Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012

Устная речь
Устная речь. Деловая беседа

Деловая беседа — беседа с официальным лицом, как правило, в официальной обстановке. В деловой беседе обычно преследуются практические намерения:

— получить нужную информацию или обменяться ею;

— договориться по интересующему партнеров вопросу;

— убедить партнера в правильности принимаемого решения, выгодности избранного способа и т. д.;

деловые люди

руководитель

бизнесмен

лидер

партнеры

команда

персонал

консультант

— установить контакт, деловые отношения, соблюдая при этом определенный статус.

Стол в виде буквы «Т», или квадрата, или треугольника

Инициатор беседы, безусловно, продумывает и ее задачу, и построение беседы, то главное, что он хочет сказать, ее начало, свою аргументацию.

«Весь разговор... — пишет Д. Б. Кабалевский, — может быть по-настоящему простым, обычным, естественным только в том случае, если вы хорошо знаете своего собеседника. А если вы его не знаете, — вам не о чем спрашивать у него, и он сразу же почувствует, что его мнением вы не интересуетесь. Ему будет просто скучно участвовать в такой беседе».

Количество участников может быть разным, но, как показывают исследования, проведенные социальными психологами, «в большинстве случаев число членов малой группы колеблется между 2 и 7...»1.

1 См.: Кроник А., Кроник Е. В главных ролях вы, мы, он, ты: Психология значимых отношений. — М., 1989. — С. 36 — 37.

Если партнеры хотят добиться взаимопонимания, то они стремятся к простоте общения, используя при этом, кроме специальных, разговорные слова и разговорные конструкции, в частности уточнения, добавления, пояснения, доверительную тональность.

В беседе, как в любом тексте, выделяются три основные части: начало, средняя (основная) часть, концовка (подведение итогов, резюме, заключение).

① Проанализируйте части деловой беседы киноменеджера (прокатчика) со своей командой. Эти части — начало беседы; основная часть, заключение даны последовательно в трех задачах (I, II, III).

I. Прочитайте вслух в подходящей тональности предложения, в которых обосновываются и определяются тема беседы, ее конкретные задачи и организация работы.

II. в основной части обсуждаются поставленные киноменеджером вопросы. Какие разные точки зрения высказывают члены команды?

III. В заключение деловой беседы ее инициатор подводит итоги, резюмирует высказывания, намечает решение вопроса, дает поручения и т. д. Какие смысловые части можно выделить в итоговом высказывании кин о менеджера?

② Сравните два варианта возражения. Какой из этих способов выражения несогласия вежливее? Объясните почему. Прочитайте подходящим тоном оба варианта.

③ М. В. Ломоносов выделял два типа разговоров: «согласные» и «прекословные», т. е. разговоры, в которых собеседники либо согласно, т. е. миролюбиво, беседуют, либо прекословят, противоречат, возражают друг другу. Д. С. Лихачев пишет: «Да и нет в нашем языке... Но как много синонимов мы можем подобрать к да (конечно, безусловно и т. д. и т. п.) и мало к нет. Соглашаемся всевозможными способами, а отвергаем немногими». Так ли это на самом деле? Подберите и запишите средства выражения согласия и несогласия.

④ Прочитайте «Правила речевого поведения вежливых партнеров». Какие два пункта вы бы выделили? Согласны ли вы с таким расположением правил?

Правила речевого поведения вежливых партнеров

⑤ Вы хотите поступить на работу, о которой узнали из рекламного объявления. Вы оставили заявление. И вот вас вызывают для собеседования и решения вопроса.

Разыграйте эту ситуацию. Вы пришли к руководителю предприятия (школы, фирмы, издательства и т. д.). Вы очень хотите, чтобы вас приняли на интересную и хорошо оплачиваемую работу. А у руководителя предприятия — большой выбор. Ваша задача — показать свою компетентность, желание работать и готовность приступить к работе немедленно. Вместе с тем не забывайте: вы должны оговорить важные для вас условия контракта. Итак, подумайте, как вы войдете, как поздороваетесь, что скажете о себе (если вас спросят); каким тоном, как спросите о контракте, как и за что будете благодарить, что скажете в конце беседы. «Руководитель» тоже должен подготовиться к беседе: ему важно взять хорошо подготовленного, контактного, ответственного сотрудника. Не забывайте о «Правилах речевого поведения вежливых партнеров»!

догово́р

договоре́нность

контракт

соглашение

квалификация

компетенция

компетентность

⑥ Не соглашаться, возражать можно по-разному, главное — вежливо, чтобы в конечном итоге достичь согласия, хотя бы частичного. Но и «прекословие» бывает полезным. Особенно помогает «прекословие» в тех случаях, когда надо защитить свои взгляды, оправдать поступки и т. д.

Разыграйте такую ситуацию. Вы не смогли по уважительной причине выполнить в срок задание. Из-за этого может сорваться выгодный для предприятия контракт (поставки, сделка) или просто предприятие потеряет доверие, нужные деловые контакты.

Вас вызывает к себе руководитель предприятия (фирмы, школы, ассоциации и т. д.). Он хочет уволить вас с работы, а вы этого не хотите.

Практикум по орфографии и пунктуации

Предложения с обособленными членами предложения. Приставки на з-с. Корни с безударными гласными

① Найдите предложения с обособленными членами. Чем они выражены? Обозначьте приставки в выделенных словах.

1. Хорошая книга, как и плохая, создается из одних и тех же слов, расставленных, правда, в ином порядке, звучащих в иной интонац.. и благословенных перстом, но уже то, что первичное сырьё берется из одной кучи, дает многим чудакам повод думать, что и конечная продукция должна расцениваться одинаковой мерой (Распутин). 2. Ра..говор подобен плаванию: вы даже не замечаете, что корабль отчалил, и лишь выйдя в открытое море, убеждаетесь, что покинули сушу (Шомфор).

② Подготовьтесь к диктанту. Объясните знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обозначьте корень в выделенных словах.

У оратора Гая Гракха, сурового по своему душевному складу и слишком пылкого в речи, была свирель, подобная тем, которыми пользуются музыканты, чтобы задать нужный тон.

Во время его выступлений стоявший за трибуной раб подавал на этой свирели тихие мелодичные сигналы, предупреждавшие крик и призывавшие устранить в произношении все чрезмерно резкое и возбужденное. <...> Звуки этой свирели зачаровывали и умеряли гневное волнение оратора. Я же не тяготился бы, если бы рядом со мной во время приступов гнева находился внимательный и умный собеседник, который подносил бы мне зеркало... (Плутарх)