Пособие по русскому языку с основами языкознания - Р.Е. Барабанов 2012


Морфология

§1. Морфемика. Морфематические единицы.

Морфемика - раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы (части слова: приставки, корни, суффиксы, окончания) и их типы.

Морфема (от лат. morphem - часть) - минимальная значимая часть слова и единица языка. Морфема в иерархии языковых единиц занимает промежуточное положение между фонемой (звуком) и словом, но в отличие от фонемы, которая выполняет смыслоразличительную функцию (например, «сон» и «сом»), морфема имеет значение словообразовательное или формообразующее. Но в отличие от слова, морфема не имеет лексического значения, не имеет номинативной (от лат. nomina - имя) то есть назывной функции и не употребляется в речи вне состава слова.

В русском языке различают следующие морфемы:

1. Приставки (преффиксы) - это аффиксы, находящиеся в препозиции (перед корнем).

2. Корень - является смысловым ядром слова, носителем лексического значения.

3. Суффиксы (унификсы - уникальные суффиксы) - суффиксы, встречающиеся в единичных словах. Пример, «дет-ВОР-а» и «люб-ОВЬ». Имеются также постфиксы - суффиксы после флексий. Например, «встречалиСЬ» и «идёмТЕ».

4. Окончания (флексии) - находятся в конце изменяемых слов.

5. Аффиксы - все морфемы, кроме корня. Выражают словообразование и грамматическое значение. Например, «лес - лесной»; «лес - леса - лесу» - грамматические формы одного слова или словоформы.

Все морфемы делятся на:

1. Корневые - самостоятельные. Пример: («о» от лат. - «подобный») гуманОид;

2. Аффиксальные + аффиксоидные (от лат. afficxum - прикрепление) - служебные. Например, полУАвтомат.

В русском языке существует пример фразы, где все корневые морфемы заменены на несуществующие. «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка» — искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков. Несмотря на это, общий смысл фразы понятен: некоторое, определенным образом характеризуемое, существо женского пола что-то сделало определённым образом с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до настоящего момента) делать что-то другое с его детёнышем (или более мелким представителем того же вида). Фраза создана для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии. Пример был предложен академиком Л. В. Щербой в 1930-е и использовался на вводных лекциях к курсу «Основы языкознания». Широкую известность эта фраза приобрела после публикации научнопопулярной книги Льва Успенского «Слово о словах».

° Контрольные вопросы!

1. Расскажите, что такое морфемика?

2. Дайте определение понятию морфема.

3. Какое значение морфема имеет для русского языка?

4. Какие виды морфем различают в русском языке?

5. На какие типы делятся все морфемы?

6. Приведите пример фразы с использованием несуществующих морфем и объясните её смысл. Кем и когда она была предложена?

§2. Имя существительное.

Наиболее древним из имён является имя существительное. В процессе исторического развития русского языка, имена существительные, которые выполняют важнейшую функцию, называя предмет в широком смысле, давали возможность, говорящим на русском языке, появиться другим именам, например, кратким прилагательным. А имена, называющие число, количество, обособились в отдельную часть речи; имена стали включать в себя имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение.

Например, Оседлал Добра коня (существительное - Добр конь). Едет по чисту полю (существительное - чисто поле). Существительные обозначают или имеют значение предмета.

Кстати говоря, термин «местоимение» означает «вместо имени»: сравните ушедшее из употребления «местоблюститель», то есть временно занимающий чьё-то место.

Функциональное значение имени существительного:

Семантика (в широком смысле) - имя существительное выражает общее грамматическое значение предметности. Существительное может быть названиями живых существ; конкретных предметов; вещей; веществ; отвлечённых действий и состояний; свойств и качеств, и других явлений действительности. Имя существительное обладает глобальным свойством предметности.

Исходя из выше сказанного, необходимо ввести такое понятие, как денотата - предметное назначение, отражением которого является существительное.

Грамматические (морфологические) свойства существительного:

1. Не словоизменительные признаки - грамматические категории имени существительного: род и одушевлённость.

2. Классификационные признаки: род, число и падеж. Итак, существительные обладают наиболее общими, грамматическими категориями рода, числа и падежа. В русском языке есть единственное, множественное число и остатки от древнего двойственного числа.

3. Словоизменительные признаки: к ним в русском языке относятся морфемы.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое имя существительное и какую функцию оно выполняет?

2. Приведите ряд примеров имени существительного.

3. Каково функциональное значение имени существительного?

4. Что такое денотата?

5. В чем заключаются морфологические свойства существительного?

§3. Морфемы - части слова.

Корень.

Существуют варианты одного и того же корня, которые вызваны историческими чередованиями. Эти варианты принято называть алломорфорами. Пример: - бр - / - бер - /- бир - / - бор; брать - беру - собираю - сбор.

Свободные корни - легко сочетаются со словообразовательными аффиксами, но могут употребляться и без них. Пример: вода - вод (родительный падеж).

Связанные корни - они встречаются только в соединении со словообразовательными аффиксами и самостоятельным значением не обладают. Пример: об - У - ть, раз - У - ть; при - ЧАЛ - и - ть, от - ЧАЛ - и - ть; при - ВЫК - а - ть, от - ВЫК - а - ть. В случае с корнем ЧАЛ, то он произошел от старинного слова ЧАЛКА - место, куда причаливали лодки.

Аффиксы (словообразовательные).

Служат для образования новых слов. Для образования грамматических форм слов служат формообразующие аффиксы. Совокупность формообразующих аффиксов в словах - это словоформа.

К формообразующим аффиксам относятся: суффиксы, использующиеся для образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных (умн - ее; умн

- ей - ший), форм прошедшего времени глагола (сиде - л), повелительного наклонения (бег - и), для образования рядовых пар глагола (рассказ - а - ть, рассказ - ыва - ть); для образования причастий и деепричастий (чита - ющ - ий, чита - вш - ий). Суффиксы могут отражать фазисное значение - изменение течения действия.

Наиболее распространенным аффиксом является окончание или флексия. Этот аффикс за пределами основы и служит для выражения синтаксических отношений данного слова к другим словам в словосочетаниях и предложениях.

Кроме материально выраженных окончаний, есть окончания нулевые, которые обнаруживаются при сопоставлении с другими словами (в парадигме склонения существительных).

Нулевые окончания встречаются:

1. В именах существительных мужского и женского рода именительного падежа (лес_; тень_; стол_);

2. В именах существительных множественного числа родительного падежа (солдат_; стен_; окон_);

3. В кратких прилагательных и страдательных причастиях единственного числа мужского рода (красив_; прочитан_);

4. В глаголах в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа и в форме сослагательного наклонения мужского рода единственного числа (ходил_; был_; ходил бы_);

5. В различных формах местоимений и числительных (если_; один_; весь_; двадцать_).

Основа.

Основа - это часть слова без окончания, выражающая лексическое значение.

Непроизводные основы - это немотивированные и не членимые по своей структуре равные корню основы: хлеб, гора.

Производные основы - это мотивированные основы, которые могут быть объяснены с помощью родственного слова: хлебный, пригорок. Производная основа членима и выделяет два словообразовательных элемента: основу + словообразовательный аффикс.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое корень слова?

2. Дайте определение понятию алломорфоры.

3. Расскажите о свободных и связанных корнях.

4. Что такое аффиксы и для чего они служат?

5. Какие виды аффиксов существуют в русском языке? Приведите примеры.

6. Дайте определение словоформе.

7. Что такое фазисное значение?

8. Какую функцию выполняет флексия?

9. Перечислите случаи, в которых встречаются нулевые окончания.

10. Раскройте понятие основы. Какие виды основы вы знаете?

§4. Словообразование.

Имена существительные являются базой для образования новых имён существительных (например, лес - лесовик), имён прилагательных (например, лес - лесной). Самый продуктивный способ образования существительных - морфологический, в частности - суффиксальный. На базе различных сочетаний слов, путём словосложения, образуются сложные и сложносокращённые существительные (например, аббревиатуры.) Разряды существительных (лексико-грамматические разряды):

1. Автоним - реальное имя человека.

2. Псевдоним - вымышленное имя человека.

3. Имена собственные - индивидуальные названия предметов. В имена собственные входят и индивидуальные названия предметов (например, Москва).

