Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012

Письменная речь
Письменная деловая речь

Написанное слово — это лицо человека и лицо его фирмы. Слово, употребленное не к месту, может погубить дело, разрушить доверие к фирме.

Словосочетание письменная деловая речь нередко употребляется как синоним термина официально-деловой стиль применительно к языку документов.

Документы — это письменные тексты, имеющие юридическую (правовую) значимость: закон, приказ, характеристика и др.

Слово документ происходит от лат. documentum — «свидетельство, доказательство». Оно вошло в русский язык в Петровскую эпоху и в современном русском языке имеет несколько значений: 1. Деловая бумага, служащая доказательством чего-л., подтверждающая право на что-л. 2. Письменное удостоверение, подтверждающее личность предъявителя. 3. Письменный акт, грамота, рисунок, какое-л. произведение, имеющие значение исторического свидетельства.

① В каком значении слово документ употребляется в словосочетании служебные документы?

Язык служебных документов имеет некоторые особенности:

1. Включает готовые языковые формулы, клише, например,

В связи с началом...

Согласно вашему распоряжению...

В порядке оказания помощи...

согласно (чему?)

в подтверждение (чего?)

в соответствии (с чем?)

2. Не допускает использования просторечных и диалектных слов, эмоционально-оценочных слов.

НЕЛЬЗЯ!

заимка (обл.), болотина (прост.),

зазноба (народно-поэт.), зазнайство (разг.),

допотопный (шутл. и ирон.),

стульчик, желтенький и под.

3. Может включать:

— распространенные предложения с последовательным подчинением однотипных форм (обычно родительного падежа), например, избрание на должность доцента кафедры стилистики русского языка Воронежского университета;

— предложения с однородными членами.

② Подчеркните слова, принадлежащие письменной деловой речи.

Десять, тождественный, подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец, тетрадь, истец, мешанина, инвентаризация, местожительство, жульничать, текущий период, нынешний, безотлагательно, уведомление, в самом деле, нижеизложенный, немножко, бюрократ.

③ Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните написание этих слов.

Абонемент, аккредитив, аттестат, анкета, бюллетень, ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, лицензия, меморандум, облигация, патент, прейскурант, реестр, резолюция, рекламация, сертификат, ультиматум, ходатайство.

пате́нт [Т’Е]

ходАтайство

реестр [ЭС]

④ Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи.

Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция.

Подсказка: предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить.

Служебные документы обладают следующими обязательными качествами:

— достоверность и объективность,

— точность, исключающая двоякое понимание текста,

— максимальная краткость, лаконизм формулировок,

— безупречность в юридическом отношении,

— стандартность языка при изложении типовых ситуаций делового общения,

— нейтральный тон изложения,

— соответствие нормам официального этикета, который проявляется в выборе устойчивых форм обращения и соответствующих жанру слов и словосочетаний, в построении фразы и всего текста.

⑤ Прочитайте служебные документы. Оцените, во всем ли они соответствуют требованиям деловой речи. При необходимости внесите исправления.

I.

Уважаемый господин Гришанов!

К сожалению, в связи с повышением цен на сырье мы вынуждены поднять цену и на нашу продукцию, о чем уведомляем всех наших клиентов.

Вместе с письмом мы высылаем Вам новый прейскурант, чтобы Вы могли изучить его до повышения цен с 01.01.96 г. Все заказы до 30.12.95 г. будут оплачиваться по старым ценам.

Нам хотелось бы поблагодарить Вас за сотрудничество с нашей компанией и выразить уверенность, что Вы поймете вынужденность предпринимаемой нами меры.

II.

Начальнику цеха Стриганову В. А.

Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Контрольные испытания отремонтированных нашим участком приборов требуют иногда оставления на кратковременную сверхурочную работу слесарей-наладчиков. Мы подчас сталкиваемся с трудностями при оформлении сверхурочных бухгалтерией. Поэтому Вам срочно необходимо разобраться в этом вопросе и обеспечить принятие нужных мер, касающихся сказанного мною выше.

Начальник участка И. Смирнов

⑥ Писатель В. Ардов сочинил такое шутливое объявление.

Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, каковые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь, если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.

Зав. школой

Над чем иронизирует автор? Для чего нужны в тексте повторяющиеся слова каковой и таковой? Помогают ли они точно выразить мысль, сделать текст более ясным или у них другая роль? Можно ли считать этот текст принадлежащим официально-деловому стилю?

Документы должны составляться и оформляться на основе правил, изложенных в Единой государственной системе делопроизводства (ЕГСД). Вид документа должен соответствовать данной ситуации и компетенции учреждения. Форма документов разных видов унифицирована.

Многие документы состоят из отдельных элементов — реквизитов, набор которых определяется видом и назначением документа.

В тексте документа обычно выделяются две смысловые части: в одной излагаются причины, основания и цели составления документа, в другой — выводы, предложения, просьбы, рекомендации, распоряжения. Для облегчения восприятия информации рекомендуется начинать документ с изложения существа вопроса: просьбы, предложения и т. п., а затем подкреплять их обоснованиями.

Некоторые документы могут состоять из одной части: заявление, приказ, письмо.

