Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012

Язык, речь, общение
Что такое язык

В приводимом ниже отрывке из романа английского писателя Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» рассказывается о том, как Гулливер посещает Великую Академию фантастического города Лагадо и, в частности, знакомится с работами местных языковедов. Прочитайте этот отрывок и ответьте на вопросы.

Второй проект требовал полного уничтожения всех слов; автор этого проекта ссылался главным образом на его пользу для здоровья и сбережения времени. Ведь очевидно, что каждое произносимое нами слово сопряжено с некоторым изнашиванием легких и, следовательно, приводит к сокращению нашей жизни. А так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний. Это изобретение, благодаря его большим удобствам и пользе для здоровья, по всей вероятности, получило бы широкое распространение, если бы женщины, войдя в стачку с невежественной чернью, не пригрозили поднять восстание, требуя, чтобы языку их была предоставлена полная воля согласно дедовскому обычаю: так простой народ постоянно оказывается непримиримым врагом науки! Тем не менее многие весьма ученые и мудрые люди пользуются этим способом выражения мыслей при помощи вещей. Единственным неудобством является то обстоятельство, что в случае необходимости вести пространный разговор на разнообразные темы собеседникам приходится таскать на плечах большой узел с вещами, если средства не позволяют нанять для этого одного или двух здоровых парней. Мне часто случалось видеть таких мудрецов, изнемогающих под тяжестью ноши, подобно нашим торговцам вразнос. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу в продолжение часа; затем складывали свои пожитки, помогали друг другу взвалить их на плечи, прощались и расходились.

1. Прав ли ученый из города Лагадо, утверждая, что «слова суть только названия вещей»?

    2. Какие предметы понадобились бы вам для того, чтобы перевести на «лагадский язык» строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Русалка»?

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

    3. Приведите примеры, подтверждающие то, что язык является средством выражения наших мыслей и желаний.

Говоря о том, что язык — это средство выражения мыслей и желаний людей, Свифт, очевидно, прав. Можно было бы добавить, что с помощью языка люди выражают еще и свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением.

Слова языка действительно замещают в процессе общения другие объекты. Подобные «заместители» других объектов принято называть знаками, однако то, что обозначается с помощью словесных знаков, — это далеко не всегда предметы действительности. В приведенном выше отрывке из стихотворения Лермонтова есть лишь несколько слов, называющих реальные предметы. Это существительные река, луна, пена и волна. Еще одно существительное — русалка обозначает предмет фантастический: русалок, как известно, в действительности не существует, хотя мысленный образ русалки и хранится в памяти любого человека, кому знакомо данное слово. Что же касается слова плыла и других глаголов или слова голубой и других прилагательных, встретившихся в отрывке, то они вообще не обозначают предметов. Таким образом, слова языка могут выступать как знаки не только объектов реальной действительности, но и действий, признаков, а также разного рода мысленных образов, возникающих в сознании человека.

Однако язык состоит не только из слов. Очень важным компонентом языка являются способы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы языка не существуют изолированно и неупорядоченно. Они взаимно связаны между собой и образуют единое целое — систему языка.

Таким образом, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Практикум по орфографии

Правописание безударных гласных в корнях слов

Повторите правила написания безударных гласных в корнях слов. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выпишите из текста те слова, в которых безударные гласные нельзя проверить ударением.

Вечерний гость...

Это случилось лет ш..стьд..сят назад. В номере какого-то журнала мне попался рассказ Куприна. Назывался он «Вечерний гость».

Насколько я помню, рассказ не произвел на меня большого впеч..тления; теперь я даже не ск..жу вам точно, о чем там г..во- рилось. Но одна маленькая сценка из него навсегда врезалась мне в память, хотя в те дни мне было еще очень немного лет — дес..ть или двенадцать, не более. Что меня в ней поразило?

В комy..те сидит человек, а со дв..ра к нему кто-то идет, какой-то «вечерний гость».

«...Вот скрипнула к..литка... Вот прозвучали ш..ги под окнами... Я слышу, как он открывает дверь, — пишет Куприн. — Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разг..варивать. Гость, изд..вая звуки разной высоты и силы, будет выр..жать св..и мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат..., и его мысли станут м..ими мыслями... О, как таинственны, как странны, как непонятны для нас самые простые жизненные ..вления!»

Проч..тав тогда эти строки, я остан..вился в смущении. Сн...чала мне пок..залось, что автор см..ется надо мной: что же он нашел уд..вительного в таком д..йствительно обыкновенном ..влении — в разг...воре двух людей? Разговаривают все. Я сам, как и окружающие, каждый день разг..варивал с другими людьми и дома, и в школе, и на улице, и в в„гонах тр..мвая — везде. Разг..варивали — по-русски, по-н..мецки, по-фр..нцузски, по- фински или по-т..тарски — тысячи людей вокруг меня. И ни разу это не пок..залось мне ни странным, ни уд..вительным.

А теперь? А теперь я глубоко задумался. Действительно: как же это так?

Вот я сижу и думаю. Сколько бы я ни думал, никто, ни один ч..ловек на свете, не может узнать м..их мыслей: они м..и!

Но я открыл рот. Я начал «изд..вать», как написано в рассказе, «звуки разной высоты и силы». И вдруг все, кто меня окружает, как бы получили возможность проникнуть «внутрь меня». Теперь они уже знают мои мысли: ясно, они узнали их при пом..щи слов, через посредство ..зыка. Да, но как это случилось?

(Л. Успенский. Слово о словах)