4. Имена нарицательные - названия предметов в широком смысле, как представителя целого класса однородных предметов (например, аудитория). В число имён нарицательных входят существительные:

• Конкретные (считаемые существительные - их можно посчитать, представить себе в отдельности).

• Отвлечённые или абстрактные (не считаемые - употребляемые только в формах одного числа, чаще - единственного). Например, тишина, красота, возвращение.

• Собирательные (называют совокупность однородных предметов). Например, студенчество, учительство, листва, посуда, тряпьё.

• Вещественные (называющие вещества). Например, мёд, молоко, духи, аспирин.

Разновидностью конкретных существительных являются существительные единичные, а существительные, употребляемые только во множественном числе - плюративные (существительные, обозначающие парные предметы). Например, уши, сапоги.

У существительных-симвулятивов есть узнаваемые словообразовываемые морфемы (суффиксы -ин и -инк) в разговорной речи.

В словообразовании изучаются только производные, мотивированные слова. Словообразовательная мотивация - такие отношения между двумя однокоренными словами (словообразовательной парой), когда одно из этих слов можно истолковать через другое: лес - лесной, белый - белеть, баян - баянист.

Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности, образует словообразовательную цепь: вода - обезводить - обезвоживать - обезвоживание.

Словообразовательную пару составляют производящие и производные слова, например, дорога - дорожный.

Производное слово (мотивированное) обычно соотносится только с одним производящим (мотивирующим), например, построить от строить. Однако в некоторых случаях производные слова имеют по два производящих. Например, обрадоваться: обрадовать образует обрадоваться и радоваться образует обрадоваться. Такое явление называется множественностью (неединственностью) мотивации или множественностью словообразовательной структуры слова, под которой понимается формально-семантическое отношение производного слова к его производящему, выражаемое формантом, то есть словообразовательным аффиксом (запеть - начать петь, чистить - делать чистым).

Словообразовательный тип - формально-семантическая схема построения производных слов определенной части речи.

Производные слова, составляющие словообразовательный тип, характеризуются общностью трех основных признаков:

1. Имеют производящие, относящиеся к одной и той же части речи;

2. Имеют один и тот же словообразовательный формант;

3. Имеют одно и то же словообразовательное значение, то есть выражают одинаковые семантические отношения к своим производящим.

Так, например, к разным словообразовательным типам относятся слова провод-ник (от проводить) и ель-ник (от ель).

Словообразовательное гнездо - совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Например, новый - новость - по-новому - новинка - обновить - обновленный.

В процессе образования производного слова возможны различные морфонологические явления в производящей и производных основах: чередования звуков, усечение звукового состава производящей основы, наложение звуков в составе производной основы. Например, друг - дружба - друзья; крепк-ий - креп-ость; коричневый - коричневатый.

Основные способы словообразования в русском языке:

В русском языке традиционно выделяю 4-ре способа словообразования: морфологический, относящийся к синхронному (от греч. syn - совместно и chronos - время), то есть к современному словообразованию, и неморфологические способы, относящиеся к историческому, или диахроническому словообразованию (от греч. dia - через и chronos - время): лексико-синтаксический, лексико-семантический и морфолого-синтаксический.

Под морфологическим, наиболее продуктивным, способом словообразования понимается образование новых слов на базе существующих в языке основ и словообразовательных аффиксов. Основные типы морфологического словообразования, существующие в русском языке: аффиксация, безаффиксный способ, сложение, аббревиация.

Аффиксация - это образование нового слова путем присоединения к производящей основе словообразовательных аффиксов. Выделяются следующие разновидности аффиксации:

1. Суффиксация: чита-тель, стар-ик, красн-е-ть, два-жды, москв-ич, момент- альн-ый.

2. Префиксация: ни-кто, не-что, после-автра, сверх-гигант, анти-санитарный, записать.

3. Постфиксация: волновать-ся, учить-ся, радовать-ся.

4. Префиксация в сочетании с суффиксацией: с-но-ва, при-бреж-н-ый, со-курс- ник, от-голос-ок.

5. Префиксация в сочетании с постфиксацией: про-говорить-ся, рас-шуметь-ся, до-играть-ся, в-думать-ся.

6. Суффиксация в сочетании с постфиксацией: ветв-и-ть-ся, петуш-и-ть-ся.

7. Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией: при-лун-и-ть-ся, о-банкрот-и-ть-ся, пере-шепт-ыва-ть-ся.

Безаффиксный способ словообразования (или нулевая суффиксация) заключается в том, что образующая основа без добавления каких-либо аффиксов становится основой имени существительного. В качестве образующих выступают лишь основы глаголов и имен прилагательных. От глаголов (чаще префиксных) образуются имена существительные мужского рода: вывоз от вывозить, уход от уходить, бег от бегать; реже - имена существительные женского рода: перекись, прорезь, перемена.

От прилагательных образуются имена существительные женского рода: синь от синий, сушь от сухой.

Сложение представляет собой образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух и более основ (или слов). Различают следующие разновидности:

1. Чистое сложение (с интерфиксом и без): лес-о-степь, сух-о-фрукты, овц-е-вод.

2. Сложение в сочетании с суффиксацией: перв-о-класс-ник, канат-о-ход-ец.

Аббревиация (от лат. brevis - короткий) - образование новых слов путем сложения начальных сокращенных частей слов, входящих в словосочетание, используемое для наименования. Этим способом образуются только имена существительные, которые называются сложносокращенными словами или аббревиатурами. Аббревиатуры являются вторичными наименованиями, повторяя лексическое значение исходного словосочетания. В русском языке действуют следующие разновидности этого способа словообразования:

1. Инициальный способ:

а) буквенные аббревиатуры: МГУ, СТД (Союз театральных деятелей;

б) звуковые аббревиатуры: ВУЗ, МИД, ОВИР, МХАТ, ЗАГС.

Инициальный способ является самым распространенным в русском языке.

2. Сочетание начальных частей слов, так называемая слоговая аббревиация: профком - профсоюзный комитет, филфак - филологический факультет, собкор - собственный корреспондент. Слоговая аббревиация относится к продуктивным способам.

3. Сочетание начальной части слова с целым словом: зарплата, сберкнижка, стенгазета, агитпункт. Данный вид аббревиации широко используется в современном словообразовании.

4. Сочетание начала первого слова с формой подчиненного косвенного падежа имени существительного: завкафедрой, управделами. Этот вид аббревиации относится к малораспространенным.

5. Сочетание начала первого слога с началом и концом второго: эс/мин/ец - эс (кадренный) мин(онос)ец; био/ника - био(логия) + (электр)оника. Такие слова называют телескопическими. Этот вид аббревиации развивается в современном русском языке под влиянием западноевропейских языков.

Неморфологические способы словообразования:

1. Лексико-синтаксический способ словообразования представляет собой слияние, сращение в одно слово словосочетания с возможным участием служебных слов. Слова, образованные таким способом, во всех своих формах тождественны исходному словосочетанию: умалишенный, сильнодействующий (ср. ума лишенный, сильно действующий).

Способом сращения образованы наречия (сегодня из сего дня, тотчас из тот час т. п.), единичные глаголы (заблагорассудится, злоумышлять) и большая группа прилагательных (глубокоуважаемый, слаборазвитый). Прилагательные-сращения широко распространены в книжной речи и научнотехнической терминологии.

2. Лексико-семантический способ словообразования заключается в том, что разные значения (ЛСВ) одного и того же слова превращаются в разные слова, то есть происходит расщепление многозначного слова на омонимы. Пример: дача и дача показаний; отпуск и отпуск продуктов.

Самостоятельным словом может стать и одна из грамматических форм, а не вся парадигма производящего, исходного слова. Такое явление называется лексикализацией словоформы. Например, часы - час и часы (наручные), поля - поле и поля (в тетради).

3. Морфолого-синтаксический. Под этим способом словообразования понимается образование новых лексических единиц в результате перехода слов из одной части речи в другую. При этом меняется не только лексическое значение слова, но и его морфологические свойства и синтаксическая функция. Например, печь - глагол и существительное, правда - существительное и модальное слово, мимо - наречие и предлог.

