Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012

Письменная речь
Особенности письменной речи

① Сравните высказывания известных русских ученых о письменной речи. Какую главную черту письменной речи отмечают все ученые?

Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма.

Письменная речь есть совершенно особая речевая функция, отличающаяся от устной речи не менее, чем внутренняя речь от внешней по своему строению и способу функционирования.

[Письменная речь] ... вводит ребенка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым и прежде сложившуюся психологическую систему устной речи.

(Л. С. Выготский)

Письменная речь является новым и мощным орудием мышления, имеющим нередко значительно большие возможности, чем устная речь.

(А. Р. Лурия)

Письменная речь выступает аппаратом членения и осознания строя языка.

[Письменная речь] ... играет решающую роль в развитии внутренней речи у школьника, а тем более у взрослого культурного человека.

(Б. Г. Ананьев)

② Какие различия между устной и письменной речью вы можете назвать?

Материальные средства общения

Устная речь

Письменная речь

звуки интонация

буквы, знаки препинания

Возможности восприятия

Должна восприниматься сразу, одновременно с процессом говорения

Может быть осмыслена при многократном обращении к тексту

Письменная речь — это речь, зафиксированная на письме. Пишущий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать языковые средства.

Устный текст, записанный с помощью магнитофона и воспроизведенный в письменной форме, отличается от текста письменного. Письменная речь не может быть простой копией устной речи. Письменная форма передачи информации требует использования иных языковых средств, чем форма устная.

③ Прочитайте фрагмент устного текста, записанного с помощью магнитофона. Составьте на его основе письменный текст. Что вам пришлось изменить?

Мы с ним тогда пошли в дождик ну рыбу ловить/ вообще обхохочешься/ стоим там под дождем мокрые и это самое/ рыбу мол ловим/ такие деловые ушли/ короче ничего не поймали/ я вообще рыбу не умею ловить/ смотрю смотрю на крючок/ у меня все в шарах-то что он/ это самое/ мигает/ и я его так вытаскиваю лихорадочно/ только червяков меняю//

Для книжных стилей письменная форма речи является первичной, основной, а для разговорного стиля — вторичной, поэтому в письменных жанрах разговорного стиля (например, личное письмо, дневник) проявляются отдельные черты книжных стилей.

④ Прочитайте письмо декабриста И. И. Пущина. Какие книжные черты вы можете выделить в этом тексте?

С. М. Семенову

Петербург, 12 декабря 1825 г.

Когда вы получите сие письмо, все будет решено. Мы всякий день вместе у Трубецкого и много работаем. Нас здесь 60 человек. Мы уверены в 1000 солдатах, коим внушено, что присяга, данная императору Константину Павловичу, свято должна соблюдаться. Случай удобен; ежели мы ничего не предпримем, то заслуживаем во всей силе имя подлецов. Покажите сие письмо Михаилу Орлову. Прощай, вздохни об нас, если... Успех в руках Бога!!

Стилевые разновидности письменной речи выделяются на основании нескольких факторов. Прочитайте таблицу «Стилеобразующие факторы». Постройте сообщение об особенностях книжных стилей, включив в него следующие вопросы: 1) факторы, которые учитываются при выделении стилей, 2) характеристику одного из стилей с опорой на выделенные факторы.

Стилеобразующие факторы

Книжные стили

Цель

Адресат

Сфера функцонирования

Научный

Сообщение научной информации, доказательство истинности какого-либо положения

Читатели, подготовленные к

восприятию научной информации

Сфера научных знаний

Официально-деловой

Констатация факта, сообщение о положении дел, предписание адресату выполнять определенные действия

Совокупность социальных лиц,

массовый читатель

Административная и правовая сфера

Публицистический

Формирование определенного отношения читателя к актуальным и новым событиям и фактам

Массовый читатель

Сфера общественных отношений:

политических, культурных, спортивных и др. |

Художественной литературы

Художественно-образное воздействие на читателя

Массовый читатель

Сфера искусства

⑤ Определите, к какому стилю относится текст. Докажите свою точку зрения, опираясь на стилеобразующие факторы.

I. Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. Она переходит по шоссе грязную площадь, где много закопченных кузниц и свежо дует полевой воздух; дальше, между мужским монастырем и острогом, белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле, а потом, когда проберешься среди луж под стеной монастыря и повернешь налево, увидишь как бы большой низкий сад, обнесенный белой оградой, над воротами которой написано: Успение Божией Матери. Маленькая женщина мелко крестится и привычно идет по главной аллее.