Документы неоднородны по степени унификации и стандартизации. Одну группу составляют документы, в которых единообразной является не только форма, но и типовое содержание, например, паспорт, дипломы и аттестаты об окончании учебных заведений, бухгалтерские счета и под. Эти документы важны по содержанию и назначению, имеют массовое распространение и длительное действие.

В другую группу входят документы более частного характера, с ограниченной областью применения и кратковременным действием. Эти документы имеют унифицированную форму, но вариативное содержание, т. е. могут значительно различаться по имеющейся в них информации. Некоторые виды таких документов указаны в кратком толковом словарике.

Краткий словарик документов

Автобиография — документ, содержащий социально значимые сведения из жизни автора.

Акт — документ, содержащий запись о каком-либо юридическом факте.

Биография — документ, содержащий общественно важные сведения из чьей-либо жизни.

Деловое письмо — документ, используемый для передачи информации на расстояние, служащий средством общения между учреждениями, а также между учреждениями и частными лицами.

Доверенность — документ, дающий кому-либо право действовать от имени лица, его выдавшего.

Докладная записка — документ, адресованный руководителю учреждения, информирующий о имеющем место явлении, факте, событии, о сложившейся ситуации, о выполненной работе.

Заявление — документ, содержащий просьбу о чем-либо.

Инструкция — документ, содержащий указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо.

Объяснительная записка — документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка.

Отчет — документ, содержащий сведения о выполнении какого-либо задания, представляемый вышестоящему учреждению или должностному лицу.

Постановление — 1. Правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач. 2. Документ, отражающий результаты деятельности коллегиальных органов.

Приказ — документ, содержащий официальное распоряжение органа власти, руководителя учреждения.

Протокол — документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решений на собраниях, заседаниях коллегиальных органов.

Расписка — документ, подтверждающий получение чего-либо.

Решение — то же, что постановление (во 2-м знач.).

Справка — документ, содержащий краткие сведения, данные о ком-, чем-либо.

Характеристика — документ, содержащий отзыв, заключение о чьей- либо служебной, общественной и т. п. деятельности, о деловых качествах кого-либо.

⑦ Познакомьтесь с образцами инструкции, протокола заседания. Запомните, какие обязательные составные части должен содержать каждый документ.

Части документа

1. Наименование

2. Адресат

3. Смысловая часть, включающая 4 раздела

Типовая должностная инструкция

корректору

1. Общая часть

1.1. Корректор является работником, осуществляющим считку отпечатанного материала.

1.2. Корректор непосредственно подчинен руководителю группы или заведующему машинописным бюро.

1.3. На должность корректора назначаются лица, имеющие среднее образование.

1.4. Корректор назначается и освобождается от занимаемой должности руководителем учреждения по представлению начальника канцелярии.

1.5. Корректор в своей деятельности руководствуется:

— положением о данном учреждении;

— правилами орфографии и пунктуации;

— основными положениями ЕГСД;

— инструкцией по ведению делопроизводства, утвержденной руководителем данного учреждения;

— положением о канцелярии;

— настоящей должностной инструкцией.

2. Основные задачи и обязанности

2.1. Основной задачей корректора является оперативная и качественная считка печатного материала с оригиналом.

2.2. Для выполнения указанной задачи корректор обязан:

— осуществлять считку с оригинала материала, отпечатанного на пишущей машине, с участием подчитчика;

— проставлять свою фамилию и фамилию подчитчика на каждом считанном материале;

— тщательно просматривать материал после исправлений на пишущей машине;

— сохранять оригинал до полного исполнения документа.

3. Права

3.1. Корректор имеет право:

— указать исполнителю на смысловые неувязки в тексте;

— вернуть на исправление в машинописное бюро отпечатанный материал с ошибками.

4. Ответственность

4.1. Корректор несет ответственность за невыполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных действующими правовыми актами и настоящей инструкцией.

Протокол — это не стенограмма, фиксирующая каждое выступление целиком. В протоколе находят отражение лишь основные положения, высказанные участниками заседания. Решения выносятся по каждому вопросу отдельно.

Части документа

1. Наименование

2. Дата

3. Перечень присутствующих

4. Повестка дня

5. Слушали

6. Постановили

7. Подпись

Протокол № 3

заседания кафедры стилистики русского языка от 25.11.95 г.

Присутствовали: все члены кафедры и аспиранты — 15 человек.

Повестка дня

1. Доклад Т. В. Матвеевой «О концептуальных основаниях модели преподавания риторики в вузе».

2. Обсуждение методического пособия Ивановой Н. С. «Система контрольных заданий по морфологии».

3. Рекомендация к. ф. н. Борисовой И. Н. на должность доцента.

4. Разное.

...

По третьему вопросу

Слушали: Отчет И. Н. Борисовой о научной и учебно-методической работе в связи с представлением на должность доцента (отчет прилагается).

Вопросы:

Иванова Н. С. — Какую общественную работу на факультете вы ведете?

Макарова О. А. — Собираетесь ли вы подготовить методичку для студентов факультета культурологии?

Выступили:

Доц. Вепрева И. Т. — положительно оценила преподавательскую деятельность И. Н. Борисовой; отметила высокий уровень лекций по основам культуры речи на факультете культурологии.