С помощью именно этого способа словообразования обогащают свой состав такие части речи, как категория состояния (ему весело), частицы (только, даже), междометия (Батюшки! Караул! Вон!). Часты случаи перехода причастий в прилагательные. Пример: открытое лицо, взволнованный вид. Однако наиболее распространенной разновидностью морфолого-синтаксического способа словообразования является субстантивация, то есть переход из других частей речи в имя существительное. Чаще всего субстантивируются имена прилагательные. Пример: приданное, мостовая (полная субстантивация), больной (неполная субстантивация). Такие слова называются субстантиватами.

° Контрольные вопросы!

1. Какую роль играют существительные в словообразовании?

2. Какие лексико-грамматические разряды существительных вы знаете?

3. Как называются существительные, обозначающие парные предметы?

4. Что такое словообразовательная мотивация?

5. Приведите пример словообразовательной цепи.

6. Дайте определение словообразовательной паре.

7. Что такое словообразовательный тип? Приведите пример.

8. Расскажите о словообразовательном гнезде.

9. Перечислите основные способы словообразования в русском языке. Раскройте их основные понятия.

10. Что относится к морфологическим и неморфологическим способам словообразования. Дайте несколько примеров.

11. Что такое субстантивация?

12. В чем заключается суть лексикализации?

§5. Изменение в составе и структуре слова.

К такого роду изменениям относятся: опрощение, переразложение, усложнение основы, декорреляция морфем.

Опрощение - это такое изменение морфемной структуры слова, при котором ранее членимая на морфемы (производная) основа превращается в непроизводную (корневую). Примеры: неделя (утратилась семантия - связь со словом делать), скорняк (исчезли слова скора - шкура, кожа, и скорня - изделие из кожи или меха); долото - долбить, масло - мазать (здесь фонетические изменения в производном слове, в результате чего утрачивается связь с производящим словом); основы слов - знак и звук стали непроизводными, так как утратился суффикс -къ-.

Переразложение. В этом случае утрачиваются прежние границы между морфемами, при сохранении членимости производной основы на морфемы. Причина - утрата языком производящего слова при сохранении родственных слов: лежбище - лежба (ср. стрельба - стрельбище); с утратой производящего слова лежба слово лежбище стало соотноситься с глаголом лежать, а в его основе стал выделяться один суффикс: -бищ- вместо -б- и -ищ-.

Переразложение основы чаще происходит на стыке производящей основы и суффикса, реже - на стыке производящей основы и приставки.

В результате переразложения основ в русской словообразовательной системе появляются новые аффиксы. Например: суффикс -ник- (наставник) появился в результате образовавшегося соединением суффикса имени прилагательного -н- и суффикса имени существительного -ик- (ср. двойной - двойник); суффикс -инка- в словах со значением малой дозы частицы вещества (росинка, соринка) появился в результате слияния суффикса единичности -ин(а)- и уменьшительного -к(а)- (соломина - соломинка); из сочетания приставок о- и без-, не- и до- образовались новые приставки обез-; недо- (обезболить, обезводить, недовыпуск, недоразвитый).

Усложнение основы - это изменение морфемной структуры слова, при котором ранее непроизводная основа превращается в производную (членимую на морфемы). Этот процесс противопоставляется процессу опрощения. Усложнение основы происходит обычно у слов, заимствованных русским языком. Одна из причин усложнения основ - установление семантико-словообразовательных соответствий между родственными заимствованными словами. Так, слово рафинад (фр. Raffinade) было заимствовано русским языком в начале 19-ого века и имело непроизводную основу. С появлением глагола рафинировать (фр. Raffiner) в его основе стали вычленяться корень и суффикс: рафинад (ср. основу глагола рафин-ирова-ть).

Усложнение основы может происходить и в результате установления семантикословообразовательных соответствий между заимствованным и русским словами. Например, заимствованное слово фляжка (польское flazka) было вначале словом с непроизводной основой. Под влиянием русских одноструктурных слов типа дорожка - дорога появилось слово фляга, а основа слова фляжка стала членимой - стала делиться на корень и суффикс, то есть подверглась усложнению (фляж-к-а).

Декорреляция морфем - это изменение характера или значения морфем и соотношения их в слове при сохранении членимости слова, числа и порядка следования морфем. Например, суффикс -j- в словах типа братья, мужья из словообразовательного со значением собирательности превратился в формообразующий, посредством которого образуется основа форм множественного числа имен существительных.

° Контрольные вопросы!

1. Изменения в составе и структуре слова вы знаете? Перечислите все существующие виды.

2. Расскажите о том, что такое опрощение.

3. Чем характеризуется переразложение?

4. В чем заключается суть усложнения основы?

5. Что такое декорреляция морфем?

§6. Местоимение.

В русском языке существует закрытый(!) класс местоименных слов, значение которых характеризуется максимальной степенью обобщённости (абстрагирование). Это позволяет таким словам функционировать в языке в качестве своеобразных «заместителей», представителей знаменательных частей речи: существительных, прилагательных, числительных и наречий.

Например,

Кто; кто-нибудь.

Люди, живые существа.

Такой, какой-то, чей.

Признак предмета (например: хороший, мамин).

Столько-то, сколько, который.

Название количества или порядка считаемых предметов (например: двадцать, двадцатый).

Тогда, когда, там, где.

Название признака действия по времени (вчера, сегодня) или месту (дома, справа)

Именно это свойство местоимений применяется в школьной практике преподавания и для различения семантики частей речи, функций членов простого предложения и в придаточных предложениях (союзное слово в роли союза; местоимение в роли подлежащего).

• Я узнал о человеке, который считается гением. (О. Джобсе.)

Который - местоимение в функции подлежащего.

• Я купил ту самую книгу, которую так давно искал.

В данном сложном предложении два местоимения. 1) Указательное местоимение ту, которое вместе со словом книгу входит в структуру дополнения. 2) Которую - местоимение, служащее в роли «союзного слова», т. е. союза.

Местоимения в указательной функции «обслуживают» друг друга (взаимозаменяемы).

Например,

• Тот = кто, кто-то, что-либо.

• Такой = какой, который.

• Чей = наш, свой, мой.

Итак, местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, их количество, их порядок, их признаки, не называя их.

Соотносясь с указанными выше частями речи, по формально-грамматическим признакам местоимение можно соотнести со следующими именами:

1.) Местоименные существительные (местоимения-существительные) - я, кто, что-то и подобные, указывающие на предметность, изменяющиеся и функционирующие в предложении, как и существительные (т.е. являющиеся теми же членами предложения, что и существительные).

2.) Местоименные прилагательные: притяжательные, указательные, определительные, относительные и неопределённые; эти слова а) изменяются по родам, числам, падежам; б) указывают на одушевленность, неодушевлённость; в) согласуются с существительными; г) в предложении выполняют функцию согласованного определения или части именного сказуемого. Пример: Так точно думал мой Евгений. Мой - определение. Они всё те же. Они - подлежащее, те же - сказуемое.

3.) Местоименные числительные - указывают на количество. Пример: сколько-нибудь, столько и несколько.

4.) Местоименные наречия: а) относительные - где, как, когда; б) вопросительные - где, как, когда; в) указательные - здесь, там, тогда <потому>; г) отрицательные - никогда, нЕгде (устар. Пример: Негде, в тридевятом царстве...); д) неопределённые - как- нибудь и некоторые другие.

° Контрольные вопросы!

1. Приведите примеры слов «заместителей».

2. Как называется класс местоименных слов, которые характеризуются максимальной степенью обобщенности?

3. Какое свойство местоимений применяется в школьной практике преподавания для различения семантики частей речи? Приведите примеры.

4. Представьте несколько примеров взаимозаменяемых местоимений в указательной функции.

5. Что такое местоимение?

6. С какими именами можно соотнести местоимения по формально-грамматическим признакам?

§7. Прилагательное.

