Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012


Предисловие

В книге использованы следующие условные обозначения:

— постановка проблемы, введение теории;

— теоретический материал для усвоения;

— требующие запоминания слова одной тематической группы

и

— группы слов, требующие усвоения произношения и правописания;

— практикум по орфографии и пунктуации;

— работа в парах; подготовка к разыгрыванию ситуаций;

— после-текстовые вопросы и задания.

Предисловие

Данное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, которые обучаются по различным нефилологическим специальностям. Его основная задача — развить умение студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении, причем главным образом в тех сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью. По мнению авторов, решение этой задачи тесно связано с повышением общей культуры и уровня гуманитарной образованности студентов, с развитием их коммуникативных способностей и психологической готовности эффективно взаимодействовать с партнером по общению, с появлением у каждого из студентов стремления найти свой стиль, свои приемы общения и выработать собственную систему речевого самосовершенствования.

Для достижения перечисленных целей книга, прежде всего, знакомит студентов с важнейшими сведениями о сущности языка, его месте в жизни общества и основных функциях, о структуре и разновидностях речевой деятельности, правилах общения и речевом этикете. Всем этим вопросам посвящен первый раздел пособия «Язык, речь, общение».

Задача второго раздела пособия — «Нормы современного русского литературного языка» — снабдить читателей сведениями об основных типах языковых норм и на этой основе выработать у них необходимые каждому образованному человеку навыки работы с различными лингвистическими словарями и справочниками.

Третий и четвертый разделы пособия — «Устная речь» и «Письменная речь» — знакомят студентов с наиболее важными для специалистов с высшим образованием жанрами русской устной и письменной речи и помогают им овладеть этими жанрами.

Особое внимание в этих разделах уделяется жанрам, наиболее распространенным в речевой практике лиц разных специальностей. Именно поэтому в разделе «Письменная речь» не рассматриваются публицистические жанры.

В состав каждого из разделов включены практикумы по орфографии и пунктуации (в оглавлении они обозначены буквой II.), направленные на повторение правил, изученных студентами в средней школе, а также на совершенствование их орфографических и пунктуационных навыков. К некоторым наиболее сложным пунктуационным темам авторы пособия обращаются неоднократно.

Пособие подготовлено в соответствии с программой курса: Русский язык для студентов-нефилологов / Сост. Т. А. Ладыженская, Н. А. Николина, М. Ю. Федосюк, —- М., 1995.

Авторами разделов пособия являются:

«Язык, речь, общение» (за исключением параграфа 1.10 «Речевой этикет») — М. Ю. Федосюк;

«Нормы современного русского литературного языка» — И. А. Николина;

«Устная речь» — Т. А. Ладыженская;

«Письменная речь», а также параграф 1.10 «Речевой этикет» — О. А. Михайлова.