Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Урок 14. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах

Цель: совершенствовать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии глагола, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Объяснительный диктант

  — Запишите предложения. Сделайте синтаксический разбор предложений.

1) Меж горцев пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье, любил их жизни простоту, гостеприимство, жажду брани, движений вольных быстроту, и лёгкость ног, и силу длани. (А. С. Пушкин) 2) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека. (Л. Н. Толстой) 3) Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна (А. Н. Островский) 4) И видишь ты синий свод неба, да солнце, да лес, в серебряно-матовый иней наряженный, полный чудес. (Н. А. Некрасов) 5) По вечерам он читал, или играл в шахматы, или смотрел телевизор. 6) Бывают люди крайне нерешительные, ни рыба ни мясо.

2. Беседа по вопросам, повторение

— Что такое обобщающие слова?

  — Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами при однородных членах?

— Какие слова могут стоять при обобщающих?

  — Какими членами предложения могут быть обобщающие слова?

Комментарии

Прежде всего обобщающие слова обозначают общее понятие относительно однородных членов. Произносятся такие предложения с особой интонацией, с паузой между частью предложения с обобщающим словом и однородными членами.

В зависимости от положения обобщающих слов в предложении ставится двоеточие, тире или оба эти знака.

Изморозь была везде: на крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи.

Здесь обобщающее слово стоит перед однородными членами, требуется двоеточие.

Переделаем предложение, чтобы появилось тире.

На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — везде была изморозь.

А теперь изменим предложение так, чтобы однородные члены оказались в середине.

Везде: на крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — была изморозь.

Обобщающие слова не всегда стоят непосредственно перед однородными членами или после них, их могут разделять другие слова.

Ничто в природе не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

При обобщающих словах перед двоеточием могут стоять слова, например, как то, а именно, то есть, после тире — короче говоря, одним словом, словом. Все эти слова выделяются запятой.

Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.

Тихие сумерки, шелест листвы, звон воды — словом, всё настраивало особым образом.

Обобщающие слова могут быть любыми членами предложения, но обязательно теми же, что и однородные члены, которые они обобщают.

Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан. (Подлежащее.)

Мальчик прыгал, кричал, дрыгал руками и ногами, кривлялся — словом, делал всё, чтобы родители обратили на него внимание. (Сказуемое.)

Тропические птицы окрашены в ярчайшие цвета, в их оперенье смешаны все цвета радуги: красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая.  (Определение.)

Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде. (Обстоятельство.)

Она смотрела всё подряд: реалити-шоу, кулинарные передачи, сериалы, рекламу. (Дополнение.)

3. Проверочный диктант

  — Запишите предложения. Определите синтаксическую роль однородных членов и обобщающих слов (там, где они есть) и подчеркните их. Сделайте синтаксический разбор предложений: вариант 1 — второго, вариант 2 — седьмого.

1) Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и подолам, и по горам. (И. А. Крылов) 2) Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И. А. Крылов) 3) Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А. С, Пушкин) 4) Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. (А. М. Горький) 5) Всё кругом: зелёная трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой — выглядело несказанно радостным и привлекательным. 6) Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось. 7) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто. 8) Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики. 9) И от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки — отовсюду веяло запахом весны.

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить тему «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях».

  3. Составить задания по морфологии причастия, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).