Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012

Нормы современного русского литературного языка
Грамматические нормы

① Дайте определение грамматических норм. Приведите примеры их действия в современном русском языке.

Грамматические нормы делятся на морфологические и синтаксические. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений.

② Подберите прилагательные (определения), правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Авеню, бра, безе, боа, евро, жюри, какаду, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, хиппи, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи.

③ Пользуясь словарями, определите родовую принадлежность выделенных существительных в современном языке. Назовите другие существительные, которые имели или имеют варианты форм рода.

1. Большая зала была освещена (Вересаев). 2. Со шляпой на голове, зеленым вуалем и распущенными кудрями, вошла она в переднюю (Тургенев). 3. Его нужно ... куда-нибудь в санаторию отправить в Швейцарию (Вересаев). 4. Из-под манжеты вытекла и поползла в ладонь струйка крови (Федин). 5. Осмотревшись, Иван Васильевич поднял туфлю и засмеялся (А. Я. Толстой). 6. Перед домом ... начинался темный строевой лес, через него шел просек в Звенигород (Герцен). 7. На селе били в рельс, ибо колокол лопнул набатный (Мартынов). 8. Я торопливо соскочила с постели и толкнула ... ставень (Серафимович). 9. Габуния не окликнул Сему. Спазма сжала его горло (Паустовский). 10. Вынимает он из шкафа длинноногого жирафа (Маршак).

④ От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите существительные, имеющие варианты.

Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт,

профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, тополь, торт, флигель, шофер, шулер, якорь, ястреб.

⑤ Установите различия между значением и употреблением форм множественного числа данных ниже слов. Составьте с ними предложения.

Зубы — зубья, колени — колена, корни — коренья, мехи — меха, образы — образа, поясы — пояса, пропуски — пропуска, соболи — соболя, тоны — тона, хлебы — хлеба, цветы — цвета.

⑥ Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рент гены, сапоги, свечи, томаты, туркмены, туфли, уланы, чулки, цапли, якуты, ясли.

⑦ Подберите, если это возможно, к существительным мужского рода соотносительные с ними по смыслу существительные женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовой пары.

Адвокат — ... . Аспирант — ... . Врач — ... . Директор — ... . Доцент — ... . Корреспондент — ... . Преподаватель — ... . Повар — ... . Посол — ... . Продавец — ... . Профессор — ... . Труженик — ... . Шофер — ... . Шеф — ... . Электрик — ... .

Прочитайте подобранные вами существительные женского рода. Существительные какого рода вы бы употребили: а) в жанре приказа; б) в речи на торжественном собрании; в) в устной непринужденной беседе?

⑧ Дайте стилистическую оценку конструкций Врач сделала операцию; Кассир сдала деньги. Какую из двух конструкций: Хирург сделал операцию или Хирург сделала операцию — если речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в строгой деловой речи; б) в научной речи; в) в живой устной беседе с друзьями?

⑨ Объясните выбор полной или краткой формы прилагательных в приводимых ниже предложениях. Возможна ли в них синонимическая замена краткой формы полной инаоборот?

1. Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Божия гроза (Пушкин). 2. Он был слепой, совершенно слепой от рождения (Лермонтов). 3. «Красота страшна», — вам скажут (Блок). 4. ...Мне обидно, что моя мать, всегда такая строгая и красивая, — теперь так некрасива и смешна (М. Горький). 5. Жизнь коротка, но прекрасна (Чехов). 6. Вечер был тихий, розовый (Тэффи). 7. Тэффи не склонна людям льстить, не хочет их обманывать и не боится правды (Адамович). 8. Он на все согласен (Аверченко). 9. У него жизнь — прекрасная (Чехов).

⑩ Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

Безнравственный — ..., бессмысленный — ..., бесчисленный — бесчувственный — ..., величественный — воинственный — естественный — искусственный — ..., легкомысленный — медленный — ..., откровенный — подведомственный — ..., свойственный — ..., соответственный — ..., существенный — ..., таинственный — ..., тождественный — ..., явственный — ... .

⑪ Подчеркните в приведенном списке слов прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложную формы сравнительной степени, если это возможно.

Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.

⑫ Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены в данных примерах? Исправьте эти предложения.

1. Это еще более худший вариант решения проблемы. 2. Она сегодня еще красивее. 3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знаю.

