Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012

Устная речь
Особенности устной речи

Устную речь нередко характеризуют слова

— произносимая

— звучащая

— говоримая.

Какое из этих однословных определений, на ваш взгляд, более точно обозначает (характеризует) суть устной речи?

Почему, говоря об устной речи, часто используют выражение живое слово? (Кстати, в 20-е годы в нашей стране был даже Институт живого слова.)

Итак, устная речь — это живая речь, которая не только произносится, звучит, но — главное — создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это — творимая, говоримая речь.

Когда же мы читаем что-то вслух, то произносим, озвучиваем письменную речь — так возникает ее озвученный (звучащий) вариант.

① Прочитайте стихотворение, передавая голосом отношение автора к предмету высказывания. Охарактеризуйте устную речь с помощью выделенных слов. Что советует поэт?

Устная речь

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

<...> Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь — людское чудо —

Не скудела в наши дни.

(В. Шефнер)

② Перед вами фрагменты двух текстов одного и того же автора на одну и ту же тему. Сопоставьте эти фрагменты. Чем устный текст, зафиксированный с помощью магнитофона, отличается от письменного?

Условные обозначения:

/ — пауза малой длительности, отграничивает речевые отрезки, сегменты;

// — пауза большой длительности;

[...] — замечания о громкости и темпе речи.

Фрагмент научной статьи

Фрагмент научного доклада

Очевидно, что то или иное решение по данному вопросу может быть принято лингвистом только после соответствующей консультации у специалиста

Ну /вот/ относительно этого последнего /очевидно/ э /удобней/ э /когда я дойду/ до таких критериев / которые требуют обращения к специалисту / я тогда особенно / на этом остановлюсь [тихо, быстро]//

③ Впишите недостающие слова и словосочетания, конкретизирующие ответ на вопрос об особенностях устной речи (см. задание 2).

В устном тексте не одно, а ... придаточных предложения. В них как бы попутно разъясняется, как дальше будет построен следующий текст. В устном докладе больше слов на ... . Среди них есть такие, которые нам кажутся избыточными, лишними. Например, .... С другой стороны, опущено слово «сказать» (очевидно, удобней сказать, когда ...), но оно легко восстанавливается по смыслу.

В докладе можно насчитать ... пауз малой длительности, ... речевых отрезков (сегментов). При этом некоторые паузы заполняются звуком ....

Начальное ну / вот не только отделяет эту часть от предшествующей, но и выражает их смысловую связь. Конечно, это средство связи, характерное для разговорного стиля речи, не употребляется, не может быть употреблено в научной статье.

④ Можно научиться произносить, читать готовый текст, имитируя живую речь. Так происходит, например, когда актеры озвучивают текст драматического произведения.

Произнесите начало речи Д. С. Лихачева с имитацией под живую речь (насколько это возможно).

Для этого: отметьте в тексте смысловые ударения; возможные паузы (различной длительности); возможные изменения громкости; убыстрение или замедление темпа речи и т. д.

Используйте знаки, место для комментариев.

Речь на I съезде народных депутатов СССР

Уважаемый товарищ президент!

Уважаемые товарищи депутаты!

Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова культура. <...>

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и т. д.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. (Аплодисменты.) (1989 г.)

⑤ Отталкиваясь от выступления Д. С. Лихачева, организуйте в аудитории:

а) обсуждение вопроса о состоянии культуры в стране (в городе, в той местности, где вы живете, и т. д.);

б) обсуждение ваших устных выступлений.

Подсказка к заданию:

а) Изменилось ли (с 1989 г.) состояние культуры — по вашим наблюдениям? В чем? Используйте в своем выступлении речь академика Лихачева, цитируя или пересказывая ее (полностью или выборочно). Постарайтесь говорить свободно, творить свою речь на глазах у слушателей. (Но предварительно продумайте, что и как вы скажете.)

Помните: главное — донести до слушателей свои мысли.

Подсказка к заданию:

б) Для анализа особенностей устной речи.

Заметили ли вы

избыточность устной речи (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т. д.)? Насколько эти случаи избыточности оправданы?

экономию речи, когда говорящий что- то не называл, как бы пропускал слово, но вы легко догадывались, о чем идет речь?

перебивы (самоперебивы), когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинал другое, когда он вносил поправку, уточнение в сказанное и т. д.? В какой мере это мешало или не мешало вам слушать говорящего?

При оценке устных выступлений учитывайте главное:

— что вы ощущали как помеху при восприятии речи;

— что мешало понять говорящего; а что, наоборот, помогало понять его?

⑥ Дополните данные рекомендации. Продолжите начатую нумерацию. Расскажите о трех основных приемах подготовки устной речи.

Приемы подготовки

I. Можно продумать

— задачу высказывания (1)

— содержание — в общих чертах или в деталях (2);

— начало, отдельные факты, примеры и т. д. (3);

— ...

II. Можно записать

— весь текст (1);

— основные положения (тезисы) (2);

— план — более или менее развернутый (3);

— основные факты, важные мысли, яркие выражения (4);

— начало и конец высказывания (5);

— нужные цитаты (6);

— ...

III. Можно проговорить, произнести

— прорепетировать предстоящее выступление (1);

— ...

⑦ Укажите, каким приемом (какими приемами) подготовки вы пользуетесь или стали бы пользоваться в описанных ситуациях. Используйте нумерацию (см. задание 6).

1. Мне предстоит выступить в группе с докладом на семинаре. Преподаватель не разрешает читать подготовленный текст.

2. Мне поручили на торжественном собрании поздравить любимого преподавателя с юбилейной датой.

