Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Простое предложение
Урок 24. Знаки препинания при сравнительном обороте. Уточняющие члены предложения

Цели: закреплять и расширять знания об обособлении сравнительных оборотов и уточняющих членов предложения; совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии частицы, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам, повторение

  — Всегда ли обособляются выражения с союзом как?

  Комментарии

Широко распространено убеждение, что перед союзом как всегда ставится запятая. Это верно лишь в нескольких случаях.

  Знак препинания зависит не от самого слова как, а от роли слов и их связей внутри предложения.

Правило

Примеры

Запятая при союзе как ставится:

1) в сравнительных оборотах (см. урок 23)

Глаза зверя светились в темноте, как два огонька.

2) перед вводными конструкциями

Мне, как говорится, было не до смеха. Весь день, как всегда, прошёл в хлопотах.

3) перед сочетанием как и

Растения подвержены болезням и нападению врагов, как и все живые существа.

4) в оборотах не кто иной, как; не что другое, как

На сцене не кто иной, как знаменитый маг. Меня огорчило не что другое, как заведомая ложь.

5) в сочетаниях с указательными словами

Такой человек, как он, не откажет в помощи.

Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно, как на Невском.

(Н. В. Гоголь)

6) в сочетаниях со значением причины

Ему, как заядлому туристу, не сиделось долго на месте (так как он был заядлый турист).

7) если как является подчинительным союзом в сложноподчинённом предложении

Почтенный замок был построен, как замки строиться должны. (А. С. Пушкин)

Запятая перед союзом как не ставится:

1) если сравнительный оборот носит фразеологический характер

Мальчишки бежали как угорелые. Он стал седым как лунь.

2) если как = в качестве

Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А. С. Пушкин)

3) при наличии отрицательной частицы не или слов совсем, совершенно, именно, почти и т. д.

Второй раз мы встретились уже не как враги.

В этой чужой семье меня приняли почти как родного.

4) если оборот с как тесно связан со сказуемым

Моего друга как подменили.

Она хохотушка с глазами как вишни.

Снег у крыльца как песок зыбучий.

Деревья стояли как колонны.

Пруд был как зеркало.

5) в сочетаниях как... так и, не иначе как, не далее как, как нельзя {можно)

Порядочным нужно быть как в большом, так и в малом.

Внезапно ветер нагнал тучи, не иначе как пойдёт дождь.

Об этом мы говорили не далее как вчера. Постарайся сделать работу как можно скорее.

Я понимаю тебя как нельзя лучше.

6) при однородных членах

Я думал уж о форме плана и как героя назову. (А. С. Пушкин)

Я хотел понять, какое впечатление произвёл мой поступок и как мне действовать дальше.

— Для чего служат в предложении уточняющие члены?

— Какие члены предложения бывают уточняющими?

  — Какие союзы могут присоединять уточняющие члены к уточняемым?

  — В чём особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая и т. д.?

Комментарии

Часто и в устной, и в письменной речи необходимы уточнения, конкретизация сообщения. С этой целью применяются уточняющие члены предложения. На письме они обособляются, в речи — выделяются интонацией.

Обособляются любые члены предложения, если они служат для пояснения, уточнения, конкретизации.

Начальник отряда, высокий пожилой человек, предложил нам отдохнуть.

Он был молод, не старше двадцати лет.

Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л. Н. Толстой)

Всю четвёртую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная канонада. (К. М. Симонов)

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику. (А. С. Пушкин)

Уточняющие члены могут присоединяться к уточняемым с помощью поясняющего союза или.

Все белки, или протеины, очень похожи по своему химическому составу.

Двумя запятыми выделяется уточняющее слово с союзом или. Этот союз в данном случае имеет значение «то есть», в высказывании даётся два наименования одного и того же понятия. Поясняющий союз или нельзя путать с разделительным союзом или.

  В предложении с разделительным союзом сообщается о каком- либо выборе, с уточняющим, поясняющим — конкретизируется какое-либо значение, речь о выборе не идёт.

Сравним два предложения.

По снежным просторам Заполярья люди приспособились ездить на оленях или на собаках.

В любой школе есть модель земного шара, или глобус.

В первом случае союз разделительный, показывает возможность двух вариантов, во втором — союз уточняющий: модель земного шара и есть глобус.

Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением и т. д.