⑬ Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Сумма ... вышла если не круглою, то значительною, а именно достигла до 411 843 р. 1/8 коп. (Гаршин). 2. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край (Ферсман). 3. А отцу Прохору написала, что он всегда будет получать от нее по 500 рублей в год (Мельников). 4. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут (Перельман). 5. В течение одной 1 000 000-й доли секунды в наш глаз вступает 400 000 000 волн (Перельман). 6. Мы совсем разучились склонять числительные <...> Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что 283 москвичам сделаны такие-то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: «Двести восемьдесят трем человекам...» (газ.). 7. Решено было сперва играть по 30 минут в тайме (Казаков). 8. В иных местах ... насчитывали до 150 рыб на каждые десять саженей берега (Паустовский).

⑭ Найдите смысловые или стилистические различия между параллельными формами числительных. Какие словосочетания связаны с нарушением норм употребления числительных?

Трое солдат — три солдата, четверо девушек — четыре девушки, семеро козлят — семь козлят, двое профессоров — два профессора, к обоим друзьям — к двум друзьям, к обоим соседкам — к обеим соседкам; о тысяче мелочей — о тысяче мелочах, с тысячей солдат — с тысячью солдат, в полтораста метрах — в полутораста метрах.

⑮ Проанализируйте использование личных местоимений в комической миниатюре А. П. Чехова «Ты и вы». Что делает речь рассказчика неясной и невразумительной?

— А какая нам надобность вступаться? Его жена, он и учит... Двое дерутся, третий не мешайся... Абрамка стал было его унимать, чтоб в кабаке не безобразил, а он Абрамку по уху, Абрамкин работник его... А он схватил его, поднял и оземь... Тогда тот сел на него верхом и давай в спину барабанить... Мы его из-под него за ноги вытащили.

— Кого его?

— Известно кого... На ком верхом сидел...

— Кто?

— Да этот самый, про кого сказываю.

⑯ Запишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких конструкциях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений?

С чем это связано?

1. Аспирант попросил научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2. Пушкин был сослан в (свое, его) имение. 3. Согласно (своему, его) завещанию, он был похоронен на деревенском кладбище. 4. Я поблагодарил ее за отправку (своей, ее) книги. 5. В основе трагической катастрофы у Достоевского всегда лежит замкнутость героя в (своем, его) собственном мире. 6. Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 7. Я был тогда вдали от (моих, своих) друзей. 8. Он был тогда вдали от (своих, его) друзей. 9. Ты отвечаешь за (твои, свои) слова? 10. Я хочу представить вас (моей, своей) жене. 11. Она слышит за стеной голос учителя (своего, его) сына. 12. Он заметил, как какой-то человек уронил (свой, его) кошелек. 13. У него (своя, его) дорога.

⑰ Прочитайте предложения и определите, чем различаются по смыслу неопределенные местоимения с кое-, -то и -нибудь.

1. Из философии и риторики кое-что еще помню (Чехов). 2. Еду кой с кем повидаться чрез Николаевский мост (Некрасов). 3. Ну хоть наугад, кого-нибудь назовите (Куприн). 4. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь (Пушкин). 5. Что-то вдруг мелькнуло... шорох... тише (Пушкин). 6. Толпа окружала кого-то и кричала, волновалась, спорила (Бунин). 7. Солнце садилось, и на одном плоту что-то нестерпимо блестело (Паустовский).

⑱ Чем объясняется невозможность в русском языке конструкций типа

* Я хочу спеть какую-то песню.

* Возьми какую-то книгу.

* Куда ты положил какую-то книгу?

* Вы принесли мне кое-какие материалы?

* Мне кажется, что кто-нибудь ходит на чердаке.

* Он сказал, что кто-нибудь взял его вещи.

⑲ Образуйте формы прошедшего времени от глаголов.

Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть.

Каковы нормы употребления этих форм в современном русском литературном языке?

⑳ Объясните, чем по смыслу или по стилистической окраске различаются выделенные глагольные формы.

1. Вино струится, брызжет пена (Пушкин). — Ветер бесшумно брызгает в стекла водяной пылью (М. Горький). 2. Но ползут по кругу стрелки, — время движется вперед (Маршак). — Каждый раз казалось, что дело не двигается (Катаев). 3. С трудом двигаются усталые лошади (Короленко). — Им движет посторонняя ужасная сила (Достоевский). 4. Яд каплет сквозь его кору (Пушкин). — Из дедовых глаз капают <...> маленькие мутные слезы (М. Горький). 5. Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин). — Она мне тихо машет (Огарев). 6, Струя бежит и плещет (Тютчев). — Плескает на песок хрустальная струя (Бунин).

