Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Лексика
Урок 15. Изобразительно-выразительные средства русского языка

Цель: расширять и систематизировать знания об изобразительно-выразительных средствах языка.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Лекция с элементами беседы

(Учащиеся конспектируют лекцию.)

Как, за счёт чего слово воздействует на читателя, слушателя? Почему один текст кажется нам привлекательнее другого? Что мы имеем в виду, говоря о богатстве языка? Что понимается под изобразительно-выразительными средствами языка? Как и с какой целью они используются?

Этими, в частности, вопросами занимается стилистика. Изучая грамматику, можно научиться говорить и писать правильно, изучая стилистику — говорить и писать выразительно. Разумеется, грамматика и стилистика существуют в единстве. Совершенствоваться и в той и в другой можно до бесконечности. Наша задача пока более скромная — освоить основы выразительной речи, научиться понимать художественные произведения более глубоко, определять роль изобразительно-выразительных средств в тексте.

Из трёх основных аспектов стилистики: изучение стилей, обучение языковому мастерству, изучение выразительных средств языка — остановимся на последнем.

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск», — писал К. Г. Паустовский. Действительно, в русском языке много слов, обладающих особой выразительностью. Кроме собственно лексического значения слова, они выражают определённые чувства (ласка, нежность, восхищение, презрение, враждебность), отношение (одобрение, неодобрение, ирония, осуждение, гордость), заключают в себе некую оценку (положительную или отрицательную). Такие слова называются эмоционально окрашенными.

  — Сравните пары слов. Определите, что у них общего, а что их различает.

(Слова записаны на доске.)

Идти — шествовать, бежать — мчаться, сказать — провозгласить, хороший — великолепный, лицо — лик, домишко — развалюха, лицо — морда, здравствуйте — здоро́во, хорошо — классно.

Комментарии

Первые слова каждой пары — обычные (стилистически нейтральные), называющие действия, предметы, признаки. Вторые слова выражают ещё и отношение говорящего к тому, о чём он говорит, или к тому, с кем он говорит.

Эмоциональная окраска может быть положительной (вторые слова в первых пяти парах) и отрицательной (вторые слова в следующих двух парах).

Многие из приведённых примеров эмоционально окрашенных слов относятся к жаргонизмам. Действительно, всем жаргонным словам присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, часто с юмористическим оттенком: стипа, стипуха — стипендия, мура — ерунда, чувиха — девушка, порубать — поесть, суперский — очень хороший.

Эмоционально окрашенными могут быть не только жаргонизмы, но и просторечия: вторые слова двух последних пар нашего ряда слов имеют фамильярный оттенок. Часто оттенки эмоциональной окрашенности привносят различные уменьшительно-ласкательные (книжечка, заюшка, доченька) и увеличительно-уничижительные (усищи, парняга, грязища).

В общем-то, стилистической окраской, выразительностью в определённом контексте могут обладать практически все слова. Многое зависит от того, кто и как говорит или пишет.

Эмоционально окрашенные слова могут употребляться всеми, но не в любом случае: они почти не встречаются в научных докладах, в официальных документах, зато часто используются в разговорном, публицистическом, художественном стилях речи. Употребляя такие слова, говорящий выражает своё положительное или отрицательное отношение к предмету, явлению.

Кроме стилистически окрашенных слов, разумеется, есть и другие изобразительно-выразительные средства. Причём их можно обнаружить на всех уровнях языка — от фонетического до синтаксического.

Фонетические выразительные средства чаще всего используются в поэзии, и особенно раскрывается их роль в устном исполнении, в живой речи. Применение разнообразных приёмов для усиления звуковой выразительности называется звукописью. Звукопись позволяет услышать голоса природы, шум города, тишину ночи... Среди основных приёмов звукописи — повтор одинаковых или фонетически близких звуков, противопоставление контрастных звуков, разная последовательность звуков. Важную роль играет интонация, но в полной мере её можно оценить только в устной речи.

1) Аллитерация — повторение согласных звуков в слове, фразе.

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь.