За исключением нескольких человек, все были в сборе.

Но обособления в подобных предложениях может и не быть.

Чаще обособляются дополнения, по смыслу выделяющие, исключающие.

Сравним два предложения.

Кроме меня в классе на перемене оставалось ещё несколько человек.

То есть был я и ещё несколько человек. Включение остальных действующих лиц — запятая не обязательна.

Кроме меня, в классе никого не было.

То есть был только я. Исключение остальных действующих лиц — запятая желательна.

Надо иметь в виду, что часто такие обособления в тексте являются факультативными, авторскими, поэтому грубой ошибкой отсутствие запятых в подобных конструкциях считать нельзя.

Рассмотрим случаи обособления оборотов с предлогом вместо.

Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (А. С. Пушкин)

Оборот с предлогом вместо является в данном случае дополнением, зависящим от глагола-сказуемого ожидала, связан с ним (и то и другое могло ожидать) — обособление не обязательно.

Вместо ответа на прямо поставленный вопрос, он начал увиливать.

В этом предложении борот не зависит от глагола-сказуемого, синтаксически не связан с ним — обособление обязательно.

Если же предлог вместо имеет значения «за», «взамен», то оборот не обособляется.

Вместо шапки на ходу он надел сковороду. (С. Я. Маршак)

В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если уточняющей интонации нет, в некоторых случаях возможно двоякое понимание предложения, его смысла.

В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и её маленький братишка.

Сколько человек сидело в лодке? Если интонация уточняющая, тогда Аня — сестра говорящего, значит всего в лодке три человека. Если интонация перечислительная, то получается, что сестра — ещё один человек, разместившийся в лодке, т. е. всего четыре человека. Не зная точно ситуацию, контекст, мы не можем с уверенностью ответить на вопрос, так как предложение допускает двоякое толкование.

Снег лежал высоко в горах.

Снег лежал высоко, в горах.

Первое предложение не имеет интонации уточнения, запятая не ставится. Второе предложение произносится с интонацией уточнения, запятая нужна. Здесь знак зависит от того, что и как именно хотел сказать автор. Допустимы оба толкования.

2. Объяснительный диктант

  — Запишите предложения из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Объясните роль знаков препинания. Укажите морфологическую характеристику слова как в каждом предложении.

1) Как томно был он молчалив, как пламенно красноречив, в сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, как он умел забыть себя! 2) Попы и гости ели, пили, и после важно разошлись, как будто делом занялись. 3) И песнь его была ясна, как мысли девы простодушной, как сон младенца, как луна в пустынях неба безмятежных... 4) Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой. 5) Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена. 6) Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.

Ответ: в предложении 1 как — усилительная частица, в предложении 2 — часть составного союза как будто, в предложениях 3 — 5 — союз при сравнительном обороте, в предложении 6 — союз, присоединяющий придаточное предложение.

  — Сделайте пунктуационный и синтаксический разбор предложений (устно и письменно, по выбору учителя).

1) Для него работа как каторга. 2) Вопреки нашим опасениям, дорога оказалась не такой уж утомительной. 3) Здесь, в библиотеке, хранятся редчайшие книги. 4) Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево. 5) Турнир, невзирая на первые досадные поражения, мы всё-таки выиграли. 6) Лицо бабушки словно исчерчено густой сеткой морщин. 7) Новая встреча Мастера и Маргариты происходит опять весной, в мае, после бала весеннего полнолуния. 8) Она вдруг улыбнулась, даже покраснела от радости. 9) Из иллюминатора самолёта хорошо видны были многочисленные рукава, или протоки, ответвления Амура. 10) Лошадка оказалась низкорослой, не выше полутора аршинов.

  — Найдите в тексте обособления, объясните, чем они обусловлены. Укажите, чем выражены обособленные члены предложений. Перестройте предложения так, чтобы причастные обороты стояли перед определяемым словом, и запишите их.

Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. Почувствовав неладное, звери и птицы пустились подальше. Земля начала мелко подрагивать, словно волнуясь. Минеральные источники, разогретые внутренним жаром, забурлили. Постепенно набирая силу, вулкан принялся ворчать, попыхивать своей трубкой, пускать дым, выбрасывать пепел. И вот из жерла показалась раскалённая лава. Извержение началось.

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Повторить тему «Обособленные члены предложения», подготовиться к контрольной работе.