Проф. Т. В. Матвеева — положительно оценила научную работу И. Н. Борисовой: теоретический доклад, прочитанный на заседании кафедры, выступления на научных конференциях, в том числе международных, содержание публикаций.

Постановили: рекомендовать И. Н. Борисову на должность доцента кафедры стилистики русского языка сроком на 5 лет.

Зав. кафедрой стилистики русского языка,

проф. Н. А. Купина

Секретарь Ю. М. Кокошко

⑧ Составьте по образцу протокол собрания коллектива института (выдержки из романа В. Дудинцева «Белые одежды»).

Федор Иванович вошел в гудящий зал. Почти все места были заняты, но он все же нашел кресло в двадцатых рядах и, усевшись, стал наблюдать. Прежде всего он увидел над пустой сценой красное полотнище с знакомой ему надписью белыми буквами: «Наша агробиологическая наука, развитая в трудах Тимирязева, Мичурина, Вильямса и Лысенко, является самой передовой сельскохозяйственной наукой в мире!» Он не раз слышал эти слова на августовской сессии. Потом он увидел впереди — рядов через десять — белую шею Елены Владимировны, чуть прикрытую сверху лапотком, сплетенным из ее темных, почти черных кос. Рядом с нею вихрастый Стригалев в своем красном свитере что-то говорил, опустив голову. Справа, слева и сзади Федора Ивановича сидели незнакомые люди, все возбужденные, все были знакомы друг с другом, и все, блестя глазами, что-то говорили.

Потом по сцене легко прошагал академик Посошков, мгновенно оказался на председательском месте — прямой, изящный, в черном костюме с малиново-перламутровой бабочкой, сильно его молодившей. Запел графин под его массивным обручальным кольцом, академик выразительно молчал, требуя внимания.

— Товарищи! — провозгласил он. — Мы все, деятели многочисленных ветвей советской биологической науки, празднуем в эти дни выдающуюся победу мичуринского направления, возглавляемого Трофимом Денисовичем Лысенко, победу над реакционно-идеалистическим направлением, основателями которого являются реакционеры — Мендель, Морган, Вейсман. Многим из нас эта победа далась нелегко. Годами господствующие заблуждения врастают в душу, освобождение от них не обходится без тяжелых ран...

Произнеся еще несколько торжественных фраз и выбранив еще раз вейсманистов-морганистов, академик открыл собрание и предоставил слово для доклада ректору Петру Леонидовичу Варичеву. Тот поднялся и понес тяжелый живот к трибуне.

Ректор показался над трибуной, разложил бумаги.

— Товарищи! — глуховатым голосом начал он, глядя в текст. — История биологии — это арена идеологической борьбы. Это слова нашего выдающегося президента Трофима Денисовича Лысенко. Два мира — это две идеологии в биологии. На протяжении всей истории биологической науки сталкивались на этом поле материалистическое и идеалистическое мировоззрения...

— Менделисты-морганисты вслед за Вейсманом утверждают, — набрав скорость, читал Варичев, — что в хромосомах существует некое особое «наследственное вещество». Мы же вслед за нашими выдающимися лидерами академиком Лысенко и академиком Рядно утверждаем, что наследственность есть эффект концентрированного воздействия условий внешней среды...

— ... И даже в нашем институте нашлись, с позволения сказать, ученые, избравшие ареной борьбы против научной истины девственное сознание советских студентов. Я не буду называть здесь тех, кто нашел в себе мужество и вовремя порвал со своими многолетними заблуждениями, ~~ здесь докладчик все же взглянул в сторону президиума. — Поможем им залечивать их раны...

Следующим оратором был Цвях. Он пространно расхвалил доклад ректора, его чеканные формулировки. Потом начал читать знакомый Федору Ивановичу текст с обстоятельным анализом учебной и научной работы факультета и проблемной лаборатории.

На трибуне плавала и колыхалась Анна Богумиловна Побияхо, колыхались все ее подбородки, наплывающие на объемистую грудь, прыгали на груди красные бусы.

— Давайте вернемся в русло, проложенное для нас исторической сессией. Известно, что менделисты-морганисты отрицают влияние условий выращивания на изменение сортовых качеств. Мутагены, колхицин, рентгеновские лучи, то, что уродует организмы, — вот их арсенал. В противовес этому ложному и вредному для производства методу Трофим Денисович, Кассиан Дамианович разработали диаметрально противоположный принцип и

показали на практике его действенность. Лично я в своей многолетней работе...

Она развернула тетрадку и стала читать подробный доклад о переделке пшениц — озимых в яровые и яровых в озимые. Как бы засыпающий ее голос постепенно стал тонуть в общем слитном шуме.

— Натан Михайлович Хейфец! — объявил председатель.