          А. С. Пушкин

Звукопись придаёт особую выразительность стиху: повтор слогов с в: ва, ва, ее — даёт ощущение широты, мощи стихии; сочетания глухих согласных с сонорным л: тл, кл, кл — передают клокотание воды в разбушевавшейся реке.

А вот примеры из К. Д. Бальмонта — своеобразная фонетическая игра:

а) плавные, нежные сочетания сонорных [л] и [л’] в каждом слове:

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластится к влаге лилея...

б) намеренный подбор слов, начинающихся с одной буквы, со сходных звуков:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

Звукопись встречается и в прозаических произведениях. Например, аллитерации на шипящие в рассказе Ю. И. Коваля «Железяка» передают звук опущенной в воду раскалённой железной заготовки.

Раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего.

2) Ассонанс — повторение гласных звуков (обычно ударных) в слове, фразе.

Будет буря — мы поспорим и помужествуем с ней. (Н. М. Языков)

Здесь ассонансы на у — подражание звуку ветра, бури.

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна...

            А. А. Блок

Сочетание ассонансов на у и а создаёт ощущение воздуха, парения, простора.

Пример использования выразительных средств морфемики и словообразования — стихотворение В. Хлебникова «Заклятие смехом» — словотворчество, опыт «сопряжения корней», по выражению самого автора.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных

смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных

смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

  — Как в этом стихотворении достигается разнообразие слов с одним корнем? (С помощью использования разнообразных приставок и суффиксов.)

Богатые возможности для создания средств речевой выразительности предоставляет морфология.

Достаточно заменить одну форму числа имени существительного другой, и смысл изменится, обогатится экспрессивными оттенками, часто отрицательными.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

            М. Ю. Лермонтов

Здесь формы единственного числа существительных в собирательном значении передают обобщённую множественность, вдобавок с неуважительным оттенком.

Обратный пример: форма множественного числа метафорически употребляется вместо формы единственного для создания типизации явления. Причём имя собственное в этом случае пишется со строчной буквы.

Молчалины блаженствуют на свете. (А. С. Грибоедов)

Мы все глядим в наполеоны. (А. С. Пушкин)

Такая форма несёт дополнительный оттенок принижения, пренебрежения.

Выразительными возможностями обладают и местоимения. Противопоставляя их, можно добиться резкой антитезы, как в стихотворении А. А. Блока «Скифы».

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

А. С. Пушкин противопоставил местоимения уже в названии стихотворения — «Ты и вы».

Экспрессивность часто достигается глагольными формами, например, формой повелительного наклонения.

Да здравствует солнце! Да скроется тьма! (А. С. Пушкин)

Усилению экспрессии глагола здесь способствует частица да.

— Прокомментируйте пример из стихотворения А. В. Кольцова.

Поклонись, цветы, головой земле!

(Форма глагола в повелительном наклонении в единственном числе в значении множественного усиливает твёрдость, императивность обращения.)

Различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки возникают при употреблении одних форм наклонения в значении других. Так, в значении повелительного могут выступать следующие формы наклонения:

1) инфинитив (Построиться в шеренгу!);

2) изъявительное (Сделаешь так, как я сказал!);

3) условное (Ты бы не спорил.).

  — Какую дополнительную окраску приобретают фразы? (Первые две формы придают фразам категоричность, последняя — некоторую мягкость просьбы.)

Бесконечно многообразны изобразительно-выразительные возможности в области лексики.

Усилить выразительность речи позволяет использование синонимов: можно подчеркнуть ту или иную деталь, выразить определённое отношение к изображаемому, дать ему оценку.

  — В чём заключается выразительная роль синонимии в строках М. Ю. Лермонтова?

Вот затрещали барабаны —

И отступили бусурманы.

Комментарии

Бусурманы в данном случае — контекстный синоним слова французы. Лермонтов этим синонимом, устаревшим уже в его время словом, подчёркивает враждебное, непримиримое отношение рассказчика к противнику, объединяет французов с прежними врагами страны, иноземцами.

Для создания контраста используются антонимы. Они лежат в основе создания антитезы — стилистической фигуры, построенной на резком противопоставлении слов с противоположным значением.

