Поурочные разработки по русскому языку 10 класс - Н. В. Егорова 2017

Самостоятельные части речи
Урок 55. Деепричастие. Морфологический разбор деепричастия. Правописание деепричастий, морфологические нормы

Цели: обобщить знания о деепричастии, его видах, основных грамматических признаках, способах образования, роли в предложении; совершенствовать навыки морфологического разбора деепричастия; показать особенности правописания деепричастий; работать над предупреждением речевых ошибок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника.)

— Что такое деепричастие?

— Что общего у деепричастия и глагола?

— Что общего у деепричастия и наречия?

— Чем деепричастия отличаются от причастий?

— Каковы морфологические признаки деепричастия?

— Какова синтаксическая роль деепричастия?

— Какова роль деепричастий в речи?

III. Работа по теме урока

1. Семинар по теме «Деепричастие»

(Обсуждение небольших сообщений-обобщений, подготовленных учащимися по теме «Деепричастие».)

План семинара

1. Деепричастие как часть речи.

По поводу классификации деепричастия есть разные точки зрения. Одни учёные считают, что деепричастие — особая форма глагола, другие полагают, что деепричастие — самостоятельная часть речи.

Экзаменационные вопросы не касаются отнесения деепричастий к той или иной части речи.

Главное — деепричастия обозначают добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечают на вопросы что делая? что сделав? Начальная форма — именительный падеж единственного числа мужского рода. Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченные добавочные действия, а деепричастия совершенного вида — законченные, совершённые добавочные действия. Деепричастия сохраняют вид глагола, от которого они образованы.

2. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Общее у деепричастия и глагола: значение действия, признак вида (совершенный и несовершенный), возвратность, переходность.

Общее у деепричастия и наречия: значение действия (наречие может обозначать признак действия, если присоединяется к глаголу), неизменяемость, синтаксическая роль (обстоятельство).

3. Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я): слушая, держа.

От глагола быть образуется деепричастие будучи.

Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов:

1) корни которых состоят только из согласных: рвать, жечь, шить и т. д. Исключение: мчаться — мчась;

2) с основой настоящего времени на г, к, х: берегут, текут. могут и т. д.;

3) с основой настоящего времени на шипящий (в большинстве случаев): пишут, режут, лижут и т. д.;

4) с суффиксом -ну: мокнут, тянут и т. д.

4. Деепричастия совершенного вида.

Деепричастия совершенного вида чаще всего образуются от основы инфинитива или прошедшего времени глагола с помощью суффиксов -в, -вши, -ши (с основой на согласный): устроив, нагнувшись, влезши.

Обратим внимание на то, что суффиксы деепричастий совершенного вида (устроив, разбившись) похожи на суффиксы действительных причастий прошедшего времени -вш-, -ш-.

Как их не перепутать? Главное — помнить, что деепричастия — неизменяемая форма глагола, т. е. они не имеют окончаний, у причастий же окончания есть.

Кроме того, деепричастия совершенного вида могут образовываться от основы простого будущего времени некоторых глаголов с помощью суффикса -а (-я): прочтя, услыша.

Суффиксы -вши, -ши имеют разговорный оттенок. Если же после них стоит постфикс -ся (-сь), этот оттенок исчезает: зацепивши — зацепившись, унёсши — унёсшись.

От некоторых глаголов образуются двойные формы: от основы инфинитива и от основы прошедшего времени (при их несовпадении): окрепнуть — окрепну в, окреп — окрепши; замереть — замерев, замер — замерши.

5. Возвратность деепричастий.

Возвратные деепричастия образуются от возвратных глаголов: сделаться — сделавшись, стараться — стараясь.

6. Отличия деепричастий от причастий.

1) Деепричастия относятся только к глаголу-сказуемому.

2) Деепричастия бывают только обстоятельствами.

3) Деепричастие — неизменяемая форма (часть речи).

7. Переход деепричастий в наречия.

Такой переход обусловлен общей синтаксической ролью деепричастия и наречия. В наречия переходят только деепричастия несовершенного вида, стоящие после глагола-сказуемого; их можно заменить другим наречием.

Татьяна любит не шутя (серьёзно, по-настоящему).

Живите-ка смеясь (легко, беззаботно).

8. Деепричастия и фразеологизмы

Деепричастия входят в состав многих устойчивых оборотов: судя по всему, откровенно говоря, иначе говоря, положа руку на сердце, немного погодя, сломя голову, очертя голову, скрепя сердце, спустя рукава и т. д.