— Я не романтик и самый строгий материалист. У меня все — расчет, достоверность. Подержать в руках, увидеть в микроскоп, проверить химическим реактивом. А вот вы — идеалисты и романтики. У вас все — завтра. Ничего в руках у вас не подержишь. Вы против вещества — против вещества!!! И гордо заявляете об этом. Подумать только — коммунисты и против вещества! У вас в природе происходит непорочное зачатие. По-вашему, если перед овцой я, как библейский Иаков, положу пестрый предмет, она родит пестрых ягнят... Почему я хлопал Ходеряхину? Вы, Петр Леонидович, сохраните на двадцать лет текст вашего сегодняшнего выступления. Сохраните. Через двадцать лет мы вам напомним! Увидите, как меняются точки зрения по мере накопления людьми опыта и знаний. Вдумайтесь — вы все говорите о передаче по наследству благоприобретенных качеств. То, что говорил Ламарк. Но клетка ведь не может сама себе заказывать свои изменения. Химия и физика это доказали намертво.

А теперь к делу. Анна Богумиловна! Мне помнится, лет десять назад, перед войной, вы ездили в Москву с моей запиской в известный вам институт. Отвезли мешочек семян пшеницы. И вам эти семена там облучили. Гамма-лучами. В институте это зарегистрировано. Еще, помню, вы сказали: «Чем черт не шутит». Вы высеяли облученные семена в учхозе, и выросло много всяких, как говорите, уродцев. Но два растения вы сразу заприметили, вы все же селекционер. И вот из них-то и пошли те сорта, которыми сегодня вы по праву гордитесь. Мы с цитологами следили за судьбой этих растений, такое настоящий ученый никогда не упустит. Вместе со Стефаном Игнатьевичем смотрели в микроскоп. Но дуб, который дал вам эти желуди, подрывать, Анна Богумиловна, не годится. Это недостойно...

— Товарищ Шаткова! — провозгласил академик.

— Два дня назад комиссия проверяла наши работы в учхозе, — спокойно начала она читать с листка. — Товарищи остались, в общем, довольны нашими опытами по вегетативному сближению скрещиваемых растений. Прививки наши понравились, и, конечно, было приятно услышать из уст такого специалиста, как Федор Иванович Дежкин, высокую оценку. Однако от зоркого глаза проверяющего не укрылось одно обстоятельство, и, хоть это не получило дальнейшего развития, он выразительно

дал всем нам знать, что обстоятельство замечено. Белыми нитками шито. И вызывает недоумение и тревогу...

Дело все гораздо проще и печальнее. И печальнее! Все эти красивые и хорошо исполненные прививки — сплошной обман, самая настоящая виртуозная фальшивка, почуять которую может только человек с тонкой интуицией, такой, как Федор Иванович Дежкин. С помощью этой фальшивки обманывают общественность, государство, партию и в конечном счете — самих себя. Привиты у них не просто дикари, товарищи. Полиплоиды! Колхицинирование проводится дома, на подоконнике — откуда-то ведь достали импортный колхицин! Откуда, спрашивается? Мы, по-моему, это зелье не импортируем... А потом полученного уродца приносят в институт. Рос на собственном корне, будет расти и на подвое! А мы будем тем временем скрещивать полиплоид с культурным сортом, искать философский камень, занимать дефицитную площадь, расходовать государственные средства! Как вы понимаете, я не щажу и себя. Будучи аспиранткой Ивана Ильича Стригалева, видя все это, видя двойную бухгалтерию, которую вел мой руководитель... А он уже год назад чувствовал, что идут черные для вейсманизма-морганизма времена, и завел два журнала. Два!

Восклицания у нее тоже получались тихими.

— Один мичуринский, фальшивый, другой — зашифрованный, формально-генетический. В фальшивом пишет: изменение числа хромосом под влиянием прививки. А изменяет-то колхицином!

Иван Ильич Стригалев:

— Да, было, было два журнала. Два, — заговорил он тихим, как бы недовольным голосом и еще сильнее налег на трибуну, все так же глядя вверх. — В общем, что получается... Свобода не для всякого слова — часто я такое слышу. Враг тоже хотел бы протащить свою пропаганду, поэтому не подпускать его к трибуне. Что — не так? А я — враг. С точки зрения советской науки, стоящей на правильных позициях. Это сегодня каждому ясно. Кому даем трибуну? Кому даем средства, зеленый свет? Мичуринской науке в лице академиков Лысенко и Рядно. Конечно, не в лице Мичурина. Еще не известно, что бы старик Мичурин сказал. А кто, скажите мне, — тут он в первый раз пристально посмотрел в зал. — Кто определит, на правильных ли позициях стоят наши академики? Да сам же Кассиан Дамианович и скажет. А враг, то есть я, говорит, что он не прав, что если по академику Рядно все делать, отстанем на полвека. И начнем голодать. А коллектив — объективный критерий — кричит на это: предупреждаю в последний раз! Делай так, как требует академик Рядно. Я обращаюсь к начальству. А оно ничего не понимает и враждебно. Его тоже наши академики ведут под обе ручки, с бережением. А в конечном итоге ответственность за науку и, стало быть, практику, лежит на ком? На начальстве? Как бы не так — начальство скажет: меня обманули. Слишком часто говорили эти слова: «диалектически», «скачкообразно» — и я поверил. Поскольку специального образования не имею. И не на коллективе ответственность будет лежать. Он скажет: я заблуждался, меня обкурили этим... веселящим газом. Ответственность будет на том, кто все понимает, на кого газ не действует, на ком противогаз. На мне, на мне лежит ответственность. И меня надо будет судить, если я поддамся и не сумею ничего... Для чего тогда меня учили в советской школе? В таких условиях и приходится...

