Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Морфемика. Словообразование. Орфография
Урок 27. Правописание приставок. Гласные ы - и после приставок

Цели: обобщить изученное о приставках; совершенствовать навыки правописания приставок, умение работать со словарями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Беседа по вопросам, подготовленным учащимися по темам «Правописание приставок», «Гласные ы — и после приставок». Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Правописание приставок (слово учителя, сообщения учащихся)

Многообразие приставок в русском языке создаёт широкое поле для словотворчества. Впрочем, приставки характерны для многих языков мира. Эти морфемы в основном происходят от предлогов, поэтому имеют сходные с ними значения. Приставки характерны для глаголов и их форм, наречий, прилагательных и существительных. С помощью приставок можно выразить всевозможные пространственные и временные значения, значения меры и степени.

Большая группа приставок неизменяемые, т. е. они или их варианты пишутся одинаково вне зависимости от произношения и следующих за ними морфем. Это приставки в- (во-), с- (со-), над- (надо-), под- (подо-), за-, на-, от- (ото-), про-, пере-, до-, недо-, об- (обо-), пра- и т. д.

Изменяемые приставки — это те, которые заканчиваются на з — с. Их написание зависит от произношения или последующего согласного.

Отдельно выделяются приставки пре- и при-, зависящие от смысла слова, и не- и ни-, которые используются, кроме названных частей речи, в местоимениях.

В русском языке прижились и освоились многие иноязычные приставки: а-, дез-, дис-, суб-, анти-, транс-, супер-, пост-, гипер-, пара-, экс- и т. д.

(Сообщения.)

2. Обобщение

1. Приставки пре- и при-.

Гласные в этих приставках зависят от их смысла. Приставка пре- имеет значение «очень» (прехорошенькая, премудрый) и значение, близкое к приставке пере- (прервать, прекратить, преломить).

Приставка при- имеет несколько значений, объединённых общим — «близость» (присоединить, прибежать, приморский), а также значение неполноты действия (прикрыть, присесть, приглушить).

Трудность вызывают случаи со скрытым смыслом. Например, в словах природа, приятель, присутствие.

Нужно различать слова с приставками от заимствованных слов, в которых пре- является частью корня: президент, премьер, презентация. А в слове непререкаемый приставка пре- «спрятана» за другой приставкой — не-. Чтобы правильно выделить приставки, нужно понять смысл слова: оно содержит корень -рек-, тот же, что в слове речь (происходит чередование согласных в корне).

Слова с приставками пре- и при- бывают омофоничными (звучат одинаково). В этом случае особенно важно вникнуть в смысл слова.

(Запись под диктовку на доске и в тетрадях. Все словосочетания анализируются, делается вывод об их написании. Значения непонятных выражений уточняются с помощью словарей.)

Приходящая няня — преходящие ценности, приступить к работе — преступить закон, прибывать на станцию — пребывать в чужой стране, придел храма — предел возможностей, придать новую форму — предать забвению, притворить окно — претворить планы в жизнь, призреть стариков — презреть опасность.

2. Приставки на з — с.

Согласные в приставках на з — с чередуются на стыке приставки и корня: раз- (роз-) — рас- (рос-), без— бес-, воз- (вз-) — вос- (вс~), из— ис-, низ- — нис-, через- (чрез-) — черес- (чрес-).

Перед гласными и звонкими согласными пишется буква з, перед глухими — с. Это правило не касается приставки с- (у неё нет звонкой пары).

Гласные в приставках раз- (рас-) — роз- (рос-) зависят от ударения. Под ударением в приставке пишется о, без ударения — а: разыгра́ть — ро́зыгрыш, расписа́ться — ро́спись, разыска́ть — ро́зыск.

(Запись под диктовку с объяснением.)

Разыграть, чрезмерный, мировоззрение, бессильный, схлопотать, разведка, низвергаться, рассердить, небесполезный, восходить, россыпь, безделье, расчёт, сбить, возвышаться, роспуск, взыграть, исходить, вскричать, изведать, сходство, ниспадать, рассчитать, сбавить, розыск, чересчур.

Дополнительное задание: обозначьте морфемы в словах.

3. Трудные случаи.

Обратим особое внимание на слова расчёт и рассчитать. Главное — разглядеть в этих словах приставки. Приставка рас- присоединяется к чередующимся корням -чёт- и -счит-.

Трудности вызывают также слова с двойными приставками. Если мы правильно вычленим их, ошибка будет исключена: предостеречь — приставки пред- и о-, позавчера — приставки по- и за-, поочерёдно — приставки по- и о- и т. д.

Чтобы обнаружить приставки, которые «спрятаны» за другими морфемами, необходимо разобрать слова по составу: мировоззрение (приставка воз- находится между корнями -мир- и -зр-), небеспочвенный (приставка бес- скрыта за приставкой не-), предрасположенный (приставка рас- скрыта между приставками пред- и по-), фотовспышка (приставка вс- находится между корнями -фото- и -пыш-).

Удвоенные согласные пишутся на стыке корня и приставки, если приставка оканчивается, а корень начинается одной и той же буквой: беззлобный, бессовестный, воззрение, исследовать, рассердить, поддаться, поддон, отторжение и т. д.

4. Приставки не- и ни-.

Эти приставки омонимичны частицам не и ни. Они заслуживают отдельного разговора, пока же ограничимся случаями правописания гласных. В существительных, прилагательных, наречиях употребляется только приставка не-: неправда, нехороший, неплохо. К тому же в этих частях речи есть слова, которые без не- вообще не употребляются: невежа, неряшливый, нелепо. Приставка не- пишется и в тех глаголах и деепричастиях, которые без неё в современном языке не существуют: негодовать, негодуя; ненавидеть, ненавидя; нездоровится.

