Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Лексика
Урок 12. Основные лексические группы слов. Синонимы. Антонимы

Цели: расширять знания о синонимах и антонимах; показать их роль в речи; познакомить с понятием контекстные синонимы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам, подготовленным учащимися по темам «Синонимы», «Антонимы». Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Повторение темы «Основные лексические группы слов»

1. Синонимы.

  — Что такое синонимы? (Слова, разные по написанию и произношению, но сходные по значению.)

Абсолютного совпадения значений синонимов нет. Иногда значения слов-синонимов совпадают почти полностью. Это относится, прежде всего, к параллельным научным терминам (лингвистика — языкознание, орфография — правописание, бегемот — гиппопотам, календула — ноготки), а также к однокорневым словам с разными суффиксами (стеречь — сторожить, богомол — богомолец). Но чаще слова-синонимы немного, а иногда и сильно отличаются друг от друга оттенками лексического значения, характерны для разных стилей. От этого зависит употребление слов-синонимов в речи.

Сравним слова жить и проживать, поставив их в контекст.

Мы живём (проживаем) в живописном месте, на берегу реки.

Где вы живёте (проживаете), гражданин? Укажите в анкете адрес.

  — Какой из синонимов больше подходит для первого предложения, а какой — для второго? (Для первого — жить, для второго — проживать.)

Комментарии

Понятно, что в первом предложении надо выбрать слово жить, а во втором — проживать, так как второй синоним относится к официально-деловой лексике и совершенно неуместен в разговорном и художественном стиле речи. Кстати, слово жить нейтральное, а значит, его вполне можно употребить и во втором случае.

Итак, точнее определить синонимы можно так: слова, близкие или тождественные по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения и (или) стилистической окраской.

Синонимы всегда принадлежат к одной и той же части речи.

  — Приведите примеры синонимов, объясните, чем они различаются.

  — Для чего служат синонимы? (Употребление синонимов делает речь выразительной, яркой, точной, образной. Синонимы являются средствами связи предложений в тексте.)

— Что такое синонимические ряды?

Комментарии

Синонимам свойственна многозначность. Они вместе с другими многозначными словами составляют синонимические ряды — группы слов, объединённых общим значением. В начале синонимического ряда ставится основное, стилистически нейтральное слово, а другие члены ряда уточняют, расширяют его семантическую структуру, дополняют её оценочными значениями. Синонимические ряды — открытая микросистема, в процессе развития языка они могут дополняться новыми членами, а какие-то члены ряда могут исчезнуть.

Синонимы могут различаться оттенками значений (вынимать — извлекать — доставать), стилистической окраской (глаза — очи — гляделки — зенки), различной сочетаемостью (дорога — путь: железная дорога, Млечный Путь).

Членами синонимического ряда могут быть не только отдельные слова, но и фразеологизмы: быстро — скоро — моментально — сломя голову и т. д.

Синонимические ряды могут объединяться в синонимические гнёзда, если эти ряды имеют общее основное многозначное слово.

Голова — башка — котелок — крыша — тыква — кочан;

голова — ум — сознание - интеллект — разум — рассудок;

голова — руководитель — начальник — глава — лидер — шеф — босс;

голова — начало — авангард (колонны и т. д.).

  — Что называют контекстными (контекстуальными) синонимами?

Комментарии

Контекстные синонимы — слова, значение которых сближается в условиях одного контекста, одной ситуации. Они носят индивидуальный, единичный характер. Например:

Подарили мне как-то по случаю болонку. Собака оказалась удивительно умной, сообразительной. Полюбили мы нашу Белку.

Если слова умная и сообразительная — обычные синонимы, то слова болонка, собака и Белка в данном случае — контекстные синонимы, хотя и находятся в отношениях рода, вида и отдельного наименования.

Кстати, в этом конкретном случае Белка (кличка) и белка (животное) — совершенно разные слова, омонимы.