Какие формы настоящего времени признаются нормативными для глаголов кудахтать, полоскать, мурлыкать, махать, тыкать, метать, плескать?

(21). Найдите деепричастные формы, не соответствующие нормам современного литературного языка. Какие формы используются в качестве нормы в современном русском языке?

1. Сапожник мой, схватя мешок, скорей домой (Крылов). 2. Я долго стоял неподвижно, в далекие звезды вглядясь (Фет). 3. Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи (Герцен). 4. Собакевич согласился охотно и тут же, подошед к бюро, собственноручно принялся выписывать (Гоголь). 5. Березы от леса, от хат, бегут, листками ворона (Маяковский). 6. Вот луч, покатясь с паутины, залег в крапиве (Пастернак). 7. Прощальных слез не осуша и плакав вечер целый, уходит с запада душа, ей нечего там делать (Пастернак). 8. Барометр, своим умом дошед до истины, что жарко, тем же делом и мнением занят (Ахмадулина).

(22). Прочитайте текст. Сколько нарушений грамматических норм в этой стихотворной пародии? Аргументируйте свой ответ.

Вспыхает небо, разбужая ветер,

Проснувший гомон птичьих голосов —

Проклинывая все на белом свете,

Я вновь бежу в нетоптанность лесов.

Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,

Приветливыми лапками маша:

Я среди тут пробуду целый вечер,

Бессмертные творения пиша.

Но, выползи на миг из тины зыбкой,

Болотная, зеленовая тварь

Совает мне с заботливой улыбкой

Большой Орфографический словарь.

(А. Матюшкин-Герке)

(23). В повести Л. Н. Толстого «Юность» встречается употребление деепричастных оборотов, которое не соответствует нормам современного русского литературного языка и связано с влиянием синтаксиса французского языка. Определите, в чем заключается неправильность использования этих оборотов с точки зрения современных норм.

1. Вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю. 2. Проснувшись на другой день, первою мыслию моею было приключение с Колликовым. 3. Второго рода любовь — любовь самоотверженная, заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, не обращая никакого внимания на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету.

(24). Перепишите, вставляя, где нужно, начальное н в личных местоимениях.

1. «Нельзя, нельзя!» — закричала вслед ...ему служанка (Пушкин). 2. Захар воротился и, косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо ...его (Гончаров). 3. Гости были уже посредине залы, когда навстречу ...им вышел сам хозяин (Гранин). 4. Не одну слезу пролили по поводу ...его (Салтыков-Щедрин). 5. Все идет мимо ...ее воли (Боборыкин). 6. Относительно ...ее я не имел никаких определенных намерений (Чехов). 7. Видишь разницу между нами и ...ими (М. Горький). 8. Мать, дама полная и добродушная, смотрела на всех ...их (Чириков). 9. Несмотря на свои мысли или, может быть, благодаря ...им, он глядел на сержанта враждебно (Казакевич). 10. А он шел впереди ...их — и был бодр и ясен (М. Горький).

(25). Составьте предложения с синонимичными предлогами. Вследствие — из-за.

Ввиду — в силу — в связи — по причине — благодаря.

О — про — насчет — относительно.

Вопреки — невзирая на — несмотря на — хотя.

Охарактеризуйте особенности употребления этих предлогов.

(26). Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты.

Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы), требовать (деньги, денег), требовать (справку, справки), просить (слово, слова), просить (прощение, прощения), просить (помощь, помощи), бояться (бабушку, бабушки), стесняться (сестру, сестры).

(27). Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях. Какие нормы управления в них нарушены?

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять большее внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мужество десантников вселяло страх противнику. 6. Мать тревожилась о ребенке. 7. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 8. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 9. Уже появилась рецензия о новом фильме.

1. Держаться, добиться, каяться, справиться, следовать, сосредоточиться, удивляться, восхищаться, преклоняться, удостоиться.

2. Обидеться, обрадоваться, обрадован, опираться, базироваться, основываться, обосновывать, отчитаться, препятствовать, тормозить.

3. Полный, наполненный, идентичный, сходный, превосходство, преимущество, уверенность, вера.

(29). Подберите определения к следующим существительным. Алиби, атташе, Дели, пенальти, зомби, трио, эсперанто.

(30). Употребления каких форм сказуемого требуют нормы современного литературного языка в предложениях, подлежащее которых выражено словами большинство, меньшинство, множество, несколько? Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется в них выбор форм множественного или единственного числа? Какие факторы влияют на предпочтение той или иной формы?