Прилагательное - это часть речи, которая обозначает качество предмета. В объективной реальности может обозначать цвет, вкус, запах и т. д. и т. п.; таким образом, в языке сформировались прилагательные, которые мы называем качественными, то есть эти прилагательные обозначают свойства, присущие предмету и соответственно обладающие свойствами градации: красный - краснее, вкусный - вкуснее, сладкий - слаще. Таким образом, качественное прилагательное как часть речи обладает следующими свойствами: они бывают предметными и у них следующие формальные признаки:

1. Степени сравнения (у большинства): важный - важнее - более/менее важный - важнейший - самый важный (наиважнейший - в современной речи это слово заменяется английским словом «супер»). Степень сравнения может быть простой и сложной;

2. Полная и краткая форма (у большинства): красивый, красив;

3. Формы субъективной оценки: тяжелый - тяжеленький - тяжеленный - тяжеловатый;

4. Возможность образовывать качественные наречия на -о, -е, -и: смелый - смело, искренний - искренне, дружеский - дружески; а также отвлеченные существительные: молодой - молодость, белый - белизна, богатый - богатство, синий - синь, тихий - тишь;

5. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями меры и степени. Пример: очень умный, весьма убедительный и т. д.;

6. Только качественные прилагательные способны управлять зависимым существительным или местоимением. Пример: бледный от волнения (именное управление), способный к языкам, интересный для всех. При этом имеется также приглагольная форма прилагательного;

7. Только качественные прилагательные могут иметь непроизводную основу: черный, зеленый и т. п.;

8. Только качественные прилагательные могут вступать в синонимические и антонимические отношения друг с другом: смелый, храбрый, отважный; бедный - богатый, скупой - щедрый.

Не все качественные прилагательные могут обладать всеми перечисленными признаками, но если мы видим хоть один из этих признаков, то это качественное прилагательное.

Наряду с качественными прилагательными существуют и относительные, которые определяют признак предмета через отношение к другим предметам и поэтому имеют производную, мотивированную основу: сосновый, лесной, глиняный, медвежий (смотря в каком контексте).

Относительные прилагательные не обладают ни одним из восьми признаков качественных прилагательных. Однако, в художественной речи по преимуществу, часто относительные прилагательные некоторые из этих значений могут приобретать. Многие из таких прилагательных вышли из употребления в художественной речи. Пример: железное здоровье, медвежья услуга, золотые волосы, золотой характер и т. п. Такой процесс зачастую приводит к метафоризации.

Третий вид прилагательных - это притяжательные прилагательные. Их семантика - принадлежность предмету или лицу. Как и относительные прилагательные, притяжательные могут быть употреблены как качественные. Пример: медвежья лапа.

Синтаксическая функция прилагательных: они выполняют функцию определения (согласованного и несогласованного) и функцию именной части составного именного сказуемого.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое прилагательное? Дайте определение.

2. Какова роль качественных прилагательных? Что они обозначают?

3. Приведите примеры качественных прилагательных.

4. Какими признаками обладают качественные прилагательные?

5. Дайте определение относительным прилагательным. Перечислите их свойства.

6. Что такое метафоризация?

7. Какова семантика притяжательных прилагательных?

8. Приведите пример притяжательного прилагательного.

9. В чем заключается синтаксическая функция прилагательных?

§8. Числительные.

Числительное - это часть речи, выражающая грамматическое, категориальное значение количества.

Грамматические признаки числительных:

1. Числительные изменяются по падежам;

2. Числительные не изменяются по числам. Исключение: один - не изменяется по числам, так как по грамматическим свойствам приближается к имени прилагательному;

3. У числительных нет категории рода. Исключение: полтора, два, оба; у слова один - три родовые формы (один, одна, одно);

4. У числительных нет категории одушевленности, неодушевленности (но числительные один, два, оба, три, четыре согласуются в соответствии с одушевленностью, неодушевленностью с именами существительными мужского рода: вижу три стола, нет трех столов);

5. Сочетаясь с существительными, числительное (кроме один и дробных числительных) в формах именительного и винительного падежей управляются существительными, требуя формы родительного падежа единственного и множественного числа (формы единственного числа требуют только числительные полтора, два, оба, три и четыре); в формах остальных, косвенных падежей числительные согласуются с существительными в форме нужного падежа. Пример: двух столов, двум столам.

Существительные в сочетании с числительным являются одним, неделимым членом предложения (неделимое словосочетание).

Структура (состав) числительных:

1. Простые, непроизводные (два, десять);

2. Сложные, производные (пятьдесят, триста, шестьсот);

3. Составные числительные. Состоят из нескольких простых или сложных числительных (двадцать пять, сто тридцать два с половиной).

В структуру составных числительных нередко включаются слова других частей речи, которые компенсируют отсутствие соответственных числительных. Например, две тысячи сто. Слово тысяча не утратило грамматических признаков существительного: категорию одушевленности, неодушевленности; рода. Но когда тысяча, миллион, миллиард; треть, половина; субстантивированные прилагательные: десятая, сотая, тысячная и т. п. входят в состав числительных, они утрачивают свойство прилагательных и не вычленяются из структуры составных числительных (куда могут включаться союз «и» и предлог «с»). Пример: две и одна треть, восемь с половиной.

Грамматические разряды имен числительных:

В школьной грамматике выделяют два разряда имен числительных: количественные и порядковые.

Количественные отвечают на вопрос сколько? - пять, десять и т. д.

Порядковые обозначают порядок перечисления предметов и отвечают на вопрос который? - пятый, десятый и т. п.

Числительные могут обозначать как целые, так и дробные числа + количество предметов как целую избирательную совокупность.

Принято разграничивать три грамматических разряда числительных:

1. Количественные (три, двести);

2. Дробные (две третьих и т. п.);

3. Собирательные (пятеро, трое).

К именам числительным примыкают неопределенно-количественные слова: много, немного, мало (в школьной программе это наречия); сколько, несколько, сколько-нибудь и столько (в школьной программе это местоимения). Стоит различать: у нас есть немного времени (числительное); мы немного устали (наречие); возьмем несколько яблок (числительное); задание несколько отличается от предыдущего (местоимение). Необходимо знать, что слова: сотня, дюжина, десяток - это существительные.

Склонение:

1. У числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части. Появляется интерфикс - пятидесяти;

2. У составных, количественных и дробных имен числительных склоняются все компоненты: пятидесяти двух. Исключение: дробные числительные - два с четвертью, восемь с половиной (от двух с четвертью, перед восьмью с половиной);

3. Склонение собирательных числительных напоминает склонение разных типов имен прилагательных.

Именительный падеж - двое, пятеро;

Родительный падеж - двоих, пятерых;

Дательный падеж - двоим, пятерым;

Винительный падеж - двое, пятеро;

Творительный падеж - двумя, пятью;

Предложный падеж - двоих, пятерых.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое числительное?

2. Перечислите основные грамматические признаки числительных.

3. Расскажите, что собой представляют неделимые словосочетания.

4. Какова структура числительных?

5. Какая основная отличительная особенность состава числительных?

6. Назовите грамматические разряды имен числительных.

7. Сколько принято разграничивать грамматических разрядов числительных? Приведите примеры.

8. Какие слова могут примыкать к именам числительным?

9. Какова особенность склонения числительных?

§9. Наречия.

Наречие - так называется часть речи, которая указывает на признак действия или различные обстоятельства, при которых данное действие протекает или совершается.

Наречие относится к глаголу и показывает, как, где, когда, с какой целью, по какой причине происходит действие. Примеры: 1. Он живёт весело. 2. Мы живём по-новому. 3. Работай всегда аккуратно. 4. Сегодня артисты выступают здесь, а завтра уезжают в колхоз. 5. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. (П.) 6. Чему

обрадовался сдуру?

Наречие может относиться также к прилагательному и к другому наречию и указывать на их признаки: Всегда приветлив. Всюду известный. Очень старательный. Очень хорошо учится. Весьма охотно работает.

Наречие не изменяется (не склоняется и не спрягается) и в предложении обычно бывает обстоятельством.

Примечание. Наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную степень: быстро - быстрее, громко - громче.

Разряды наречий.

По значению наречия делятся на следующие основные разряды:

Разряды:

Вопросы, на которые отвечают:

Примеры:

1. Наречия образа действия

Как? Каким образом?

Хорошо, быстро, по-учёному, геройски, набело, верхом, еле-еле, так, вдруг, никак.

2. Наречия времени

Когда?

Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, никогда, некогда.

3. Наречия места

Где? Куда? Откуда?

Здесь, там, вблизи, везде, дома, сюда, оттуда, направо, нигде, никуда.

4. Наречия меры и степени

Сколько? Насколько?

Много, дважды, впятеро, очень, весьма, совсем.