Чёрный вечер. Белый снег. (А. А. Блок)

Лексические повторы помогают выделить важное понятие, глубже понять высказывание, придают речи эмоционально-экспрессивную окраску.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Чёрная злоба, святая злоба...

                А. А. Блок

Иногда повторы или однокоренные слова противопоставляются в контексте и сообщают ему особую значимость, афористичность.

Служить бы рад, прислуживаться тошно. (А. С. Грибоедов)

Богатейшей образностью, экспрессивностью, эмоциональностью обладают фразеологические сочетания, что позволяет не только назвать предмет или явление, но и выразить определённое отношение к нему. Кстати, в основе многих фразеологизмов, пословиц и поговорок лежат повторы: если бы да кабы; святая святых; знать не знаю, ведать не ведаю; дружба дружбой, а служба службой; видал виды, день-деньской; камня на камне не оставить; ни с того ни с сего; было да быльём поросло и т. д.

Особая роль в создании образности принадлежит тропам.

Тропы — это разновидности переносного употребления слов (от греч. tropos — поворот; оборот, образ), средства словесной образности (изобразительные средства). Мы уже говорили о том, как характерно для русского языка явление переноса значения слов и как многообразны основания для переноса (см. урок 10).

Основные виды тропов — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, перифраза, аллегория.

(Подробно о них см. в приложении 4.)

Выразительные возможности синтаксиса связаны прежде всего с использованием фигур речи (стилистических фигур) — необычных оборотов речи, её особого синтаксического построения.

Фигуры речи — анафора, эпифора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, оксюморон, эллипсис, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция, риторические фигуры (вопрос, восклицание, обращение) и др.

(Подробно о них см. в приложении 4.)

Выразительность речи может создаваться самыми обычными языковыми единицами благодаря умелому, наиболее целесообразному использованию их в контексте в соответствии с целью и содержанием высказывания, его функционально-стилевой окраской, общей экспрессивной направленностью.

(Далее беседа по вопросам, подготовленным учащимися дома.)

2. Практические задания

  — Определите изобразительно-выразительные средства, использованные в предложении.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Г. Паустовский)

(Метафора излучают поэзию, сравнение, параллелизм (строение предложения), эпитет таинственный, слова высокого стиля.)

  — Определите, какие формы глагола и в каких значениях употреблены в следующих примерах.

1) Щепотки волосков лиса не пожалей — остался б хвост у ней. (И. А. Крылов) (Повелительное наклонение в значении условного.)

2) Я тебя корми, гуляй с тобой, играй, а ты кусаться! (Повелительное наклонение в значении изъявительного, инфинитив в значении изъявительного наклонения.)

3) И царица хохотать и плечами пожимать... (А. С. Пушкин). (Инфинитив в значении изъявительного наклонения.)

4) Не пускать посторонних! (Инфинитив в значении повелительного наклонения.)

5) Взять бы да и переделать всё. (Инфинитив в значении условного наклонения.)

3. Закрепление

— Определите слова по их лексическому значению.

1) Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление. (Олицетворение.)

2) Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе. (Аллитерация.)

3) Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада. (Реферат.)

  — Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»?

Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.

— Определите значения оставшихся слов.

Домашнее задание

  1. Повторить тему «Изобразительно-выразительные средства русского языка», подобрать примеры тропов и фигур речи.

  2. Прочитать фрагмент романа «Русский лес» Л. М. Леонова (демовариант ЕГЭ-2013).

(1) Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь - всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2) — Да нет же, тут другое совсем, — содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3) Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4) Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5) Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6) Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8) Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, — видно, писалось на колене.

(9) Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10) Варя сразу наткнулась на главное место.

(11) «Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, — негде было пристроиться, — кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12) — Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13) Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14) Самое горькое — то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, — Варя перевернула страничку.

(16) Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17) Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19) Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20) Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21) У неё были такие пытливые, вопросительные глаза — на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22) Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23) С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24) Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую... и это купель зрелости! — (25) Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. — (26) И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27) — Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... — складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28) Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29) Темой беседы служили события истёкшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.