Что касается местоимений (неопределённых и отрицательных) и отрицательных наречий, то здесь выбор буквы зависит от ударения и, конечно, от смысла слова: не́кто — никто́, не́что — ничто́, не́кого — никого́, не́сколько — ниско́лько, не́где — нигде́, не́когда — никогда́, не́куда — никуда́, т. е. под ударением пишется не-, без ударения — ни-.

Если от таких слов образованы другие части речи, буква в приставке сохраняется: ничья (счёт в игре), вничью, никчёмный, никудышный, ничтожество.

5. Другие русские приставки.

С приставкой не- в сочетании с приставкой до- легко спутать другую приставку — недо-, о которой надо сказать отдельно. Есть случаи, когда слово без не- не употребляется: недомогать. В других случаях надо идти от контекста. Например: не доставать (не дотягиваться) и недоставать (о недостаточном количестве чего-либо).

Ребёнок не достаёт до нужной кнопки в лифте.

Ему недостаёт внимания.

В первом случае не является отрицательной частицей и пишется раздельно с глаголом. Во втором случае не- является частью приставки недо-.

Приставке недо- часто антонимична приставка пере-, которая может служить своеобразной проверкой: недоедать — переедать, недосолить — пересолить, недоварить — переварить, недовыполнить — перевыполнить, недовесить — перевесить.

Дети часто не доедали свой суп.

Безработные часто недоедали.

Разница в семантике рассматриваемых слов ясно видна.

Ряд выражений проверке не поддаётся, их необходимо запомнить: не добежать до финиша, не докончить работу, не доделать что-либо, ни до чего не доспорились, не доводить до конца, многое не досказано.

С приставками по- и про- не надо путать редкие приставки па- и пра-. Приставка па- находится обычно под ударением: пасынок, падчерица (корень -дчерь — дочь), патрубок. Приставка пра- бывает ударной и безударной: праматерь, прабабушка, праотец (праотцы).

  6. Иноязычные приставки.

Запомните, как пишутся иноязычные приставки: би- (лат. «состоящий из двух частей»): билингвизм, бином, биатлон;

де- (лат. «удаление, отмена, снижение»): демобилизация, деградация, деструкция;

инфра- (лат. «под, ниже»): инфракрасный, инфраструктура; пара- (греч. «при, возле», отклонение от чего-либо): парамагнетик, парапсихология, паранормальный;

пери- (греч. «около, вокруг»): периметр, перископ; ре- (лат. «вновь») — ремонт, реставрация, реконструкция; ультра- (лат. «далее, более, сверх»): ультрафиолетовый, ультразвук;

экстра- (лат. «сверх меры, чересчур»): экстраординарный, экстрасенс,

  эпи- (греч. «на, над, сверх, после»): эпилог, эпицентр, эпителий.

3. Практическое задание

  — Запишите слова в два столбика: 1) с приставкой пре-; 2) с приставкой при-.

Препинание, приникнуть, преискусный, припарковаться, претерпеть, притворяться, приволье, превышение, прицелиться, непременно, приворожить, преемственность, приголубить, примерный, присовокупить, неприятельский, придорожный, привнести, пресмыкающееся, прививка, приамурский, пригасить, непридуманный, радиоприёмник, привратник, превосходный, прижимать, пресыщенность, припеваючи, пренеприятный, прикипеть, приземлиться, преломление, прилепить, препятствие, принимать, преподаватель, пристегнуть, причастный, прищёлкнуть, превратности.

4. Объяснительный диктант

Неподкупный чиновник, нисколько не струсил, невнятное бормотание, с некоторой осторожностью, некем заменить, ничто не слишком, ничейный результат, невиданный овощ, невинный взгляд, ничтожно малая величина, хрупкая незабудка, недалёкий человек, нечто непонятное, нечем ответить, благородное негодование, ничуть не испугался, ничем не оправданный поступок, низменные помыслы, ничего не ответил, несколько слов, невзирая на препятствия, несуразно одетый, отряд непарнокопытных, незачем спешить, никому не интересный, предаваться ничегонеделанию, превратиться в ничто, неприличное выражение, неизменная позиция, сыграли вничью, дремучее невежество, никчёмный работник, вес нипочём.

Дополнительные задания

— Определите части речи.

  — Укажите словосочетания, в которых есть слова, образованные сложением.

5. Предупредительный диктант

Предостережение, мировоззрение, не доделать, разорить, низвергнуть, недовольство, чрезвычайный, прадедушка, перископ, регенерация, экстраординарный, ниспадающий, позавтракать, эпиграмма, восприятие, сверхъестественный, россказни, девальвация, податься в город, беззаветно, полакомиться, гиподинамия, дезодорант, исчезать, парапсихолог, инъекция, рассориться, инфраструктура, ничтожный, бесцеремонный, недовыполнить, биатлон, дисгармония, недомогать, деградировать, чересчур, восхищение, расчесть, исподтишка, дисквалификация, поддаться на уговоры, прелюдия к концерту.

6. Тест

1. Укажите словосочетания, в которых на месте пропуска нужно писать букву и.

  1) пр..мерный ответ      

  2) на пр..деле скорости

  3) пр..знание заслуг

  4) пр..зирать трусов

2. Укажите словосочетания, в которых пишется ни-.

  1) н..сколько не устал    

  2) остался н..доучкой

  3) тебе н..поздоровится  

  4) н..чейный результат

3. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1) по..кладка, о..бойный, на..строчный

  2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный

  3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать

  4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

Примечание. Задание 3 взято из демоварианта ЕГЭ-2013 (А 15).

Домашнее задание

  1. Повторить тему «Употребление ь и ъ», подготовить сообщения, вопросы.

2. Упражнения учебника.