2. Морфологический разбор деепричастия

План

1) Часть речи.

2) Общее грамматическое значение, вопрос.

3) Возвратное или невозвратное.

4) Вид (совершенный или несовершенный).

5) Синтаксическая роль в предложении.

3. Повторение правил правописания деепричастий

Выбор гласных в суффиксах деепричастий может вызвать затруднения. Проверкой может служить начальная форма глагола: конечный гласный основы сохраняется в деепричастиях совершенного вида, так же как в прошедшем времени глагола, в действительных причастиях прошедшего времени, в страдательных причастиях прошедшего времени (см. соответствующие уроки): развешать — развешал — развешавший — развешанный — развешав. Если конечный гласный основы безударный, то проверка невозможна, надо запомнить, как пишется инфинитив.

Вспомним, что не все глаголы имеют полный набор форм, не от всех глаголов образуются все формы причастий и деепричастий. Например: отчаяться — отчаялся — отчаявшийся — отчаявшись (слово отчаянный — прилагательное, оно утратило признак действия, поэтому мы его не включили в наш ряд), выскочить — выскочил — выскочивший — выскочив (нет формы страдательного причастия прошедшего времени).

4. Морфологические нормы, связанные с употреблением деепричастий

Разберём наиболее распространённые ошибки при образовании и использовании деепричастий.

1) Смешение суффиксов деепричастий: Он вглядывался в её лицо, старавшись угадать, о чём она думает. Здесь в деепричастии несовершенного вида ошибочно употреблён суффикс деепричастия совершенного вида. Правильно: стараясь.

2) Неправильное согласование деепричастия с глаголом: Едва выучив буквы, он хотел прочитать эту книжку с картинками. Деепричастие совершенного вида выучив не согласуется с глаголом несовершенного вида хотел. Правильно: захотел.

3) Ошибочное употребление деепричастий разных видов: Поднявшись по лестнице и звоня в дверь, он долго ждал, когда ему откроют. Деепричастие поднявшись совершенного вида, звоня — несовершенного, а такое сочетание недопустимо. Правильно: поднявшись и позвонив.

4) Смысловые неточности: Оплачивая проезд, пассажир метро может сделать сколько угодно пересадок. Действия, обозначенные деепричастием несовершенного вида оплачивая и глаголами может сделать, не одновременны по смыслу, а совершаются последовательно, одно за другим. Правильно: оплатив — деепричастие совершенного вида.

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Часто при составлении предложений с деепричастным оборотом допускают следующую ошибку: деепричастие и глагол обозначают действия, совершаемые разными лицами (субъектами).

Неправильно: Загорая на солнце, ультрафиолетовые луни воздействуют на кожу.

Правильно: Когда вы загораете на солнце, ультрафиолетовые лучи воздействуют на кожу.

Или: Загорая на солнце, вы подвергаете кожу воздействию ультрафиолетовых луней.

Важно запомнить: деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же действующему лицу, т. е. должны обозначать действия, совершаемые одним и тем же субъектом: глагол-сказуемое показывает основное действие, деепричастие-обстоятельство — дополнительно действие.

В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

5. Практические задания

  — Запишите предложение, объясните орфограммы. Сделайте морфологический разбор деепричастия и синтаксический разбор предложения.

Художник-аниматор, создавая мультипликационный фильм, словно оживляет рисунки.

  — Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1) Выполняя упражнения, они помогают тренировать память. (Выполняя упражнения, мы тренируем память.)

2) Выполняя упражнения, у меня возникли вопросы. (Когда я выполнял упражнение, у меня возникли вопросы.)

3) Выполняя упражнения, быстро пролетело время. (Выполняя упражнения, я не заметил, как пролетело время. Пока я выполнял упражнение, время пролетело быстро.)

6. Тест

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) начАв                      

  2) пОдняв

  3) прИняв

  4) бАлуясь

2. Укажите деепричастие совершенного вида.

  1) поглядывая                

  2) успев

  3) глядя

  4) начинаясь

3. Укажите деепричастие несовершенного вида.

  1) узнав                            

  2) крина

  3) размахнувшись                  

  4) принявшись

4. Укажите глагол, от которого нельзя образовать деепричастие несовершенного вида.

  1) опаздывать          

  2) держать

  3) водить

  4) стеречь

Домашнее задание

Повторить темы «Глагол», «Причастие», «Деепричастие», подготовиться к тесту.