Собрание решило принять к сведению отчет комиссии, рекомендовало всем подразделениям института изжить следы вейсманистско-морганистской болезни в ближайшее время.

⑨ Прочитайте документы. Какие из необходимых реквизитов пропущены авторами? Проанализируйте тексты с точки зрения их соответствия нормам литературного языка, при необходимости отредактируйте.

Бухгалтерия Уральского государственного университета

Доверенность

Я, Смирнов Игорь Александрович (паспорт V-АИ № 546078, выдан Кировским ОВД г. Свердловска 10 ноября 1977 г.), доверяю получить мою зарплату за декабрь месяц моей жене Смирновой Нине Сергеевне (паспорт Х-АИ № 809764, выдан 3 о. м. г. Москвы 30 июля 1980 г.).

20 декабря 1995 г.

Докладная записка

24 ноября 1995 г. в 14 час. 45 мин. бухгалтер А. И. Миронова во время обеденного перерыва, выходя из столовой, поскользнулась и сломала ногу. Ее увезли на лечение в больницу, где она пробудет два месяца, а то и больше. 24. 11. 95 г.

Главный бухгалтер

Свиридова Л. Г.

Расписка

Мною получено для проведения практических занятий у зав. лабораторией 5 (пять) микроскопов. Обязуюсь вернуть через неделю.

Лаборант

Ф. Семенов

⑩ Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов а) докладную записку о выполнении какого-либо задания; б) доверенность на получение посылки, денежногоперевода в почтовом отделении; в) расписку в получении книг в кабинете информатики.

⑪ Сравните начальные реквизиты заявления. Какую форму, на ваш взгляд, следует выбрать при обозначении автора заявления — родительного падежа без предлога или спредлогом от!

Начальнику лаборатории  Начальнику лаборатории

Логинову И. Т.    Логинову И. Т.

Николаевой В. Н.      от Николаевой В. Н.

Заявление

При обозначении автора заявления допустимы две формы: родительного падежа без предлога и с предлогом от. При употреблении родительного падежа без предлога подчеркивается принадлежность документа (чье заявление), форма родительного падежа с предлогом от указывает на адресующий характер документа (от кого направлен документ). В настоящее время по канцелярской традиции предпочтителен вариант без предлога.

⑫ Напишите заявление о выделении вам материальной помощи; о предоставлении вам трехдневного отпуска. Обоснуйте вашу просьбу, используя нужные союзы или предлоги: для, в связи, из-за, в целях, с целью, по причине, вследствие того, что, ввиду того что.

⑬ Познакомьтесь с текстом заявления, написанного С. Есениным. Какие изменения внесены в оформление заявлений современной системой делопроизводства?

Наркому по просвещению Анатолию Васильевичу Луначарскому

Заявление

Прошу Вашего ходатайства перед Наркоминделом о выдаче мне заграничного паспорта для поездки на трехмесячный срок в Берлин по делу издания книг: своих и примыкающей ко мне группы поэтов. Предлагаю свои услуги по выполнению некоторых могущих быть на меня возложенных поручений Нар. комис. по просвещению. В случае Вашего согласия, прошу снабдись меня соответствующими документами.

1922, марта 17.

Сергей Есенин

Автобиография может быть написана как служебный документ и как литературное жизнеописание. В первом случае в ней сообщаются сугубо официальные сведения: год и место рождения, образование, место работы, местожительство, семейное положение. Во втором случае в автобиографию автор может включить любые сведения о своей жизни.

⑭ Писатель Семен Шуртаков, обучаясь в Литературном институте, получил следующее задание от руководителя семинара К. Г. Паустовского:

Руководитель семинара дал задание написать биографии так, чтобы из них было видно, как, когда и, главное, почему каждый из нас почувствовал потребность взяться за перо, какие именно факты биографии послужили первоначальным толчком, отправной точкой нашего писательства.

Какую биографию — литературную или служебную — должны написать студенты?

⑮ Проанализируйте автобиографию С. Есенина. Докажите, что она относится к жанру литературной биографии.

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села, которое наз. Матово.

Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.

Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого.

Нянька — старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.

Уличная же моя жизнь была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2 — 3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят.

После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки.

Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.

Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.

Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.

[В] 1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню.

В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т. д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему.

Он отыскал мне издателя М.В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г.

В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым.

Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно.

[В] 1917 году произошла моя первая женитьба на З. Н. Райх.

[В] 1918 году я с ней расстался, а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918 — 21 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.

[В] 1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

После заграницы я смотрел на страну свою и события по- другому.

Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка — это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов предпочесть тогда наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.

Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить.

Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны — мной, а с другой — Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.

Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.

1924 20/V1.

⑯ Прочитайте характеристику. Какими сведениями ее следует дополнить?

Характеристика

ученицы 11 В класса школы-лицея № 88 г. Москвы

Михайловой Юлии

Михайлова Юлия обучалась в школе № 88 в классе медицинского профиля два года. За годы учебы проявила себя ответственной, трудолюбивой, дисциплинированной ученицей. Обладает хорошими способностями, особенно к гуманитарным наукам. Пользуется уважением одноклассников.