Ещё пример:

С чердака покосившегося домика доносился, примешиваясь к гармоническому шуму дождя, аритмичный, предынфарктный будто стучок какого-то разваливающегося, древнего механизма. (А. Г. Битов)

В этом предложении аритмичный и предынфарктный — контекстные синонимы. Кроме того, они антонимичны прилагательному гармонический. Причём если аритмичный можно с натяжкой назвать синонимом этого прилагательного, то предынфарктный в данном случае — это контекстный антоним слова гармонический.

То есть в случае с контекстными синонимами или антонимами всё зависит от описываемой ситуации, от строения предложения, от замысла автора.

2. Антонимы.

Известно, что антонимы — слова, противоположные по смыслу. Продолжая тему значения контекста, отметим, что, как мы видели, противопоставляться могут даже синонимичные слова. Конечно, это может происходить только в контексте. Например:

Он не ел, а вкушал.

У неё не глаза, а очи.

Наш народ не хочет превратиться просто в население.

Обратимся к обычным антонимам. Антонимы должны выражать соотносимые понятия. То есть не будут антонимами толстый и синий и т. д., если, конечно, не придумать специально какой-то немыслимый контекст. Нет антонимов и в конкретной лексике: шкаф, снег, телефон и т. д.

Противоположность антонимов понимается как предельное взаимоотрицание соотносительных понятий. Антонимия свойственна не всем отрядам слов, а лишь тем, которые выражают качественные, временные, пространственные понятия.

Большинство антонимов могут выражать качественную противоположность: сильный — слабый, большой — маленький. При этом вероятен ряд (синонимический) антонимов к одному слову: сильный — слабый, немощный, бессильный; большой — маленький, мизерный, незначительный. Некоторые антонимы выражают противоположную направленность действий, признаков: вошёл — вышел, начинать — переставать, бедность — богатство.

По структурному признаку антонимы делятся на однокорневые (входить — выходить, толковый — бестолковый, ритмичный — аритмичный) и разнокорневые (высокий — низкий, зрячий — слепой, вверху — внизу).

У многозначных слов в антонимические отношения иногда могут вступать лишь отдельные их значения. Слово день в значении «время суток» имеет антоним ночь, а в значении «дата, сутки» не имеет антонимов.

Вот как могут выглядеть антонимические отношения с разными значениями одного слова:

Антонимы часто используются для образования стилистических фигур:

1) антитезы — для создания художественного образа: «Я царь — я раб — я червь — я Бог!» (Г. Р. Державин), «Война и мир», «Коварство и любовь»);

2) оксюморона — для создания нового значения: живой труп, старый мальчик, грустная радость.

2. Практические задания

  — Распределите слова синонимического ряда по степени усиления признака.

1) Тревожиться — беспокоиться — горевать — волноваться — переживать. (Волноваться — беспокоиться — тревожиться — переживать — горевать.)

2) Спешить — бежать — лететь — нестись — мчаться. (Бежать — спешить — мчаться — нестись — лететь.)

  — Найдите основные, стилистически нейтральные слова каждого синонимического ряда.

1) Почивать — дремать — дрыхнуть. (Спать.)

2) Орать — голосить — вопить. (Кричать.)

3) Кушать — жрать — лопать. (Есть.)

4) Похитить — стащить — спереть. (Украсть.)

  — Подберите антонимы к разным значениям слова белый. (Примерный ответ. Чёрный (цвет), красный (представители воюющих сторон в Гражданской войне или белое и красное вино), поганка (грибы), негр (представители рас), летний (об Олимпиаде), исписанный (лист бумаги), грязный (о чистоте, например, снега), рифмованные (стихи) и т. д.)

Комментарии

Все эти антонимы, кроме первого, контекстные, вне контекста приведённые пары слов не рассматриваются как антонимы.

Домашнее задание

  1. Повторить тему «Фразеология», подготовить вопросы и сообщения о происхождении фразеологизмов и фразеологических словарях.

2. Упражнения учебника.