5. Наречия причины

Почему? Отчего?

Сгоряча, сослепу.

6. Наречия цели

С какой целью? Для чего?

Назло, нарочно, незачем.

Примечание. К наречиям также относят: 1) некоторые слова, которые бывают всегда сказуемым безличного предложения: надо, необходимо, нельзя, жаль и др.; 2) некоторые слова, которые не являются членами предложения: конечно, пожалуйста, по- видимому, впрочем и др.; во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.

Образование наречий.

Наречия главным образом образуются от различных частей речи.

Почти от каждого прилагательного можно образовать наречие. От качественных прилагательных образуются наречия на -о, -е: чистый - чисто, старательный - старательно, певучий - певуче, искренний -искренне и так далее.

От относительных прилагательных наречия образуются, главным образом, при помощи приставки по- и окончания дательного падежа единственного числа мужского рода, а от прилагательных на -ский - при помощи окончания -и: осенний - по-осеннему, военный - по-военному; дружеский - по-дружески; русский - по-русски.

От прилагательных на -ский могут образоваться наречия и без приставки: политический - политически, геройский - геройски и так далее.

От прилагательных на -ий, -ья, -ье образуются наречия на -ьи обычно с приставкой по-: по-волчьи, по-медвежьи, по-заячьи, по-кошачьи, по-собачьи и т.п.

От полных и кратких прилагательных образованы также такие наречия с приставками, как вплотную, зачастую, набело, на чисто, насухо, издалека, снова, свысока.

От косвенных падежей существительных без предлога или с предлогом образованы такие наречия, как утром, днём, чуточку, капельку, дома, босиком, вперёд, издали, сверху.

От притяжательных местоимений наречия также образуются при помощи приставки по-: по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему и тому подобные.

От порядковых числительных наречия образуются при помощи приставки в-, во: во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, в-пятых, в-шестых т. п.

От определительных местоимений образованы наречия: совсем, вовсе, всячески.

От местоимений же образовались такие наречия: всегда, тогда, иногда, когда, где, здесь, везде, куда, туда, там и другие..

От числительных образованы наречия: дважды, трижды, втрое, надвое.

Наречия, образованные от местоименных корней, называются местоимёнными наречиями.

От глагола (специально от деепричастий) образованы наречия: молча, лёжа, шутя, зря.

От других наречий при помощи приставки образовались новые наречия: отныне, позавчера, отсюда, откуда, послезавтра и тому подобные.

Некоторые наречия образованы из двух-трёх слов: сейчас, тотчас, втридорога.

Сравнительная степень наречий.

Наречия на -о, образованные от качественных прилагательных, имеют сравнительную степень. Сравнительная степень от наречия образуется так же, как и от прилагательных, т. е. при помощи суффиксов -ее (-ей) и -е: пишу быстро - пиши быстрее, мою чисто - мой чище, сказал громко - скажи громче.

Примечание. Наречие в сравнительной степени, как и всякое наречие, относится к глаголу. Прилагательное же в сравнительной степени относится к существительному и является сказуемым или определением. Нажми сильнее (наречие). Брат сильнее (прилагательное) сестры.

Правописание наречий.

1. Чтобы различать при письме -я и -о в конце наречий, надо помнить:

а) -а пишется в наречиях с приставками из- (ис-), до-, с-: издавна, дочиста, досуха, слева, снова (сравните родительный падеж существительных при соответственных предлогах: из окна, до окна, с окна);

б) -о пишется в наречиях с приставками в-, на-, за-: влево, направо, начисто, засветло, заново (сравните винительный падеж существительных при соответственных предлогах: в окно, наокно, заокно).

2. В конце наречий после ш и ч пишется ь: вскачь, навзничь, сплошь, а также в наречии настежь.

3. От наречий с приставками надо различать похожие на них существительные и прилагательные с предлогами. Например, Я насилу (наречие) выбрался из леса. На силу (существительное) не надейся. Все ученики были налицо (наречие). С любопытством я взглянул на лицо (существительное) вошедшего. Поэтому, обращаясь к наречиям, помните это.

4. Частица не с наречиями пишется слитно при некоторых условиях:

а) если наречие без не не употребляется: необходимо, нелепо, нестерпимо, неуклюже, невзрачно.

б) если наречие с отрицанием не обозначает одно понятие и может быть заменено сходным по смыслу наречием, но без отрицания не: немедленно (т. е. тотчас) приезжай, он встретил нас неприветливо (в данном примере подразумевается «грубо»);

в) в следующих наречиях, в которых не находится под ударением: негде, некуда, неоткуда, некогда, незачем, нехотя и тому подобные..

5. Частица ни пишется слитно в тех наречиях, в которых частица ни всегда бывает без ударения: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, ничуть, нисколько, нимало.

6. Далее представлены группы наречий, в которых пишется чёрточка:

а) в наречиях, образованных от полных прилагательных, местоимений при помощи приставки по-: по-русски, по-весеннему, по-волчьи, по-моему, по-иному.

Исключения составляют следующие наречия: невидимому, попрежнему, попустому.

б) в наречиях с частицами -то, -либо, -нибудь, кое-: куда-то, где-либо, откуда-нибудь, кое-где, кое-как, где-нибудь, откуда-то,зачем-то, как-нибудь, где-то;

в) в сложных наречиях с повторением того же слова или двух близких по смыслу слов: еле-еле, чуть-чуть, мало-мальски, крепко-накрепко, как-никак, нежданно-негаданно, мало-помалу;

г) в наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-): во-первых, во-вторых, в-третьих.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое наречие? Приведите примеры.

2. Сколько и какие вы знаете разряды наречий?

3. Какую степень имеют наречия, образованные от качественных прилагательных?

4. Какое примечание существует в структуре разрядов наречий?

5. Каким образом образуются наречия?

6. Расскажите о сравнительной степени наречий.

7. Чем характеризуется правописание наречий. Дайте несколько примеров.

§10. Глагол.

Глагол - это часть речи, выражающая действие предмета во времени.

Категория вида:

Вид - это признак глагола, выражающий некоторые особенности протекания, описываемого им действия, такие как наличие указания на предел действия, начало или окончание действия, ограниченность его во времени, прерывистость и другие особенности.

Различаются два вида глаголов, совершенный и несовершенный. Глаголы несовершенного вида описывают действие в его течении, без указания на его предел: решал, толстел, шумел, в отличие от глаголов совершенного вида, содержащих указание на оконченность действия или его части: решил, растолстел, зашумел. Большинство русских глаголов образуют видовые пары, например, встречать - встретить, решать - решить, толкать - толкнуть, писать - написать, лелеять - взлелеять, ночевать - переночевать, толстеть - растолстеть, брать - взять, говорить - сказать, садиться - сесть, отрезать - отрезать.

Кроме того, существуют глаголы одновидовые, у которых нет соответствий в другом виде (сожалеть, заискивать и др. - только несовершенного вида; грянуть, хлынуть и др. - только совершенного вида) и двувидовые, у которых формы видов совпадают (женить, казнить, информировать).

Внутри видов существуют также различные подвиды, но далеко не все глаголы имеют все подвидовые формы.

Кратный и некратный подвиды несовершенного вида:

Среди глаголов несовершенного вида выделяются небольшое количество глаголов, имеющих два подвида, кратный и некратный. Некратные глаголы выражают действие непрерывное, однонаправленное, в отличие от кратных, обозначающих действие разнонаправленное, либо прерывающееся, повторяющееся, например, бежать - бегать, брести - бродить, везти - возить, вести - водить, гнать - гонять, ехать - ездить, идти - ходить, катить - катать, лезть - лазить, лететь - летать, нести - носить, плыть - плавать, ползти - ползать, тащить - таскать.

Сюда же можно отнести пары: быть - бывать, видеть - видать/видывать, слышать - слыхать / слыхивать.

У остальных глаголов формы кратного и некратного подвидов совпадают.

В английском языке глаголам кратного подвида соответствуют глаголы из группы времён Indefinite, а некратным - из Continuous. Сравните: Катя ходит в школу. - Kate goes toschool и Катя идёт в школу. - Kate is going to school (причём вторая пара предложений, как русская, так и английская, могут передавать два смысла: "сейчас идёт" и "скоро идёт").