Характеристика дана для представления в институт.

Директор школы

М. П. Громова

Классный руководитель

И. Е. Старикова

В характеристике даются сведения, касающиеся социально- типизированных, официальных сторон жизни человека.

⑰ Составьте характеристику кого-либо из ваших товарищей и напишите сочинение «Мой друг». Какие различия в содержании и стиле изложения должны быть в этих текстах? Какой круг тем можно отразить в характеристике, в сочинении?

Служебное письмо — это обобщенное наименование различных по содержанию документов, являющихся средством общения между учреждениями, официальными лицами.

характеристика кого

нельзя: на кого

⑱ Познакомьтесь с фрагментами деловых писем. Определите вид каждого письма.

I.

Уважаемый г. Игнатьев! Мне представилась возможность поблагодарить Вас за согласие помочь нам в проведении ежегодной кампании по сбору средств в пользу организации «Мир вашему дому». Думаю, что Вы получите удовлетворение от того, что Ваши усилия пойдут на пользу вышеназванной организации.

Надеюсь вскоре увидеть Вас на одном из наших собраний.

II.

Уважаемый г. Павлов!

Мы будем рады обслужить Вас и Ваших гостей во время ужина в нашем ресторане «Харбин» 30.12.95 г.

Мы приложим все усилия, чтобы кухня и сервис оказались сверх Ваших ожиданий.

Благодарим за возможность обслуживать Вас.

III.

Уважаемый г. Матвеев!

К сожалению, мы вынуждены сообщить Вам, что не сможем сделать пожертвования Вашему фонду. Наша компания делает пожертвования только в крупные многоцелевые кампании, как, например, Ассоциация национальных музеев.

Жертвуя средства этим организациям, мы содействуем не одному, а ряду полезных дел, не оказывая никому предпочтения.

Надеемся, что Вы поймете нашу позицию. Тем не менее мы поддерживаем Ваши цели и изложенный замысел. Желаем Вам успеха в Вашей кампании.

IV.

Просим выслать необходимую нам документацию по эксплуатации машин последней модели, закупленных у вас во II квартале 1995 г.

V.

Высылаем запрошенную Вами дополнительную документацию по эксплуатации машин модели УКШ-17.

Получение просим подтвердить.

Приложение: Документация на 15 стр. в 1 экз.

VI.

Подтверждаем получение запрошенной нами документации. Благодарим за быстрое выполнение заказа.

В деловых письмах разных видов употребляются закрепленные речевые клише — стереотипные формулы.

⑲ Сгруппируйте стереотипные формулы в соответствии с видами писем, в которых они используются.

Просим сделать...

Мы рады (что делать?)...

(Кто?) имеет честь сообщить...

(Кто?) с сожалением должен сообщить...

Нам приятно (что делать?)...

Сообщаем (извещаем, информируем, уведомляем), что...

Мы вынуждены сообщить...

Направляем Вам рекламацию...

Мы готовы (согласны) представить...

Мы предъявляем Вам...

Мы официально заявляем Вам...

Высылаем (направляем, посылаем) Вам...

Мы обращаемся к Вам с просьбой...

Мы будем (весьма) признательны (благодарны), если...

Приглашаем Вас...

Позвольте (нам) пригласить Вас...

Мы не можем согласиться...

Выражаем благодарность (удовлетворение по поводу)...

Подтверждаем получение...

С благодарностью подтверждаем...

Мы получили Ваше...

Соглашаясь с Вашим предложением, сообщаем...

В связи с Вашей просьбой направляем Вам...

Благодарим за Ваше...

Доводим до Вашего сведения...

Напоминаем Вам, что...

Поздравляем...

Одобряем Вашу инициативу...

Ставим Вас в известность...

Гарантируем...

Платеж будет произведен немедленно после...

Просим принять участие...

Мы предлагаем Вам...

Мы можем рекомендовать Вам...

(Кто?) гарантирует...

Деловое письмо должно быть убедительным. Убедительность складывается из доказательности, точности и бесспорности приводимых фактов, учета интересов адресата и психологии восприятия им письма.

⑳ Сравните два варианта служебного письма, написанного вице-президентом крупной страховой компании для распространения среди сотрудников. Почему автор решил изменить текст письма? («Мышь» — устройство управления компьютером.)

I.

Мне стало известно, что прошлой ночью из стола Петровой М. И. была украдена «мышь». Очевидно, что совершивший это имел ключ и доступ на этаж, а, следовательно, является одним из наших сотрудников. Я еще раз хотел бы напомнить всем, что столы на ночь необходимо запирать и не хранить там ценные вещи.

Уличенные в воровстве будут немедленно уволены.

II.

Сегодня утром стало известно, что из стола Петровой М. И. пропала «мышь». Это — часть ценного оборудования, которое мы не хотим терять. Начато расследование этого происшествия. Если кто-нибудь располагает информацией о случившемся, прошу связаться со мной.