(И. Бунин. Легкое дыхание)

II. Теоремы геометрии Евклида относятся к фигурам на плоскости и не применимы к телам, например, они не верны для фигур на сферической поверхности. В геометрии на поверхности шара «линиями» являются большие окружности. Они образуют (как прямые на плоскости) углы, фигуры, площади. Теоремы на шаре другие, чем теоремы геометрии на плоскости. Например, длина окружности на шаре не пропорциональна ее радиусу, сумма углов треугольника — величина непостоянная и больше двух прямых углов и т. п.

(С. Коваль. О неевклидовой геометрии)

III. Коммерческая фирма «Сатурн»

  620236, Екатеринбург, ул. Июльская, 55 тел. 3432-41-68-12

  Р/счет 468890 15.04.95 № 15-2-23/46

Директору обувной фабрики

г-ну Малышеву Т. М.

103257, Москва, Флотская, 26

О посылке каталогов

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием отпускных цен.

Директор И. Л. Васильев

IV. Слова речевого этикета в повседневном языке выполняют целый ряд функций: миротворческую (или контактоустанавливающую) функцию, о которой писал Конрад Лоренц, этическую функцию, эстетическую функцию, в составе которой мы выделяем еще и культуротворческую функцию. Художественные тексты позволяют проследить специфику каждой из указанных функций речевого этикета, взаимодействие этих функций, место речевого этикета в общем континууме речевого сознания, а также актуальнейшую проблему богатства и ущербности этикетных моделей современного русского языка.

(3. Г. Мохаммад. Этикет и текст)

V. Спектакль, поставленный Гарри Купфером, кажется, использует все художественные приемы и средства развлекательного театра. И начинается он буквально с порога. Пиратского вида шарманщик, приветливо улыбаясь, поет у входа в театр популярные песни и романсы о «сладкой жизни разбойников». В фойе — одетые в лохмотья всех исторических эпох молодые люди продолжают этот репертуар. Особенно трогательно звучат слова русской песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Зрители подпевают, улыбаются и щедро бросают монеты в шляпы и цилиндры. Постепенно все пришедшие в театр втягиваются в единое «криминально-карнавальное» действие.

(Л. Полетова. Премьера в «Комише опер» // Советская культура, 1989, 10 июня)

Каждый стиль письменной речи представлен определенными жанрами. Как вы знаете, жанр — это особая форма организации текста.

⑥ Прочитайте таблицу «Жанры письменных стилей» и дополните ее известными вам жанрами. Какие письменные жанры научной, деловой, публицистической речи важны для вашей будущей деятельности?

Жанры письменных стилей

⑦ Приведите примеры текстов разных жанров. Как вы думаете, почему некоторые жанры (очерк, статья) встречаются в разных стилях? Есть ли различия между научно-популярным и газетным очерком? В чем они проявляются?

Практикум по орфографии

Правописание окончаний глаголов настоящего и будущего времени и форм повелительного наклонения

① Сравните окончания глаголов в таблице. Объясните написание выделенных гласных.

② Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте спряжение глаголов и объясните написание.

1. Алеко внемл..т и бледне..т. 2. Там буд..т диких орд отвагу; Там за порогами Днепра Страща..т буйную ватагу Самодержавием Петра. 3. Звезды блещ..т. Своей дремоты превозмочь Не хоч..т воздух. Чуть трепещ..т Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сия..т И пышных гетманов сады, И старый замок озаря..т. 4. Ты внемл..шь грохоту громов, И гласу бури и валов... 5. Князь у синя моря ход..т, С синя моря глаз не свод..т. 6. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, Ты морские камни точ..шь, Топ..шь берег ты земли, Подымаешь корабли. 7. Люди из моря выходит И себе дозором брод..т! 8. Руслан, не говоря ни слова, С коня долой, к нему спеш..т, Поймал, за бороду хвата..т, Волшебник сил..тся, кряхт..т И вдруг с Русланом улета..т... Ретивый конь вослед гляд..т.

(А. С. Пушкин)

③ Образуйте формы повелительного наклонения от следующих глаголов.

Отрезать, спрятать, взвесить, исправить, оставить, умножить, познакомиться, утешить, лечь, быть.

Образец: назначить — назначь, назначьте.

④ Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Написание объясните.

1. Вытр..те доску, пожалуйста. — Когда вытр.ле доску, вымойте тряпку. 2. Вы выбер..те тему в классе, а выступление составите дома. — Выбер.те подарок для друга. 3. Выйд..те на берег моря, чтобы увидеть, как солнце опускается в воду. — Выйд..те из здания и идите налево. 4. Выруч..те меня сегодня, пожалуйста. — Я буду вам очень признательна, если вы меня выруч..те. 5. Вы буд..те завтра в библиотеке? — Буд..те внимательны к окружающим. 6. Сначала наполн..те ягодами ящики. — Когда наполните все ящики, буд..те свободны.