Поурочные разработки по русскому языку 11 класс - Н. В. Егорова 2016

Обобщение изученного
Урок 63. Подготовка к сочинению. Анализ текста. Редактирование текста

Цели: дать рекомендации по выполнению задания части С ЕГЭ; совершенствовать навыки анализа и редактирования текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Рекомендации по написанию сочинения

С основными рекомендациями по выполнению задания части С вы уже знакомы: не так давно вы писали сочинение по тексту нового варианта ЕГЭ (см. уроки 56 — 57). Вот ещё несколько советов.

1. Что поможет в написании сочинения.

Получив бланки заданий, бегло прочитайте основной текст. Когда дойдёт дело до сочинения, текст вам будет уже знаком, а значит, вам легче будет понять, что от вас требуется.

Перед тем как начать писать, подумайте, какова тема текста, его идея, как автор раскрывает свою главную мысль, проводит её в тексте. Здесь поможет определение стиля и типа речи. Чаще всего (но не всегда!) в качестве экзаменационных текстов выбираются публицистические произведения. Помните, что публицистический стиль (как и художественный) обычно включает в себя элементы других стилей, отметьте это в своей работе, напишите, какую роль играют эти элементы в тексте.

В повествовательном тексте вычлените элементы композиции, которые помогут раскрыть замысел автора. В описательном произведении определите вид описания (пейзаж, портрет, интерьер, описание действий), подумайте, как достигается автором выразительность описания. В случае рассуждения проследите, как выражен тезис, какие аргументы приводит автор для его доказательства. Отметьте, в чём, по вашему мнению, заключается своеобразие авторского стиля, выразительность речи.

Не забудьте попутно не только отметить средства лексической и синтаксической выразительности (одно-два), но и определить их роль — они подчинены идее текста.

Для переходов от одной мысли к другой удобно пользоваться приёмами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов, спорить с воображаемым оппонентом.

Стремитесь к выразительности языка, а не к украшательству.

Не увлекайтесь длинными цитатами и не увеличивайте тем самым искусственно объём сочинения. Достаточно двух-трёх кратких, выразительных цитат, умело вплетённых в ткань вашего текста, чтобы сделать его неповторимым, ярким, убедительным. Цитата не должна быть оторвана от остального текста сочинения.

Не стоит увеличивать объём сочинения и за счёт размашистого почерка. Главное всё же не сколько, а как написано. Важны общая грамотность человека (орфографическая, пунктуационная, речевая), его эрудиция, наблюдательность.

В конце сочинения сделайте вывод. Он не должен быть большим. Достаточно одного-двух предложений, в которых чётко и логично выражена ваша позиция.

Рассчитайте время, чтобы его хватило для проверки, редактирования и аккуратного перенесения сочинения на бланк.

2. Как работать с черновиком.

Прочитав текст второй раз, набросайте на черновике всё, что придёт в голову по поводу текста: факты, имена, ассоциации, выразительные детали и т. д.

Удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами, оставляя место для перестановок, вставок и т. д. Черновик лучше писать разборчиво, иначе вы сами можете не понять, что же вы имели в виду под какой-нибудь закорючкой.

Соблюдайте поля не только в чистовом варианте, но и в черновике. Не забудьте о членении текста — делите сочинение на абзацы ещё в черновике, при редактировании уточните границы частей вашей работы.

Теперь с новыми силами перечитайте всё, что вы написали. Старайтесь делать это так, как будто вы читаете чужую работу. Придирайтесь к себе, но не слишком, иначе вы можете разочароваться в результатах своей работы, а ведь она чего-нибудь да стоит! Замечания сделаны, вопросы поставлены, можно приступать к редактированию и проверке. По мнению Ф. М. Достоевского, «величайшее умение писателя — это умение вычёркивать». Человеку, который редактирует своё сочинение, тоже полезно помнить эту фразу. Вам кажется, что в каком-то месте вы переливаете из пустого в порожнее? Безжалостно вычёркивайте лишнее! Вам показалась интересной собственная мысль? Нужно развить её, показать её красоту и оригинальность.

Можно чередовать редакторскую правку с проверкой орфографии и пунктуации. Не забудьте, что правописание порой зависит от контекста, поэтому прочитайте предложение, в котором встретилось трудное слово, целиком. То же относится к знакам препинания.

Отредактировав и проверив сочинение по частям, прочтите его исправленный вариант ещё раз. Осталось переписать на чистовик.

2. Работа с текстом

(Чтение и обсуждение текста нового демонстрационного варианта ЕГЭ, устное сочинение.)

3. Задания по редактированию

  — Укажите предложения без речевых ошибок, остальные предложения исправьте.

1) В образе старого Болконского Толстой изобразил своего деда. (В образе старого Болконского Толстой вывел своего деда.)

2) Но наиболее интереснейшим мне показался образ Раскольникова. (Но наиболее интересным мне показался образ Раскольникова.)

3) Поезжайте до следующей станции.

4) До финиша оставалось ещё более девятиста метров. (До финиша оставалось ещё более девятисот метров.)

5) Он радовался от счастья. (Он радовался. Или: Он был счастлив.)

6) Разговоры Базарова с Павлом Петровичем не принесли ему ничего хорошего. (Разговоры с Павлом Петровичем не принесли Базарову ничего хорошего.)

7) В последнем номере журнала напечатана рецензия на новый роман А. Волоса.

— Найдите речевые ошибки и исправьте предложения.

1) Городничий говорит собравшимся, что «к нам едет ревизор». (Городничий говорит собравшимся: «К нам едет ревизор».)

2) Толстой не только показывает мужество, выносливость, самоотверженность русского воина-труженика, но и его милосердие по отношению к побеждённому врагу. (Толстой показывает не только мужество, выносливость, самоотверженность русского воина-труженика, но и его милосердие по отношению к побеждённому врагу.)

3) Мне кажется, Островский выразил идею о свободе человеческой натуры, которая, как её ни подавляй, давала о себе знать. (Мне кажется, Островский выразил идею о свободе человеческой натуры, которая, как её ни подавляй, даст о себе знать.)

4) Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящаяся через человеческую душу. (Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу.)

5) Это самая интереснейшая книга из всех, что я прочитал. (Это самая интересная книга из всех, что я прочитал.)

6) Особенно выразительны образа богатырей. (Особенно выразительны образы богатырей.)

7) Эти вдохновенные строки Пушкин посвятил жёнам декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь.(Эти вдохновенные строки Пушкин посвятил жёнам декабристов, последовавшим за своими мужьями в Сибирь.)

8) Станционный смотритель — мелкий чиновник с низкой зарплатой. (Станционный смотритель — бедный мелкий чиновник.)

9) Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу». (Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу».)

10) Взволнованные монологи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят никаких перемен. (Взволнованные монологи Чацкого обращены к дворянству, которое не хочет никаких перемен. Или: Взволнованные монологи Чацкого обращены к дворянам, которые не хотят никаких перемен.)

11) Чехов не мог оставаться в стороне этих событий. (Чехов не мог оставаться в стороне от этих событий.)

12) Эта книга не только имеет познавательную ценность, но и эстетическую. (Эта книга имеет не только познавательную ценность, но и эстетическую.)

Домашнее задание

Подготовиться к итоговому тесту.