Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Урок 19. Обращения и знаки препинания при них

Цели: закреплять и расширять знания об обращении и его роли в предложении, о способах выражения обращения, его стилистических особенностях; совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии наречия, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

— Что называется обращением?

— Какую форму имеет обращение?

— Чем может быть выражено обращение?

— Какое место в предложении занимает обращение?

— С какой интонацией произносится обращение?

— Каковы функции обращений?

  — В чём особенность употребления обращений в поэтической речи?

— Как выделяется обращение в предложении?

— Как называются знаки при обращении?

  — Что общего между вводными словами и обращениями?

  Комментарии

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа. Одиночные обращения могут быть выражены существительными или другими частями речи в роли существительного, распространённые — словосочетанием с главным словом — существительным.

— Ну что ж, Онегин ? Ты зеваешь. —

— «Привычка, Ленский».

Но вы, блаженные мужья,

С ним оставались вы друзья.

      А. С. Пушкин

Обращение не входит в структуру предложения, т. е. не является его членом. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Предложения с обращениями имеют специфическую, звательную интонацию.

  Обращения употребляются, прежде всего, в устной речи.

  Валерий Михайлович, повторите, пожалуйста, вопрос.

  Я уже здоров, доктор.

  Официальные объявления тоже часто начинаются с обращений.

Граждане встречающие, поезд Петербург — Москва прибывает на первый путь.

В поэтической речи обращениями могут быть неодушевлённые существительные — это один из приёмов олицетворения.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты...

А. А. Блок

Знаки препинания при обращении — выделительные (запятые и восклицательный знак).

Если обращение произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак, а следующее предложение пишется с прописной буквы.

Граждане! Все на выборы!

Перед обращением может быть частица о, которая сливается с ним в произношении и не отделяется запятой.

Как хорошо ты, о море ночное... (Ф. И. Тютчев)

Вводные слова и обращения грамматически не связаны с членами предложения, при тех и других используются выделительные знаки препинания.

  2. Практические задания

  — Запишите предложения с обращениями и прочитайте их со звательной интонацией. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните обращения, укажите, чем они выражены.

1) О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!.. (А. П. Чехов) 2) Отъезжающие, займите места в вагоне! 3) Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С. А. Есенин) 4) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (И. З. Суриков) 5) Вася, голубчик, куда же ты спрятался? 6) Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И. А. Крылов) 7) Индия, о высокочтимый мой учитель, находится на самом краю земного диска. (Л. И. Лагин) 8) Играйте, веселитесь, растите, молодые силы! (И.С. Тургенев) 9) Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь! (И. С. Тургенев) 10) Вы должны были, братья, устоять, как стена. (А. Т. Твардовский)

  — Запишите предложения под диктовку, расставьте знаки препинания и объясните пунктограммы. Сделайте синтаксический разбор предложений.

Друзья Людмилы и Руслана!

С героем моего романа

Без предисловий, сей же час

Позвольте познакомить вас.

      А. С. Пушкин

В полях под снегом и дождём,

Мой милый друг, мой нежный друг,

Тебя укрыл бы я плащом

От зимних вьюг, от зимних вьюг.

      Р. Бёрнс

3. Проверочный диктант

1) Куда ты, светлый ручеёк, стремишься? 2) Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью. (А. И. Куприн) 3) С одной стороны, это был человек очень добрый, с другой — вспыльчивый и резкий. 4) Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен? (А. С. Пушкин) 5) Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А. С. Пушкин) 6) Ночью, однако, никому не спалось. 7) Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (М. Ю. Лермонтов) 8) Своими часами (это был подарок родителей) я очень дорожил. 9) Монгольские лошади невысоки, однако выносливы. 10) Вам, я полагаю, следует быть повежливее. 11) До свиданья, дорогие! Вам ни пуха ни пера! (Ю. И. Визбор)

Грамматическое задание

Вариант 1

Вариант 2

1. Сделайте синтаксический разбор и постройте схему предложения.

Предложение 6

Предложение 11

2. Подчеркните грамматическую основу в предложениях.

Предложения 2, 10

Предложения 6, 8

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить темы «Вводные слова и предложения», «Вставные конструкции», «Обращения», подготовиться к тесту.