Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012

Нормы современного русского литературного языка
Основные типы норм

Нормы литературного языка включают правила ударения, произношения, правила образования слов и грамматических форм (например, форм рода, числа, падежа, степеней сравнения и др,), правила сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения, правила написания слов и постановки знаков препинания, наконец, правила употребления слов и устойчивых сочетаний.

① Прочитайте приведенные ниже предложения.

Найдите допущенные в них ошибки, исправьте их и запищите правильный вариант. Определите, какие типы правил нарушены в этих предложениях.

1. В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние нравы. 2. Были приняты все мероприятия для повышения грамотности студентов. 3. Изображая Петербург, его обстановка рисуется Некрасовым как цепь страшных картин нищеты, голода, обмана, угнетения. 4. Иудушка — жестокий пустомыслитель и пусто- потребитель. 5. Для Андрея Болконского характерна гордость ума, для Пьера Безухова — умность сердца. 6. Раскольников пришел к своей теории в глубокой молодости после окончания университета. Крах его теории — это крах его мечт и стремлений. 7. Жухрай учил Павла приемам, защищавшим себя от врага.

Итак, в соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств выделяются следующие типы норм:

Правила

Нормы

ударения

акцентологические

произношения

орфоэпические

употребления слов

лексические

устойчивых сочетаний слов

фразеологические

образования слов

словообразовательные

образования грамматических форм


объединения слов в словосочетания и предложения


написания слов


постановки знаков препинания в предложении


Заполните пустые клетки таблицы и назовите недостающие названия типов норм. Приведите примеры их действия.

Классификация норм возможна и по другим признакам. Одни нормы могут быть строго обязательными и действовать как непреложное правило (так, например, в литературном языке недопустимы формы ложу; ложит), другие же нормы могут допускать наличие вариантов; так, в современном русском литературном языке допустимы формы машу и махаю, машет и махает. На этом основании различаются обязательные (императивные) и вариантные (диспозитивные) нормы. Обязательная норма — норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный; например, нормативным признается только ударение на последнем слоге в слове магазин (не магазин). Вариантная (диспозитивная) норма — это норма, предусматривающая возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в современном языке. Например, возможно употребление следующих существительных и в мужском, и в женском роде: лангуст — лангуста, манжет — манжета, проток — протока.

② Пользуясь «Орфоэпическим словарем русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы» (М., 1987), расставьте в следующих словах ударение. Произнесите эти слова, соблюдая правильное ударение. Определите, какие нормы произношения являются строго обязательными (императивными), а какие — вариантными (диспозитивными)

Автозаводская, алфавит, алкоголь, аналог, баловаться, баржа, бармен, вербовщик, ветряная (оспа), вклеить, вклеиться, вклинить, водоочистной, воздухопровод, воспринять, высоко, высококачественный, высокохудожественный.

Вариантные нормы различаются по временному признаку: одна из них всегда связана с традицией употребления и предшествует по времени другой норме, которая обычно отражает современные тенденции языкового развития. Соответственно разграничиваются «старшая» и «младшая» нормы. Эти термины в образной форме отражают соотношение вариантных норм во времени.

③ Как вы произносите следующие слова?

В каких случаях возможно только произношение [шн], а в каких только [чн]? В каких случаях допустимы оба варианта? Укажите, какая из норм является «старшей». Проверьте свое произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка».

Библиотечный, будничный, двоечник, заочник, отличник, булочная, молочник, молочный, молочница, молочная, конечно, точно, нарочно, нарочный, порядочный, скучно, Ильинична, прачечная, Никитична, скворечник, очечник, почечный, пустячный, яичница, коричневый.

④ Прочитайте фрагмент повести В. Войновича

«Путем взаимной переписки». Какие нормы литературного языка нарушены в письме героини произведения? Как это ее характеризует?

Погоды у нас стоят холодные, много снега. Старики говорят, что урожай будет обильный. Берне вступил в партию КПСС, потому что перевели его на бухгалтера и работа очень ответственная. Ваня, ехайте скорее, мама напекет пирогов с грибами, они вас дожидаются. К сему остаюсь с приветом. Ваша Люда.

⑤ Перепишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания.

Ответьте на приведенные ниже вопросы к тексту.

Современная лингвистика среди основных признаков литературного языка называет такие язык культуры язык образованной части народа сознательно кодифицированный язык. Последнее сознательная кодификация языка то есть определение и узаконение его норм прямая задача культуры речи с появлением литературного языка появляется и культура речи.

Кодифицированные нормы литературного языка, это такие нормы которым должны следовать все носители литературного языка. Любая грамматика современного литературного языка любой его словарь есть не что иное как его кодифицирование. ...Культура речи начинается там где язык как бы предлагает выбор для кодификации и выбор этот далеко не однозначен. Часто можно услышать километр но норма только километр не менее часто договор но норма договор хотя сейчас уже категорически не запрещается договор. Это свидетельствует еще и о том что современный русский литературный язык хотя и может рассматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней не остается неизменным. Он постоянно меняется и следовательно нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам то есть опасность что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои правила.

(Е. Н. Ширяев)

1. Что понимается под кодификацией языка?

2. Какие нормы называются кодифицированными?

3. Назовите основные способы кодифицирования языка.

4. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?

5. Приведите примеры исторической изменчивости норм.

6. Какова основная задача культуры речи?

Практикум по орфографии

Правила правописания групп согласных

Спишите предложения, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Объясните (устно) правописание выделенных слов.

1. Съезд постановил упра.мить казачье звание и ур..внять казаков со всеми прочими (Седых). 2. Он приехал прямо с работы, это чувствовалось по утомленному дыханию, теням под глазами (Нагибин). 3. И ше..вуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уз..цы мужичок (Н. Некрасов). 4. Один только дальний луг еще с..лался перед ними (Гоголь). 5. Эскадра че..вовала своих героев (Степанов). 6. Честность в науке так же необходима, как знания (Гранин). 1. Его соперники, зави..ливые водяные медики, ра..пустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных (Лермонтов). 8. Лаптев знал фамилии всех изве..мых художников и не пропускал ни одной выставки (Чехов). 9. Чуть голубоватый снег бре..жил в окошечко (А. Н. Толстой). 10. Полозья саней ре..ко вы..жали (В. Иванов). 11. Голос его дребе..жал, как треснув- . шая. кастрюля (Чехов). 12. Марина принесла бутылку рома, лимон, сахар, и ж..енка запылала

(Гончаров).