Одновидовые глаголы

• сожалеть, заискивать

• грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, очутиться, понадобиться

Двувидовые глаголы

• женить, казнить, обещать, стартовать, информировать, телеграфировать

Определить, в каком виде употреблён двувидовой глагол, иногда возможно по однородному с ним члену. Сравните:

• Он часто обещал, но редко выполнял обещанное (несовершенный вид).

• Он обещал мне это и выполнил своё обещание (совершенный вид).

Внутриглагольное (видовое) словообразование

Понятие "видовая пара" не совсем точное, так как у одного глагола несовершенного вида могут быть несколько парных совершенного вида, лишь слегка различающихся по значению или стилистически, например, искать - найти, сыскать; пугать - испугать, напугать; обедать - пообедать, отобедать; путать - спутать, перепутать, напутать.

А также у одного глагола могут быть несколько подвидовых форм, например, кричать - закричать, покричать, покрикивать.

Глаголы совершенного вида образуются

• Приставочным способом от глаголов несовершенного вида:

пойти, посочувствовать, построить, подарить

ослепнуть, обрадовать, обозлиться

сделать, состариться

испугать

приготовиться

вырасти

разбередить, растолстеть

Подвиды совершенного вида:

• глаголы со значением начала действия, образованные при помощи приставки за-:

зашуметь, зазвонить, запеть, захотеть

• глаголы со значением окончания действия, образованные при помощи приставки от-:

отшуметь, отзвонить, отжить (век)

• глаголы со значением действия, ограниченного во времени небольшим с точки зрения говорящего промежутком. Образуются при помощи приставки по- и нередко сопровождаются указанием промежутка времени:

пошуметь, покричать, похлопать (по плечу), полежать, поспать (с часок), почитать, побыть (некоторое время), попридержать.

Глаголы несовершенного вида образуются:

• От приставочных глаголов совершенного вида при помощи суффикса -ыва (-ива-);

• От глаголов несовершенного вида при помощи приставки по- и суффикса -ыва (ива-) со значением непрерывно повторяющегося или часто возобновляющегося действия, совершаемого не в полную силу, например:

похлопывать, потрескивать, попискивать, посматривать, пошаливать (о сердце, например), пошатываться.

Формообразование.

Полная парадигма глагола состоит из следующих групп форм (на примере глагола делать):

Личные формы (формы настоящего-будущего времени) изменяются по лицам и числам:

Ед. ч.

Мн. ч.

1 л.

делаю (-сь)

делаем(-ся)

2 л.

делаешь (-ся)

делаете(-сь)

3 л.

делает(-ся)

делают(-ся)

Формы прошедшего времени изменяются по родам и числам:

М. р. ед. ч.

Ж. р. ед. ч.

С. р. ед. ч.

Мн. ч. всех родов

делал (-ся)

делала (-сь)

делало(-сь)

делали(-сь)

Причастия изменяются как прилагательные - по падежам, родам и числам. В двух следующих таблицах формы на -ся и формы во второй строчке клетки относятся к страдательному залогу, а формы в первой строчке клетки без -ся - к действительному.

Причастия настоящего времени:

М. р. ед. ч.

Ж. р. ед. ч.

С. р. ед. ч.

Мн. ч. всех родов

И.

делающий(-ся)

делаемый

делающая(-ся)

делаемая

делающее(-ся)

делаемое

делающие(-ся)

делаемые

Причастия прошедшего времени:

М. р. ед. ч.

Ж. р. ед. ч.

С. р. ед. ч.

Мн. ч. всех родов

И.

делавший(-ся)

деланный

делавшая(-ся)

деланная

делавшее(-ся)

деланное

делавшие(-ся)

деланные

Деепричастия не изменяются:

• настоящего времени: делая(-сь) и (устар., разг.) делаючи(-сь);

• прошедшего времени: делав и делавши(-сь). Для глаголов несовершенного вида употребляется очень редко и почти всегда с отрицанием, например, не спавши всю ночь, ни разу не видевши.

Формы повелительного наклонения не изменяется: делай(-ся), делайте(-сь).

Начальная форма (инфинитив) не изменяется: делать(-ся)

Примечание: приведённая парадигма не включает так называемые аналитические формы - будущего сложного (буду делать) и сослагательного наклонения (делал бы).

Максимальное количество форм (т. е. полную парадигму) имеют переходные глаголы несовершенного вида. Парадигма других глаголов является подмножеством полной парадигмы, а именно:

• у глаголов совершенного вида нет причастий настоящего времени (сделающий(-ся), сделаемый);

• у непереходных глаголов нет форм страдательного залога (бежится, бегомый, беганный);

Для того, чтобы воспроизвести весь набор форм конкретного глагола, в большинстве случаев необходимо и достаточно иметь его основу неопределённой формы.

Две основы глагола:

У большинства глаголов различаются две основы - основа неопределённой формы и основа личных форм. Общие типы соотношений между двумя этими основами выделятся в классы, среди которых 5 продуктивных (под которые попадают сравнительно новые и вновь образующиеся глаголы) и непродуктивные, объединяющие около 400 глаголов.

У большинства русских глаголов основа личных форм образуется из основы неопределённой формы заменой суффиксов:

-а-

-ай-

читать - читают гулять - гуляют

-е-

-ей-

жалеть - жалеют

-ова-

-уй-

советовать - советуют

-ева-

-юй-

горевать - горюют

-ну-

-н-

прыгнуть - прыгнут сохнуть - сохнут

-и-

(исчезает)

хвалить - хвалят садить - садят

-о-

(основа смягчается)

колоть - колют молоть - мелют пороть - порют

Образование неопределённой формы.

Неопределённая форма образуется из основы неопределённой формы путём добавления окончаний

• нулевого к основам на -чь: стричь, беречь, помочь, запрячь.

• -ти (ударного) к основам на согласный: нести, везти, расти.

• -ть к основам на гласный: пилить, встречать, зеленеть.

Исключения: есть, сесть, красть, лезть.

Неопределённые формы других глаголов с окончанием -ть вместо -ти имеют ярко выраженный архаично-просторечивый оттенок: (счёты) весть, (службу) несть.

Образование личных форм.

Личные формы образуются из основы личных форм добавлением личных окончаний одного из двух типов спряжения:

Единственное число

Множественное число

Лицо

1

2

3

1

2

3

1-ое спряжение

-у (-ю)

-ешь

-ет

-ем

-ете

-ут (-ют)

2-ое спряжение

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат (-ят)

Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете - безударные. Под ударением пишутся соответственно - ёшь, -ёт, -ём, -ёте.

Стандартные чередования согласных при спряжении:

При спряжении у некоторых глаголов наблюдается чередование согласных на конце корня:

ч/к

печёшь - пеку(т)

ж/г

бережёшь - берегу(т), бежишь - бегу(т), можешь - могу(т)

д/ж

ходишь - хожу, видишь - вижу, судишь - сужу, бороздишь - борозжу

с/ш

носишь - ношу, красишь - крашу

з/ж

возишь - вожу, лазишь - лажу

т/ч

летишь - лечу, ответишь - отвечу, платишь - плачу

б/бл

любишь - люблю

в/вл

ловишь - ловлю, поздравишь - поздравлю

ф/фл

графишь - графлю

м/мл

кормишь - кормлю

п/пл

купишь - куплю, копишь - коплю, спишь - сплю

° Контрольные вопросы!

1. Что такое глагол?

2. Расскажите о том, что собой представляет глагольный вид?

3. Дайте определение видовым парам глагола.

4. Приведите пример глаголов одновидовых и двувидовых. Расскажите об их особенности.

5. Определите, что такое кратный и некратный глагол. Дайте несколько примеров.

6. В чем заключается внутриглагольное (видовое) словообразование?

7. В чем заключается противоречие понятия «видовая пара»?

8. Каким образом образуются глаголы совершенного вида? Какие вы знаете подвиды совершенного вида? Приведите примеры.

9. Каков механизм образования глаголов несовершенного вида?

10. Сколько временных форм имеют глаголы русского языка? Дайте по одному примеру на каждую временную форму.

11. Что в себя включает формообразование глагола? Каким образом оно изменяется? Какова его специфика для формы настоящего-будущего времени, прошедшего времени, причастия, деепричастия, инфинитива?

