Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Развитие речи
Урок 31. Функционально-смысловые типы речи. Текст

Цели: обобщить знания по темам «Текст», «Функционально-смысловые типы речи»; совершенствовать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа

Значительная часть заданий тестов ЕГЭ предусматривает работу с текстом, его анализ. Один вид работы предполагает установление связей между предложениями небольшого текста, информационную обработку текста. Второй связан с восприятием другого текста, значительно большего по объёму, с определением стиля текста, типа речи, средств выразительности, встретившихся в тексте. О средствах выразительности мы уже говорили, а сейчас повторим и обобщим изученное о тексте.

  — Что называется текстом? (Несколько предложений, соединённых общей основной мыслью и темой и связанных грамматически.)

  — Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, членимость, грамматическая связь между частями.)

  — Что такое тема текста? (То, о чём или о ком говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.д.)

Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

  — Что такое основная мысль, идея текста? (То главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

  — Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста.)

  — Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Примерный ответ. Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части. Содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено и т. д. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделённые друг от друга частью текста.)

  — Расскажите о видах грамматической связи в тексте. (Примерный ответ. Цепная связь подразумевает сцепление предложения с предыдущим при помощи лексического и грамматического повтора: повторения какого-либо слова, замены его синонимом, местоимением, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. д. Параллельная связь происходит за счёт сопоставления или противопоставления предложений. Этому могут служить одинаковый порядок слов, антонимы, анафора — одинаковое начало предложений, одинаковая цель высказываний или интонация.)

  — Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение.)

— Охарактеризуйте каждый из типов речи, приведите примеры.

Комментарии

При определении стиля и типа речи надо помнить, что абсолютно «чистые», рафинированные случаи попадаются крайне редко. Например, художественный стиль нередко включает в себя и разговорный, и публицистический, а иногда и официально-деловой, и научный — в зависимости от задач текста. Этот стиль при необходимости вбирает в себя средства всех других стилей, которые подчиняются, прежде всего, главной функции художественного стиля — эстетической. Основные приметы художественного стиля — образность, использование изобразительно-выразительных средств языка.

Публицистический стиль использует элементы художественного, разговорного стилей, официально-делового, реже — научного.

Разговорный стиль мы используем не только дома, с приятелями, на улице, в школе, на работе с коллегами, но и в письмах, записках неофициального, дружеского характера.

Официально-деловой и научный стили более рафинированны, крайне редко можно встретить посторонние элементы в текстах таких стилей. Это связано с присущей им точностью, логичностью, однозначностью, обилием терминов, специальной лексики, сферой употребления.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение — тоже могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях.

Как различить типы речи?

Попытаемся представить себе, какие картины запечатлелись в памяти после прочтения текста. Что вы можете вспомнить, мысленно обрисовать? Если память «сфотографировала», зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание. Такая «фотография» бывает плоской и объёмной, размытой и очень чёткой. Описание применяют при создании словесного пейзажа, портрета. Описание может касаться характера человека, его чувств, переживаний (ведь хорошая фотография отражает их).

Повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т. е. повествование, мы мысленно прокручиваем «киноплёнку» памяти.

А теперь о том, что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга, — о рассуждении. Напомним, что рассуждение бывает нескольких типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с логикой мысли, с рассуждением.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Одним словом, представим себе речевую ситуацию: кто говорит, с кем, о чём, где и зачем. Речевая ситуация поможет правильно определить стиль.

— В чём особенности каждого типа речи?

Комментарии

Описания дают общее представление о предмете, явлении, его признаках, рассматривают его с разных сторон. Это портретные, пейзажные описания, описания интерьера, действий и т. д. Ярким примером может служить описание Печорина в повести «Максим Максимыч» М. Ю. Лермонтова, которое назвали первым психологическим портретом в русской литературе. Вспомним также подробное описание Собакевича и его комнаты в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя. В этом описании работает каждая деталь: стол, кресло, стул, дрозд в клетке, картины и даже, в свою очередь, детали этих картин.

Тексты-повествования рассказывают о событиях в их временной последовательности и взаимосвязи. Обычно они имеют определённую композицию: завязка — развитие событий — кульминация — развязка. Повествовательные тексты, в отличие от описательных, динамичны. Например, в начале романа «Евгений Онегин» Пушкин рассказывает о жизни героя и его отца:

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur её сменил.

Перед читателем быстро сменяются события в их временной последовательности.

В текстах-рассуждениях излагается, разъясняется, обсуждается или опровергается какая-либо мысль. Композиция рассуждений такая:

1. Тезис (высказывание какой-либо мысли).

2. Доказательство или опровержение этой мысли с помощью определённых доводов, аргументов.

3. Вывод, который из этого следует.

Рассуждения передают ход, развитие мысли. Особенно характерен этот тип речи для научных работ.

В художественной литературе встречаются все типы речи. Например, М. Ю. Лермонтов, описывая внешность и особенности поведения Печорина, выносит суждения о его характере. В противоречивости описания заложено рассуждение. Вот что Лермонтов пишет о глазах Печорина.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.

В «Мёртвых душах» Гоголя описание села и усадьбы Плюшкина (тезис) сменяет повествование о том, каким образом он дошёл до столь удручающего состояния, как развивался во времени характер Плюшкина. Повествование заканчивается выводом (последняя стадия рассуждения).

Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине... Итак, вот какого рода помещик стоял перед Чичиковым!

В этом фрагменте поэмы описание играет роль тезиса, повествование выступает в роли аргументов; заканчивая рассуждение, писатель делает вывод о закономерности развития характера.

Все три типа речи встречаем в монологе Софьи, героини комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она в нескольких словах характеризует Чацкого. Сначала идёт повествование (выступает в роли тезиса):

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли;

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым,

Взыскательным и огорчённым!

Сразу вслед за тем краткое, меткое описание (выступает в роли аргумента):

Остёр, умён, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

Вот о себе задумал он высоко...

Охота странствовать напала на него...

И наконец вывод — Чацкий её не любит:

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

2. Практические задания

(Определение типов речи текстов, подобранных учащимися.)

Домашнее задание

Проанализировать текст Л. М. Леонова (см. домашнее задание к уроку 15) с точки зрения типов речи.