До выяснения картины случившегося хочу напомнить, что столы и двери офиса необходимо оставлять закрытыми. Прошу соблюдать правила внутреннего распорядка и обеспечивать безопасное хранение документов и оборудования после окончания рабочего дня.

Практикум по пунктуации

Обособленные члены предложения

① Повторите правила обособления согласованных определений по схемам:

② Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите обособленные определения и определяемые слова.

1. Странно, что назвали розой да еще Розой Иерихона этот клубок сухих колючих стеблей подобный нашему перекати-поле эту пустынную жесткую поросль встречающуюся только в каменистых местах ниже Мертвого моря. 2. Сорванный и унесенный странником за тысячи верст от своей родины он годы может лежать сухим серым мертвым. 3. Нищие бродившие по деревне раньше всех узнали о смерти князя. 4. Месяц небольшой белый ясный уже высоко стоял над темным садом. 5. Со двора пустого широкого освещенного месяцем он глядел то на огоньки в деревне за рекой то на светлые окна людской, где слышались голоса ужинающих. 6. Митька разутый молился стоя на нарах устланных свежей соломой. 7. Залитая солнцем приближалась становилась все живописнее и величественнее роща. 8. И он близкий от стука своего сердца к потере сознания крепко держал в руке картон. 9. Берег священного Львиного острова, черные леса подступившие к самому океану как бы готовому затопить их. 10. Тучи угрюмые и грузные как в ночи Потопа все ниже спускаются над океаном. 11. И страшный голос его, голос звучащий без напряжения по силе же подобный грому величаво катился из глубины лесов к человеку стоящему на берегу. 12. Освещенная десятью свечами комната приняла странный, праздничный, но и зловещий вид.

(И. Бунин)

③ Перестройте предложения, чтобы необособленные определения стали обособленными, а обособленные — необособленными.

1. Кругом лежат морские звезды, испускающие таинственное сияние. 2. Расползающиеся в разные стороны, шуршат десятки крабов. 3. Олеся, впервые попавшая в эти места, была поражена их красотой. 4. Покрытое траурным сукном возвышение тянулось вдоль блестящих стен часовни. 5. Сидевшая за кассой девушка перебила его. 6. Низко и плоско рассыпанные на далеком берегу огни плыли назад.

④ Выделите несогласованные определения, объясните знаки препинания.

1. Валы океана, с огненно-кипящими гривами, в реве и гуле бегущие к берегу, вспыхивают. 2. Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете. 3. Художник, ростом невысокий, юношески легкий вопреки своему возрасту, в берете и бархатной куртке, прошелся из угла в угол. 4. Ночь, по-летнему простая и мирная, с чистым небом в мелких скромных звездах, давала темноту мягкую, прозрачную. 5. Кучер, в шапке под бобер, в свитке, подпоясанной ремнем с серебряным набором, стоит в козлах. 6. Это была высокая красивая женщина, с ясным и живым умом, с бодрым, деятельным характером, молодая, здоровая, всячески счастливая, всячески одаренная судьбой. 7. Мы, с опущенными и обнаженными головами, последовали за носилками.

(И. Бунин)

⑤ Вспомните правила обособления приложений. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните приложения и определяемые слова.

1. Осторожно опустив чемодан на ковер посередине приемной, коридорный молодой малый в умными веселыми глазами остановился в ожидании паспорта и приказаний. 2. И он творец завершивший свой труд изливший свою душу по воле самого божества быстро скажет ему заранее приготовленные страшные и победительные слова. 3. Мы просто знакомые несмело поместились на скамье задней. 4. Ей дружно и горячо хлопали, и директор самодовольный актер с бесстрастными и печальными глазами сидевший в первом ряду только ради пущей гордости делал ей иногда замечания. 5. Таков был и Протасов один из ближайших приятелей Мити единственный настоящий друг его. 6. Он раб несет свое рабство с величайшим удовольствием. 7. Сестра Аня второклассница-гимназистка и брат Коля подросток-кадет были еще в Орле, учились.

(И. Бунин)

⑥ Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с обособленными определениями, затем с обособленными приложениями.

1. В том же году генерал Кирсанов уволенный в отставку за неудачный смотр приехал в Петербург с женою на житье. 2. Глаза смыкались и полузакрытые тоже улыбались. 3. Ее случайно увидел некто Одинцов очень богатый человек лет сорока шести чудак ипохондрик пухлый тяжелый и кислый. 4. Настала ночь лунная ясная. 5. Была у Ермолая легавая собака по прозванию Балетка. 6. Верстах в пятнадцати от моего имения живет один мне знакомый человек молодой помещик гвардейский офицер в отставке Аркадий Павлович Пеночкин. 7. Отец его боевой генерал 1812 года полуграмотный грубый но не злой русский человек всю жизнь свою тянул лямку... 8. Отправился я со Старостиным сыном и другим крестьянином по имени Егор на охоту. 9. По природе стыдливая и робкая она досадовала на свою застенчивость. 10. Студент этот по имени Михалевич энтузиаст и стихотворец искренне полюбил Лаврецкого.

(И. Тургенев)

⑦ Вспомните правила обособления обстоятельств. Объясните знаки препинания в следующих предложениях.