12. Какие две основы глагола существуют в русском языке?

13. Каким образом у большинства русских глаголов образуется основа личных форм? Приведите примеры.

14. Как в русском языке образуется неопределенная форма глагола? Дайте несколько примеров.

15. Каким способом образуются личные формы глагола? Расскажите, опираясь на практический пример.

16. Каково стандартное чередование гласных при спряжении глагола?

§11. Предлог.

Предлогом называется служебная часть речи, которая показывает отношение существительного (а также местоимения и числительного) к другим словам. Книга лежат на столе, под столом, около стола, у стола.

Каждый предлог обязательно употребляется вместе с каким-нибудь определённым косвенным падежом. Например, предлог от (чего?) употребляется с родительным падежом, предлог к (чему?) - с дательным падежом. Некоторые предлоги употребляются с двумя или даже тремя падежами. Например, предлог на употребляется с двумя падежами - с винительным или предложным. Пример: сел на скамейку, сижу на скамейке; предлог с употребляется с тремя падежами - с родительным, винительным и творительным: сошёл с вершины, ростом с сестру, говорил со мною (см. список предлогов).

Примечание. Многие предлоги вместе с существительными указывают на место или направление действия. Например, живёт в городе, за городом, под городом; сидел под деревом, на дереве, около дерева, перед деревом; летит над морем, к морю: уехал из деревни, в деревню. Это первоначальное значение предлогов. С течением времени предлоги стали указывать и на время действия, его причину, цель. Например, время действия: после испытаний уехал на месяц; удил от зари до зари; по вечерам читал; к осени вернулся; причина действия: похвалили за хорошую работу; из-за плохой погоды экскурсия не смогла состояться; ребенок заболел от простуды; цель действия: остановился для ночлега.

Список наиболее употребительных предлогов и падежей, с которыми они употребляются (для справок):

1. без (безо) - с родительным (без огня, безо всякой помощи);

2. близ - с родительным (близ леса);

3. в (во) - с винительным (в комнату) и предложным (в комнате, во мраке);

4. вместо - с родительным (вместо отца);

5. вне - с родительным (вне очереди);

6. для - с родительным (для здоровья);

7. до - с родительным (до города);

8. за - с винительным (за руку) и творительным (за горой);

9. из (изо) - с родительным (из города, изо всех сил);

10. из-за - с родительным (из-за угла);

11. из-под - с родительным (из-под ворот);

12. к (ко) - с дательным (к дому, ко мне, ко всякому);

13. кроме - с родительным (кроме брата);

14. между (меж) - с родительным (между двух огней) и творительным (между нами);

15. на - с винительным (на телегу) и предложным (на телеге);

16. над (надо) - с творительным (над городом, надо мной);

17. о (об, обо) - с винительным (о бок, об стену) и предложным (о стене, обо мне);

18. от (ото) - с родительным (от брата, ото всех);

19. перед (передо) пред (предо) - с творительным (перед столом, перед тобой, предо мной);

20. по - с винительным (по пояс), дательным (по воде) и предложным (тосковать по нём);

21. под (подо) - с винительным (под ноги) и творительным (под ногами, подо мной);

22. при - с предложным (при школе);

23. про - с винительным (сказка про лису);

24. ради - с родительным (ради сына);

25. с (со) - с родительным (с горы), с винительным (с гору) и творительным (с сестрой, со мною);

26. сквозь - с винительным (сквозь толпу);

27. среди - с родительным (среди поля);

28. у - с родительным (у дома);

29. через (чрез) - с винительным (через дорогу).

Как видно из списка, ряд предлогов с винительным падежом указывает направление действия (на вопрос куда?): в комнату, за реку, на стол, под ноги. Те же предлоги с предложным падежом (а некоторые с творительным падежом) указывают место действия (на вопрос где?): в комнате, за рекой, на столе, под ногами.

Таблица предлогов.

Падежи

Пред

логи

Р.

без

ради

близ

с

вне

среди

для

у

до

из-под

из

из-за

кроме

между

от

Д.

к

по

В.

в

за

на

о

под

Т.

за

между

над

перед

под

с

про

по

сквозь

через

П.

о

на

в

по

при

Примечание. Предлоги, которые употребляются при двух или трёх падежах, в таблице подчёркнуты прямой чертой.

Различные части речи в роли предлогов.

Различные части речи могут употребляться в значении предлогов. Чаще всего в значении предлогов употребляются наречия. Например,

Наречия. Наречия в роли предлогов.

Впереди показался всадник; Впереди (чего?) отряда ехал всадник;

Пуля прожужжала мимо; Мы прошли мимо (чего?) рощи;

Вокруг всё было тихо; Мы сидели вокруг (чего?) костра;

Мы исходила весь город вдоль и поперёк. Мы шли вдоль (чего?) дороги. Поперёк (чего?) дороги лежало бревно.

Приходи после, сейчас некогда; После (чего?) уроков мы пошла на каток;

Он шёл сзади; Сзади (кого?) нас раздался незнакомый голос;

Весь класс работал согласно. Всё было сделано согласно (чему?) нашему желанию.

Деепричастие благодаря также часто выступает в значении предлога. Ученики ушли, благодаря учителя за проведенную им консультацию (здесь благодаря -

деепричастие). Благодаря (чему?) хорошим дождям посевы поднялись (здесь благодаря - предлог).

Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом.

Правописание предлогов.

1. Предлог, как особая часть речи, всегда пишется отдельно от того слова, перед которым он стоит. Предлог необходимо отличать от приставки, которая пишется вместе. Для этого следует помнить: 1) что при глаголах бывают только приставки: написал, ушёл, задумал; 2) что после предлога всегда можно поставить падежный вопрос: капли дождя падали на (что?) лицо; я пошёл с (кем?) ним; 3) между предлогом и существительным или прилагательным можно вставить ещё какое-нибудь слово (местоимение или прилагательное): капли дождя падали на моё лицо; мы гуляли в большой красивой сосновой роще.

Приставка никогда не требует после себя падежного вопроса, и между нею и корнем никакого слова вставить нельзя. Все библиотечные книги были налицо. Он жил в пригороде.

2. Сложные предлоги из-за, из-под пишутся через чёрточку: из-за дождя.

3. Предлоги в течение, в продолжение пишутся раздельно: в течение дня, в продолжение лета. Предлог вследствие пишется слитно: вследствие болезни он отстал в ученье.

° Контрольные вопросы!

1. Дайте определение, что такое предлог?

2. Приведите примеры наиболее употребительных предлогов и падежей, с которыми они употребляются.

3. На что указывают предлоги с родительным и предложным падежами?

4. Какое значение приобретают предлоги, употребляясь вместе с существительными?

5. Какие части речи употребляются в роли предлогов? Какова разница между этими частями речи и их употреблением в роли предлогов? Приведите примеры.

6. Расскажите о правописании предлогов.

§12. Союз.

Союз - служебная часть речи, которая употребляется для соединения слов или предложений.

Некоторые союзы, например, и, а, но, да, или, могут связывать как отдельные слова, так и предложения. Князь Игорь и Ольга на холме сидят. (П.) И растёт ребёнок там не по дням, а по часам. (П.) (В этих примерах союзы и, а соединяют отдельные слова.) Поднялся ветер, и тихий шорох пробежал по саду. Солнце село, но в лесу светло. (В этих примерах союзы и, но соединяют отдельные предложения.)

При союзах и, а, но, да, или предложения связываются между собой как равноправные, равноценные. Эти союзы называются сочинительным и союзами.

Другие союзы, например, чтобы, когда, если, потому что и др. связывают только предложения. При таких союзах одно предложение зависит от другого и его поясняет. Мы спешили (зачем?), чтобы не опоздать на поезд. (Здесь второе предложение указывает цель того, о чём говорится в первом.) Я не попал в театр (почему?), потому что все билеты были распроданы. (В данном примере вторая часть предложения указывает причину того, о чём говорится в первой части этого предложения).

Союзы, соединяющие предложения, из которых одно зависит от другого, называются подчинительным и союзами.

Правописание союзов.

Союзы также, тоже, чтобы, зато, оттого, поэтому, итак пишутся слитно.

Их нужно отличать от наречий с частицами или союзами (так же, и так), от местоимений с частицами (то же, что бы) и от местоимений с предлогами (за то, от того, по этому), которые всегда в русском языке пишутся раздельно.