1. Несколько пыльных электрических лампочек погасло (Паустовский). 2. Несколько журналистов уехали в свои редакции (Булгаков). 3. Приехало множество народу (Петрушевская). 4. Большинство писем доставлено днем (Лидин). 5. Несколько слуг бросились было в разные стороны (Пушкин). 6. Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы (М. Горький). 7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся в Радиокомитете (Лукницкий).

(31). Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений. Объясните, с действием каких норм они связаны.

1. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 2. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность. 3. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 4. Мы обращаемся к нашим политическим оппонентам ввести диалог. 5. Более пятидесяти депутатов проголосовали против этого решения. 6. В дискуссии участвовали много ученых. 7. Пенсионерам трудно оплатить квартиру. 8. Многие люди сейчас нуждаются — разве в этом мы не можем не согласиться. 9. Мы доводим закон от начала до конца. 10. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 11. Потому что эксперимент прошел удачно, удалось сделать интересные выводы. 12. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка. 13. Первые переводы Джерома в России появились вскоре после выхода их на его родине. 14. Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена. 15. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 16. Мы надеемся о том, что мирные переговоры завершатся успешно. 17. Он осужден к пяти годам заключения.

(32). Сравните способы подачи нормативных характеристик в словарях:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка (любое издание).

2. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1984.

Определите тип каждого словаря и проанализируйте структуру словарной статьи в нем. Какая информация о грамматических нормах дается в этих словарях?

Выпишите из этих словарей примеры словарных статей, отражающих грамматические нормы современного русского литературного языка.

(33). Подготовьте краткое выступление на следующие темы:

1. Где можно получить справку о грамматических нормах современного русского литературного языка?

2. Для чего нужны словари трудностей?

Практикум по орфографии и пунктуации

Правописание сложных слов. Правописание предлогов

① Перепишите, вставляя вместо точек букву у или сочетания букв ух, ое. Укажите вариантные написания.

Дв..актная драма, дв..балльный шторм, дв..властие, дв..бортный пиджак, дв..годичные курсы, двуголосное пение, дв..дольное растение, дв..женство, двузначное число, дв„копытное животное, дв..кратный чемпион, дв..листный кустарник, дв..летие, дв..личный человек, дв..окись азота, дв..палатный парламент, дв..парноногие млекопитающие, дв..процентный заем, двусмысленный ответ, дв..составное предложение, дв..точие, дв..томник, дв..углекислая сода, дв..часовой отдых, дв,.член, дв..ъярусный зал, дв..язычие.

② Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

Тр..борье, тр.. вол некие, тридевятое царство, триединая формула, тр..зубец, тр..кратный призер, тр.листник, тр..молекулярная реакция, тр.. окись мышьяка, тр..перстие, тр..полье, тр..тон..ый груз, тр..стопный размер, триангуляционный пункт, тр.лленное удвоение, тр..ярусный зал, тр..язычный словарь, тр..этажный дом.

③ Повторите правила правописания двойных и производных предлогов. Найдите предлоги в приведенных ниже предложениях. Перепишите эти предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1. Я хотел поговорить с вами (на) счет квартиры (Гончаров). 2. (В)течени.. двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям (Тургенев). 3. (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым (Гончаров). 4. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило (в)продолжени.. восьми часов невыигранное сражение (Л. Н. Толстой). 5. (Не)смотря на свой горб, а может быть именно (в)следстви.. этого недостатка доктор питал к цирковым зрелищам острую любовь (Куприн). 6. Запах травы и влажных камней проникал в комнату (в)месте с голосами птиц (Паустовский). 1. (В)доль обрыва, по(над) пропастью, по самому по краю, я коней своих нагайкою стегаю (Высоцкий).

④ Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Что же такое лекция Это прежде всего особый род словесных произведений дидактического т. е. учебного (не уче..го) характера... Существо лекц.. непосредстве..ая научная жизнь совместное со слушателями размышление о предметах науки а не изнесение из запасов кабинетной уче..ости готовых отлившихся в стереотипную формулу выводов.

Лекция это посв..щение слушателей в процес.. научной работы пр..общение их к научному творчеству методам работы а н.. одна только передача «истин» науки в ее «настоящ..м» в ее «со- време..ом» положении...

Другая характерная особен..ость лекц.. следует из задачи лекц.. . Лекция должна н.. научить тому или другому кругу фактов обобщений или т..орий а пр..учать к работе создавать вкус к научности давать «затравку» дрож..и инт.лектуальной деятельности. (По П. Флоренскому)