1. Направо сверкнула молния и, точно отразившись в зеркале, она тотчас же сверкнула вдали. 2. Около высоких свежих скирд копошились бабы с граблями и двигались арбы, а за скирдами, в другом дворе, бегала вокруг столба... дюжина лошадей... 3. Осторожно, как будто бы боясь, что за ним наблюдают, он стал на четвереньки и, скользя ладонями по мокрому тюку, повернулся назад. 4. В четверг, в день своего рождения, Артур вспомнил обещание, данное Терезе. 5. Скоро на пороге показалась Маша, покрасневшая от кухонного жара и с большим черным хлебом на плече; красиво изгибаясь под тяжестью хлеба, она пробежала через двор к гумну, шмыгнула через плетень и, окунувшись в облако золотистой пыли, скрылась за арбами.

(А. Чехов)

⑧ Выпишите сначала предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, а затем — с обособленными уточняющимиобстоятельствами. Расставьте пропущенные знаки.

1. Твердо и звучно преодолевая и этот грохот, и слитный гул лесов и урагана возглашает он... 2. В старой большой гостинице на просторной площади против старых торговых рядов было тихо и пусто, прибрано к празднику. 3. Он высоко навзничь лежал на подушках на кровати в спальне закинув голову разметав свои длинные серо-зеленые волосы и не было слышно даже дыхания его. 4. Свечи пылали дрожа огнями отражаясь в зеркале. 5. В избе на лавке возле окошка девочка лет трех в чепчике.

6. Там за окном сыпали веселым треском воробьи... 7. Переезжая низы смотрю вбок вдоль оврага густо заросшего грифельным безлиственным осинником... 8. И белеет впереди на пустынном дворе небольшой домик под тесовой крышей. 9. На лавке в прихожей растянувшись выкинув передние лапки вперед а задние назад лежит уже выбелившийся русак. 10. Высокие облака расходились тонким белым дымом сливаясь с влажно синеющим небом. 11. Стараясь не улыбаться пересиливая и тайное довольство и легкую обиду Митя дружелюбно ответил глядя на памятник теперь уже высоко поднявшийся перед ним.

(И, Бунин)

⑨ Вспомните, какие обстоятельства не обособляются. Сравните знаки препинания в парах предложений, объясните их.

1. Он шел не торопясь. — Не торопясь, он шел по направлению к дому. 2. Ленивый сидя спит, лежа работает. — Дети играли, сидя на ковре. 3. Он сидел задумавшись. — Он, глубоко задумавшись, сидел в кресле. 4. Он рассказывал волнуясь. — Волнуясь, он говорил торопливо и непонятно. 5. Поезд прошел мимо не останавливаясь. — Ребята, не останавливаясь, бежали к дому.

⑩ Вспомните, как ставятся знаки препинания при оборотах, присоединяемых союзом как, а также словами включая, исключая, за исключением, кроме, помимо, вопреки и др. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, объясните их расстановку.

1. В машине кроме водителя сидели женщина с ребенком и молодой человек. 2. Вопреки прогнозам синоптиков ветер стих и потеплело. 3. Она боялась, что предстанет перед классом как лгунья как клеветница. 4. Контрольную работу выполнили все за исключением Васи. 5. Я шел ничего не замечая как в тумане. 6. Как маленькое слабое существо она ищет защиты у людей. 7. Помимо земледелия в этом районе было развито и скотоводство.

⑪ Выделите обособленные члены в предложениях, расставьте знаки препинания. 1

1. Теперь утратив последние остатки человеческого благополучия растеряв друг друга забыв всякое людское достоинство жадно таща на себе последний чемодан они сбежались к этой последней черте под защиту счастливых далеких от всех их страданий и потому втайне гордящихся существ называемых французами... 2. Давным-давно тысячу лет тому назад жил да был вместе со мною на Арбате в гостинице «Северный Полюс» некий неслышный незаметный скромнейший в мире Иван Иваныч человек уже старенький и довольно потрепанный. 3. Если выйти на мол, встретишь несмотря на яркое солнце резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп серебряные страшные. 4. Он весь алый внутренне дрожащий поцеловал ее нежную дряблую руку по-сыновьи склонив голову... 5. Веснушчатая девка поденщица с деревни стояла на окне возле дверей на балкон тянулась к верхнему стеклу со свистом протирая его и отражаясь в нижних стеклах синеющим как бы далеким отражением. 6. Горничная Параша вытащив большую тряпку из ведра с горячей водой босая белоногая шла по залитому полу на маленьких пятках и сказала дружественно-развязной скороговоркой вытирая пот с разгоревшегося лица... 7. Он закрывая глаза холодея по несколько раз кряду повторял этот призыв зов сердца переполненного любовной силой жаждущей своего торжества блаженного разрешения.

(И. Бунин)

Литература

Акишина А. И., Формановская Н. И. Этикет русского письма. — М., 1989.

Бондырева Т. И. Секретарское дело. — М., 1989.

Веселов П. В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. — М., 1993.

Горбунов Н. И. Деловые бумаги. — М., 1959.

Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. — М., 1988.

Tеппер Р. Как овладеть искусством делового письма: 250 писем и записок в помощь менеджеру. — М., 1994.