Например, Я хочу, чтобы ты мне всё рассказал (здесь чтобы - союз). Что бы я тебе ни рассказал, ты всё забудешь (здесь что - местоимение, а бы - частица; частицу бы в этом предложении можно переставить: Что я тебе ни рассказал бы, ты всё забудешь).

Говорили все. Витя тоже говорил (здесь тоже - союз, близкий по значению к союзу и: Говорили все, и Витя говорил). Витя говорил то же, что и все (здесь то же состоит из указательного местоимения то и частицы же; то же - в значении то же самое).

Итак, всё стало ясно (итак - здесь союз, имеющий значение следовательно). Он говорил много и так громко, что всё было слышно (здесь и так состоит из наречия так и союза и). Он поработал много, зато добился цели (здесь зато - союз). Спрячься за то дерево (здесь за то состоит из предлога за и указательного местоимения то).

° Контрольные вопросы!

1. Расскажите, что такое союз?

2. Какова роль союзов в русском языке?

3. Какую функцию выполняют союзы? Приведите примеры.

4. Какие союзы называются сочинительными? Представьте несколько примеров.

5. Что собой представляют подчинительные союзы?

6. Расскажите о правописании союзов.

§13. Частицы. Значение частиц.

Частицей называется служебная часть речи, которая придаёт предложению или отдельным его составляющим частям различные смысловые оттенки.

Частицы по своей роли в языке делятся на две основные группы.

К первой группе относятся такие частицы, которые выражают отношение говорящего к тому, что высказано в предложении. Например, Неужели вы не узнаёте меня? (Частица неужели выражает вопрос и удивление, а частица не - отрицание). Было так темно, что даже в двух шагах ничего нельзя было различить (частица даже имеет усилительное значение, передающая эмоциональный оттенок речи говорящего).

Ко второй группе относятся те частицы, при помощи которых образуются формы слов (т. е. эти частицы выполняют роль приставок и суффиксов). Например, при помощи бы образуется сослагательное наклонение: сделал бы, если бы было возможно; при помощи частиц -нибудь, -либо, -то, кое- образуются неопределённые местоимения и наречия: кто-нибудь, что-либо, кто-то, кое-что, где-то; при помощи частиц не и ни образуются отрицательные местоимения и наречия: никого, никакой, нигде.

Частицы первой группы по своему значению делятся на следующие разряды:

1. Вопросительные: разве, неужели, ли. Разве ты не был на Кавказе? Неужели ты не был на Кавказе? Был ли ты на Кавказе?

2. Восклицательные: что за, как. Что за интересная книга! Как хорошо написана!

3. Усилительные: даже, уже (уж), и, ведь, вот, то, же, ни. Даже он пришёл. Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за Родину свою! (Л.) Это и ребенок поймёт. Ведь ты об этом знал. Вот он явился. Он-то придёт. Я же ему говорил.

4. Ограничительные: только, лишь, лишь только. Только он пришёл. Лишь он пришёл. Лишь только он пришёл.

5. Отрицательные: не. Я не знал.

Примечание. К частицам относят слова да, нет, которые в речи могут употребляться в качестве отдельных предложений. Был ли ты в Москве? - Да, был. - Нет, не был.

Правописание частиц.

I. Частицы кое-, -нибудь, -либо, -то, -таки, -ка пишутся через чёрточку: кое-кто, как-нибудь, кто-либо, кто-то, всё-таки, давай-ка, чем-нибудь, что-то;

II. Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно. Отдохнул бы ты.

III. Частица не в одних случаях пишется слитно, в других - раздельно.

Частица не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется: невежда, несчастный, негодовать, нельзя, неистовство, необходимый, ненавидеть;

2. С существительными, прилагательными и наречиями, если они в соединении с отрицанием не обозначают новое понятие (такие слова могут быть заменены близкими по значению словами, но без отрицания не): неприятель (враг), невысокий (среднего роста);

3. С полными причастиями, если они не имеют при себе пояснительных слов: В нашем классе нет неуспевающих учеников (сравните: В нашем классе нет не успевающих по математике учеников.);

4. В отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях, когда на отрицательной частице стоит ударение и она не отделена предлогом от последующего местоимения: некому (сравните: не к кому), нечем (сравните: не с чем), негде, некуда.

Частица не пишется раздельно:

1. От существительных, прилагательных, местоимений, числительных и наречий, если есть (или подразумевается) противопоставление. Пример: Он нам не приятель, а враг. Не здоровому нужен врач, а больному. Не ты это сделал (а кто-нибудь другой). Не хорошо он сделал (а плохо).

2. От глаголов, которые могут употребляться и без не: не мог, не хотел, не уходя.

3. От кратких причастий: Работа не закончена. Собрание ещё не открыто.

4. От полных причастий, имеющих при себе пояснительные слова: Я принялся за не законченную вовремя работу (сравните: Я принялся за незаконченную работу.).

IV. Частица ни пишется в одних случаях слитно, в других - раздельно.

Частица ни пишется слитно:

1. Со следующими местоимениями, если частица ни не отделена от местоимения предлогом: никто, ничто, никакой, ничей, никого, ничего, ничьего (но: ни у кого, ни от чего, ни с чьей, ни за какой);

В этих местоимениях ни всегда бывает без ударения.

2. Со следующими наречиями: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, ничуть, нисколько, нимало. В этих наречиях ни всегда бывает без ударения.

Частица ни пишется раздельно:

1. В отрицательных предложениях, если ни употребляется в роли союза или усилительной частицы. Ни французского, ни английского языка он не знает. (Сравните утвердительное предложение: Он знает и французский, и английский языки.) Не видно было ни души.

2. В оборотах, имеющих усилительное значение: куда бы ни, где бы ни, кто бы ни, как ни, сколько бы ни и т. д.: Куда ни обращаю взор, кругом синеет тёмный бор (куда ни обращаю в значении: обращаю во все стороны).

Примечание: От таких оборотов следует отличать обороты со словами только не: Где он только не бывал! Чего он только не знает! Иногда слово только может опускаться: Уж чего он не читал!

3. В местоимениях, если между частицей ни и местоимением есть предлог: ни за кем, ни от чего, ни к кому.

° Контрольные вопросы!

1. Дайте определение понятию частица.

2. На какие две группы делятся частицы? Приведите примеры к каждой из них.

3. На какие разряды делятся частицы первой группы? Дайте по одному, два примеру к каждому разряду.

4. Расскажите о правописании частиц.

5. В каких случаях частица не пишется слитно, а каких раздельно?

6. Объясните случаи, когда частица ни пишется слитно, а когда раздельно?

§14. Междометие. Значение междометия.

Междометием называется часть речи, которая служит для выражения различных переживаний и чувств. Пример: Ах, как было хорошо на вольном воздухе! (Т.) (Здесь междометие ах выражает чувство восторга.) Ох, уж эти мне ребята! (Здесь междометие ох выражает чувство досады.) Ура! Наша команда победила! (Здесь междометие ура выражает ликование.) Ой, простите! (Здесь междометие ой выражает смятение).

Одни и те же междометия в зависимости от содержания речи могут выражать различные чувства. Например, ох может выражать восторг, досаду; ой - восторг, удивление, боязнь; ах - удивление, радость, сожаление и тому подобные чувства.

К междометиям относят также звукоподражательные и призывные слова. 1. Еду, еду в чистом поле, колокольчик динь-динь-динь... (П.) 2. А девица хи-хи-хи да ха-ха- ха! 3. Цып-цып-цып!

Примечание: Самостоятельные слова иногда могут употребляться в значении междометия: Батюшки! Как вы изменились!

Правописание междометий.

1. Сложные междометия пишутся через чёрточку: ха-ха-ха, цып-цып, динь-динь-динь.

2. После междометия обычно ставится запятая: Ох, как я устал! Ой, какой он ловкий!

Если междометие произносится с особой силой, то после него ставится восклицательный знак: Эй! Кто там? Ура! Мы ломим, гнутся шведы.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое междометие?

2. Какова роль (функция) междометий в русском языке?

3. Приведите примеры междометий. Какие части речи и слова могут относиться к междометиям?

4. Расскажите о принципе правописания междометий.