3. Я не могу согласиться с критическими замечаниями, высказанными в отчете руководителем кружка, в адрес кружковцев. Нужно немедленно отреагировать и выступить.

4. Мне предстоит взять интервью у нашего преподавателя, участника Великой Отечественной войны, которое планируется дать накануне Дня Победы по вузовскому телевидению в живом эфире.

⑧ Проанализируйте таблицу-схему «Стили и жанры».

1. Приведите примеры жанров, которые можно охарактеризовать словами это диалог или это монолог.

2. Какие из указанных устных жанров особенно значимы для вашей будущей профессиональной деятельности? Подчеркните их названия. Допишите наименования тех устных жанров, которые вы хотели бы включить в схему.

⑨ Проанализируйте таблицу-схему.

1. Почему графа «озвученная письменная речь» отделена от графы УЛР?

2. Почему некоторые жанры встречаются дважды (в двух графах)?

3. Дополните данную схему-таблицу названиями других устных жанров.

Подсказка: репортаж с места происшествия, спортивный репортаж, устный комментарий к тексту, характеристика выдвигаемого кандидата; выступление-возражение по обсуждаемому вопросу, отзыв-отклик о просмотренной телепередаче; информационное сообщение, прочитанное диктором; обращение президента, главы правительства к народу.

⑩ Определите вид текста: по смене позиции (говорящий — слушающий, диалог — монолог, диалогизированный монолог), сталь, жанр, степень спонтанности(подготовленности) речи.

Пример анализа: устное высказывание — монолог научно-публицистического стиля, жанр лекции, частично спонтанная речь.

I. Мы должны быть химиками земной коры. Мы должны изучать не только распространение и образование минералов, этих временно устойчивых комбинаций элементов, мы должны изучать и самые элементы, их распространение, их переходы, их жизнь. Для каждого элемента в природе мы должны нарисовать его историю существования <...>

Но новые задачи требуют новых путей, новые пути — новых людей, так как нельзя лить в старые мехи новое вино.

(Речь Л. Е. Ферсмана вовремя 105-летнего юбилея Московского общества испытателей природы в 1912 г.)

диало́г — диалоги́ческий

моноло́г — монологи́ческий

II. — Ну как ты?

— Лучше /лучше// Не волнуйся ты//

— Ну?

— Спала //Нормально//

— Ну что? (О температуре больного ребенка.)

— Нормальная пока//

(Разговор в семье о здоровье // Русская разговорная речь. — М., 1981)

III. ... Мне было лет двенадцать //Ия очень любила вообще собак //И там была собака-а ... Дымка /которая была ... Я почему-то до сих пор помню /так хорошо эту собаку// Вот подумайте есть некоторые воспоминания/ которые остаются на всю жизнь// Можно сказать совершенно ничего не значащие// В сущности// Но почему-то не знаю// И вот значит эта собака Дымка / она меня очень любила// Она страшно злая была / все боялись / Она сидела на цепи/ и все боялись к ней подходить / но я подходила...

IV. Ну если говорить о / э / значит вот / наверное / уже говорить нельзя /по времени/ э/ о/ проблемах/ вот/ второго так сказать слоя/ который я назвал/ о проблемах/ когда/ уже сейчас доказаны/ и может быть/ даже самоочевидны /э/ некоторые/ постановки/ теоретические/ требуют/ вот/ практического применения/ в смысле/ экономических/ методологических рекомендаций/ то я/ прежде всего/ конечно/ указал бы здесь/ на/ вот/ задачу/ усиления целенаправленности (замедл.) // наших планов/усиления/ целевой функции/ плана//.

(Сообщение на тему «Главные задачи экономической науки» на заседании в Доме ученых) // Современная русская устная научная речь. — М., 1994. -Т. II. - С. 213.)

Практикум по орфографии и пунктуации

Запятая в сложном предложении

Подготовьтесь к диктанту. Объясните написание пропущенных букв. Раскройте скобки. Объясните знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Озаглавьте текст, обозначив его тему.

Определить темп речи может каждый.

Воз..мите любой текст, отсчитайте 300 — 400 слов и произнесите их. По часам отмерите, сколько времени нужно для произнесения данного отрывка.

Если вы произносите менее ста слов в минуту, ваша речь слишком медле..а. Если вы говорите более 120 — 130 слов (в) минуту, да (к) тому (же) (не)четко произносите, (не) владеете интонацией, вам рекомендуется снизить темп речи. (Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова)

Правописание предлогов и частиц

Подготовьтесь к диктанту. Разбейте текст на две абзацные части. Объясните слитное или раздельное написание слов в скобках и пропущенных букв. Найдите предложение в скобках. Когда ставится этот знак препинания? Сколько раз употреблено двоеточие в этом тексте? Объясните его постановку.

Поздоровавшись со зрителями, я усаживался за стол, а на столе стоял самовар. (На) мне был теплый клетчатый халат с бархатными отворотами. Я (не) спеша наливал себе чай, и (в) самом деле горячий, пил его, закусывая печеньем, и начинал беседовать с публикой (отсюда и название «На чашку чая»). Переходы от чаепития к очередному номеру совершались плавно, мя..ко, без рояля в кустах. Может возникнуть вопрос: (в) чем (же), собственно, была здесь общая мысль? А вот (в) том и была: вы мне доверяете, и я вам доверяю, и нам приятно провести этот вечер вместе. Я (к) вам обращаюсь, (не) посредственно (к) вам, и вы можете, если хотите, обратиться (ко) мне, можете и печенье попробовать: кстати говоря, почему вы (не) берете печенья?

(Л. Райкин. Воспоминания. — М., 1994.)