

  В каждом параграфе есть и тексты с заданиями. Эти тексты введены для того, чтобы вы овладели самыми различными языковыми и речевыми умениями.

Памятка

  Приёмы изучающего чтения

  Прочитайте весь текст медленно, вдумчиво.

  Определите его тему (то, о чём говорится в тексте).

  Посмотрите абзацные и шрифтовые выделения в тексте.

  Выделите непонятные слова, объясните их значение.

  Прочитайте ещё раз весь текст или только трудные для вас части.

  Уточните, что нового для себя вы узнали.

  Проверьте, как вы усвоили прочитанное: приведите свои примеры и объясните их; перескажите текст.

Ответ 1

  Теоретические сведения:

  На уроках русского языка (как и на других предметах) вы учитесь не только говорить и писать, но также случать и читать. Таким образом вы учитесь выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

  Материал для самостоятельных наблюдений:

  Рассмотрите рисунки. На каком из них показано устное общение, а на каком - письменное?

  Определения и правила для заучивания, выделив в них две части:

  а) правило - Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами. Орфограммы являются точками применения правил

  Определения и правила для заучивания, выделив в них две части:

  а) правило - Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами. Орфограммы являются точками применения правил

  Определение - Написания в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами.

  б) примеры - Если вам что-то не понятно, можно спросить так:

  Скажите, пожалуйста, что означает слова ... .

  Извините, я не понял(а), как выполнять задание ... .

  Объясните, пожалуйста, как обозначать ... .

  Задания игрового и занимательного характера:

  Выполните игровое задание на слушание. 1) Какие из человеческих качеств (доброта, мужество, честность, трудолюбие и т. д.) вы больше всего цените в людях? Разделитесь на две команды, выберите какое-то одно качество, обоснуйте свое мнение. Выиграет команда, которая наиболее точно передаст содержание того, что услышала от другой команды, и убедительно выскажет свою точку зрения на поставленный вопрос.

  Задания по речевому этикету: Почему в данных предложениях мысль выражена неясно? Выразите её точнее. В побудительное предложение включите обращение и "вежливое" слово пожалуйста.

  Задания на разборы: фонетический - своя, рассвет; морфемный - сынишкой, упустишь; морфологический - устал, будил; синтаксический - Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям; пунктуационный - Рыба видит приманку, а не крючок.

Ответ 2

  Теоретические сведения:

  Глаголы - это слова, которые обозначают действия (бежать, радоваться, думать и др.).

  Действия могут совершаться в разное время: в настоящем, прошедшем и будущем, поэтому глаголы изменяются по временам (в настоящем времени - говорю, в прошедшем времени - говорил, поговорил, в будущем времени - поговорю, буду говорить).

  Действия могут совершаться одним или несколькими лицами, поэтому глаголы изменяются по лицам и числам (1 -е лицо - я говорю, мы говорим, 2-е лицо - ты говоришь, вы говорите, 3-е лицо - он говорит, они говорят).

  В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам (ж. р., ед. ч. - я говорила; м. р., ед. ч. - он говорил; мн. ч. - вы говорили).

  Материал для самостоятельных наблюдений:

  Сопоставьте данные темы сочинений. Определите, какая из них самая широкая. Почему? Подберите заголовки ко второй теме. Запишите их.

  Как я провёл летние каникулы.

  Один из дней моих каникул.

  Последние дни летнего отдыха.

  Определения и правила для заучивания, выделив в них две части:

  а) правило: Разделительный ь пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные. В остальных случаях перед теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный Ь. определение: Разделительный ь пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласные.

  б) примеры:

  Если вам что-то непонятно, можно спросить так:

  Скажите, пожалуйста, что означает слово ... .

  Извините, я не понял(а), как выполнять задание ... .

  Объясните, пожалуйста, как обозначать ... .

  Задания игрового и занимательного характера:

  Подготовьтесь к игре "Я пересказываю, ты слушаешь". Вспомните приёмы слушания. Разделитесь на три команды. Ученик из первой команды пересказывает текст упр. 75, а другие слушают и оценивают пересказ (точность, соответствие стилю, интонационную выразительность, жесты и т. д.). Затем ученик из второй команды пересказывает этот же текст; его пересказ оценивают члены команд-соперниц. Выигрывает та команда, которая лучше других перескажет текст и убедительнее оценит пересказ.

  Задания по речевому этикету:

  Выпишите из орфографического словаря десять слов с орфограммой № 5. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих слов.

  Задания по речевому этикету:

  Выпишите из орфографического словаря десять слов с орфограммой № 5. Составьте и запишите три предложения с любыми из этих слов.

  Задания на разборы:

  фонетический: смотрю1, бьёт1; морфемный: ёршики2, жирный2; морфологический: играют3, облаках3; синтаксический: Он прыгнул в сторону, задел ореховый куст4. Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт по сухим листьям4.; пунктуационный: Олень глядел на меня и не спешил убегать5.